Тема: «Романтизм в западноевропейской культуре XVIII – XIX вв.» Выполнил: Боймуродов С.Бурсаковский С. группа Т093

Содержание

Слайд 2

На рубеже XVIII и XIX веков в Германии и других европейских

На рубеже XVIII и XIX веков в Германии и других европейских

странах возникло новое направление в духовной и художественной культуре, получившее название романтизм.
Романтизм был первым направлением в искусстве, которое признало художника субъектом творчества и провозгласило безусловный приоритет индивидуальных вкусов творческой личности.
Слайд 3

Наибольшего развития романтизм достиг во Франции (Т. Жерико, Э. Делакруа, Г.

Наибольшего развития романтизм достиг во Франции (Т. Жерико, Э. Делакруа, Г.

Доре).
Крупнейшие его представители в Германии — Ф.О. Рунге, К.Д. Фридрих, П. Корнелиус.
В Великобритании: — Дж. Констебль, У. Тернер.
В России черты романтизма проявились в творчестве О.А. Кипренского, отчасти — В.А. Тропинина, С.Ф. Щедрина, М.И. Лебедева, К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни, Ф.П. Толстого.
Слайд 4

Романтизм утверждает полную раскованность, служение самому себе, идеалы личной независимости. Именно

Романтизм утверждает полную раскованность, служение самому себе, идеалы личной независимости. Именно

их он считает нормальным проявлением индивидуальности. Романтизм — это мир, в котором царствуют меланхолия, иррациональность, эксцентричность. Его следы проявлялись в европейском сознании еще в XVII веке, но расценивались врачами как признак умственного расстройства.
Слайд 5

Первые признаки романтизма появляются почти одновременно в разных странах, но каждая

Первые признаки романтизма появляются почти одновременно в разных странах, но каждая

внесла в его развитие свой вклад. Родиной романтизма считается Германия, здесь были заложены основы романтической эстетики. Из Германии новое течение стремительно распространилось по всей Европе. Романтизм охватил литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства.
Слайд 6

Философско-эстетическую теорию раннего романтизма разработали в Германии А. В. и Ф.

Философско-эстетическую теорию раннего романтизма разработали в Германии А. В. и Ф.

Шлегели, Новалис, И. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Ф. Шлейермахер, Л. Тик, творческое объединение которых, существовавшее в 1798—1801 годах, получило название Иенских романтиков.
Кружок немецких романтиков создал эстетическую концепцию новой универсальной культуры и помог формированию в первой половине XIX века романтической философии, к представителям которой относят Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775—1854), Артура Шопенгауэра (1788—1860), Серена Кьеркегора (1813—1855).
Слайд 7

Немецкий философ Фридрих Шеллинг был близок йенским романтикам. Исходя из положений

Немецкий философ Фридрих Шеллинг был близок йенским романтикам. Исходя из положений

Канта и Фихте, он создал романтическую теорию, построенную на основе объективного идеализма. Главный метод познания у него — интеллектуальная интуиция, присущая философскому и художественному гению. Искусство — высшая форма постижения мира, единство сознательного и бессознательного («Система трансцендентального идеализма», 1800). В нем воедино сливаются все виды деятельности — теоретическая и практическая, духовная и чувственная.
Слайд 8

Крупной исторической фигурой был немецкий философ-иррационалист Артур Шопенгауэр. В его основном

Крупной исторической фигурой был немецкий философ-иррационалист Артур Шопенгауэр.
В его основном

произведении «Мир как воля и представление» (1819—1844) мир предстает как стихийная «воля к жизни». Она — источник инстинктов и бесконечного эгоизма человека, который выражается в непрерывной «войне всех против всех». Государство не может уничтожить эгоизма, поскольку оно — лишь система сбалансированных частных воль.
Шопенгауэр называл существующий мир «наихудшим из возможных», а свое учение — «пессимизмом». Мировая история не имеет смысла. Страдание — наказание за первородный грех, вину обособленного существования. Преодоление эгоизма и страдания происходит в сфере искусства и морали.
Высшее из искусств — музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение «воли к жизни».
Слайд 9

Главными представителями считаются Новалис, Э.Т.А. Гофман, Дж. Байрон, П.Б. Шелли, В.

Главными представителями считаются Новалис, Э.Т.А. Гофман, Дж. Байрон, П.Б. Шелли, В.

Гюго, Э. По, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев.

Романтизма в литературе

Слайд 10

Самый крупный представитель немецкого романтизма Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776—1822) .

Самый крупный представитель немецкого романтизма Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776—1822) .
В

своем творчестве Э.Т.А. Гофман раскрыл глубокую пропасть между образом жизни и мышлением художника и обычного человека. («Житейские воззрения кота Мурра», 1822). Гофман — один из основоположников немецкой романтической музыкальной эстетики и критики. Он автор одной из первых романтических опер — «Ундина» (1814).
Слайд 11

Великий французский писатель-романтик Виктор Гюго (1802— 1885) создал вдохновенные романы «Собор

Великий французский писатель-романтик Виктор Гюго (1802— 1885) создал вдохновенные романы «Собор

Парижской Богоматери» (1831), «Отверженные» (1862), «Человек, который смеется