стереотипы и установки

Содержание

Слайд 2

Как мы видим мир?

Как мы видим мир?

Слайд 3

Стереотип (от др.-греч. (от др.-греч. στερεός — твёрдый, пространственный и τύπος

Стереотип (от др.-греч. (от др.-греч. στερεός — твёрдый, пространственный и τύπος — «отпечаток»).

Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела (от др.-греч. στερεός — твёрдый, пространственный и τύπος — «отпечаток»). Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише (от др.-греч. στερεός — твёрдый, пространственный и τύπος — «отпечаток»). Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий.
Слайд 4

Установка (аттитюд) определяется как предрасположенность индивида определенным образом оценивать других людей

Установка (аттитюд) определяется как предрасположенность индивида определенным образом оценивать других людей

различные объекты, явления или идеи.
Важность феномена:
не будучи направляем установкой, индивид находится в замешательстве, недоумении. Какой-то вид готовности является необходимым до того, как он сможет осуществить достаточное наблюдение, высказать подходящее суждение или дать тот или иной ответ, кроме самого примитивно рефлекторного.
Установки определяют для каждого индивида то что он увидит и услышит, то, что он будет думать и делать. Установки – основа избирательности и взаимности в коммуникации.
Установки «привносят смысл в мир» (У. Джеймс); разграничивают хаотическое окружение и упорядочивают его; являются нашими «методами», с помощью которых мы находим свой путь в жизни
Слайд 5

Роль стереотипов Автоматическое, стереотипное поведение у людей превалирует, поскольку во многих

Роль стереотипов

Автоматическое, стереотипное поведение у людей превалирует, поскольку во многих случаях

оно целесообразно, а в других – просто необходимо.
Слайд 6

Экономия усилий формирование стереотипов это экономия собственных усилий, так как попытка

Экономия усилий

формирование стереотипов это экономия собственных усилий, так как попытка увидеть

все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал.
Слайд 7

Разметка мира системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом

Разметка мира

системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты

нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира не полна, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его.
Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идет о серьезных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще.
Слайд 8

Система стереотипов — не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной

Система стереотипов — не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности

на упорядоченное представление о ней, только сокращенный и упрощенный путь восприятия.
Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, а следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой.
Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.
Слайд 9

СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП Хотя стереотип по определению имеет социальное происхождение и распространение,

СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП

Хотя стереотип по определению имеет социальное происхождение и распространение,

атрибут "социальный" позволяет дифференцировать это понятие от др. значений термина "стереотип" (полиграфический стереотип; стереотипное поведение инстинктивного или условно-рефлекторного типа, динамический стереотип;  ритуал). Однако термин "С. с." может пониматься и в более узком смысле: как стереотипное представление о социальной группе или общности (и ее членах). В этом смысле различают социальные (напр., этнические) автостереотипы (представления о своей группе) и гетеростереотипы (представления о др. группах). Т. о., С. с. - это штампы сознания, вырабатываемые социальной средой и приписывающие те или иные дескриптивные, ценностные и прескриптивные значения социальным группам и их типичным представителям. С. с. (как правило, гетеростереотип), ассоциированный с негативным отношением (эмоционально-оценочным компонентом) к той или иной группе, называется "предубеждением" (см. Предрассудок). Ср. Аттитюд.
Слайд 10

Стереотипы и предрассудки В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных

Стереотипы и предрассудки

В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных суждение

содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Справедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. ПредрассудокВ повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Справедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтен и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизацииВ повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Справедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтен и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков. Качество его мышления и деятельности будет зависеть от того, являются ли эти предрассудки доброжелательными по отношению к другим людям и идеям, возбуждают ли они скорее любовь по отношению к тому, что явно воспринимается как благо, или ненависть по отношению к тому, что не входит в их представление о благе.
Слайд 11

Динамика стереотипов Стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум.

Динамика стереотипов

Стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум. Это

накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.
В определенной степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.
В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определенную гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет ее.
Слайд 12

«опорные» стереотипы: культурные, этнические, религиозные, гендерные …

«опорные» стереотипы: культурные, этнические, религиозные, гендерные …

Слайд 13

Гендерные стереотипы Гендерные стереотипы — сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения)

Гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы — сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том,

как в действительности ведут себя или должны вести себя мужчины и женщины. В основном, в России с мужчиной ассоциируются такие слова как сильный, жестокий, равнодушный, драчливый и самоуверенный. В семье мужчина — хозяин, лидер, защитник. Женщина характеризуется как скромная, вежливая, следящая за своей внешностью. В семье она — воспитательница и кухарка. Здесь приведён просто один из существующих вариантов. При этом следует понимать, что гендерные стереотипы сильно варьируют в разных странах мира, исторически в пределах одной страны, и даже могут взаимоисключающе существовать одновременно.
Слайд 14

Слайд 15

РЕВЕРСИВНЫЙ ГЕНДЕРНЫЙ СТЕРЕОТИП несоответствие поведения конкретного человека бытующему представлению о том,

РЕВЕРСИВНЫЙ ГЕНДЕРНЫЙ СТЕРЕОТИП несоответствие поведения конкретного человека бытующему представлению о том,

как должен вести себя представитель определенного пола, демонстрация поведения, противоположного ожидаемому.
На фото – Джонни Вейр, трехкратный чемпион США по фигурному катанию.
Слайд 16

Адам Ламберт

Адам Ламберт

Слайд 17

Слайд 18

Стереотип поведения Стереоти́п поведе́ния — в пассионарной теории этногенеза — в

Стереотип поведения

Стереоти́п поведе́ния — в пассионарной теории этногенеза — в пассионарной теории этногенеза,

система поведенческих — в пассионарной теории этногенеза, система поведенческих навыков, передаваемых из поколения в поколение посредством сигнальной наследственности — в пассионарной теории этногенеза, система поведенческих навыков, передаваемых из поколения в поколение посредством сигнальной наследственности, специфичная для каждой этнической системы.

Стереотип поведения этноса имеет внутреннюю структуру, включающую строго определенные нормы отношений:
между коллективоммежду коллективом и индивидом,
индивидов между собой,
внутриэтнических групп между собой,
между этносом и внутриэтническими группами.
Стереотип поведения также включает навыки адаптацииСтереотип поведения также включает навыки адаптации в ландшафте и нормы отношения к иноплеменникам.

Слайд 19

Политические стереотипы упрощенное, схематическое и ценностно-ориентированное представление о политических объектах. Для

Политические стереотипы

упрощенное, схематическое и ценностно-ориентированное представление о политических объектах. Для стереотипа

характерно персонификация событий, высокий эмоциональный заряд, иррациональность, устойчивость. С.п.в обыденном сознании может заменить знание, значительно упрощая процесс ориентации в политическом пространстве.
Слайд 20

Слайд 21

Стереотипы, также как и установки, включают следующие компоненты: Когнитивный компонент –

Стереотипы, также как и установки, включают следующие компоненты:

Когнитивный компонент – наше

мнение об объекте
Аффективный (эмоциональный) компонент – наши чувства об объекте
Поведенческий (конативный) компонент – наши поведенческие тенденции по отношению к объекту
Слайд 22

Конфликт стереотипов

Конфликт стереотипов

Слайд 23

УСТАНОВКИ Изменение установок

УСТАНОВКИ

Изменение установок

Слайд 24

Оценочный параметр установки: негативный и позитивный полюс Оценка всегда связана с

Оценочный параметр установки: негативный и позитивный полюс

Оценка всегда связана с ценностной

сферой личности, группы, социума, культуры.
Основой многих установок личности являются обобщенные социальные ценности. (здоровье, любовь, мир, свобода и т.п.)
Иерархия ценностей и их влияние на установки
Слайд 25

Формирование и изменение установок Почему какие-то одни объекты или ситуации нам

Формирование и изменение установок

Почему какие-то одни объекты или ситуации нам нравятся,

а другие вызывают негативное отношение?
В чем причина того, что наши отношения к различным вещам и явлениям подвержены изменениям, и порой довольно существенным?
Каким образом вообще у нас появляются те или другие социальные установки?
Связаны ли установки между собой?
Слайд 26

Подходы к пониманию того, как формируются и изменяются социальные установки Теория

Подходы к пониманию того, как формируются и изменяются социальные установки

Теория научения

– установка как акт обучения, выработки привычки
Когнитивное соответствие (люди стремятся к согласованности и осмысленности своих знаний). Феномен «психологики» – процесс, посредством которого мы можем менять наши убеждения таким образом, чтобы они психологически соответствовали друг другу, не следуя при этом не только формальной логике, но зачастую даже житейской рациональности. База – самоубеждение.

Теория баланса (Ф. Хайдер)
Теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер)
Ядро этих подходов – идея о том, что индивид испытывает давление в направлении соответствия.

Слайд 27

Мы научились искусно возводить стены и строить преграды Ведь это так прекрасно, чувствовать себя защищенным

Мы научились искусно возводить стены

и строить преграды

Ведь это так прекрасно, чувствовать

себя защищенным
Слайд 28

Когда мы появились на Свет мы не знали ни правил, ни

Когда мы появились на Свет
мы не знали ни правил, ни формул.
Для

нас не было правильных и неправильных решений
ВСПОМНИ
Слайд 29

Стереотипы, установки и здравый смысл

Стереотипы, установки и здравый смысл

Слайд 30

Здравый смысл и интеграция информации Здравый смысл «отказывается» искать реальные причины,

Здравый смысл и интеграция информации

Здравый смысл «отказывается» искать реальные причины, ему

достаточно некой «достоверной» причины.
Интеграция информации: сбор «по крупинкам», порядок комбинирования которых зависит от установок, на которые накладывается первое впечатление + интерпретация более поздней информации.
Слайд 31

Иллюзорное мышление Колоссально влияние на повседневное мышление поисков последовательности в случайных

Иллюзорное мышление

Колоссально влияние на повседневное мышление поисков последовательности в случайных событиях.

Тенденция мышления, далеко уводящая от реальности.
Иллюзорная взаимосвязь: восприятие взаимоотношений там, где их в реальности нет, или восприятие взаимоотношений более тесными, чем они есть на самом деле.

Иллюзия контроля: восприятие индивидом событий, которые невозможно контролировать, как подверженных собственному контролю или как более контролируемых, чем это есть на самом деле

Слайд 32

Видение и интерпретация: псевдологика случайных связей

Видение и интерпретация: псевдологика случайных связей

Слайд 33

Наш образ мыслей, как правило, адаптивен. Иллюзорное мышление часто является побочным

Наш образ мыслей, как правило, адаптивен.
Иллюзорное мышление часто является побочным

продуктом наших мыслительных стратегий для упрощения сложной информации. Оно идет параллельно с восприятием, иногда вводя нас в заблуждение.
Слайд 34

Фигура и фон: наш взгляд создает «туннель реальности»

Фигура и фон: наш взгляд создает «туннель реальности»

Слайд 35

Способность и готовность осознать предвзятое отношение.

Способность и готовность осознать предвзятое отношение.

Слайд 36

Слайд 37

«Он лежал на диване, смотрел на карту Австралии, и был не согласен с ее очертаниями…»

«Он лежал на диване, смотрел на карту Австралии, и был не

согласен с ее очертаниями…»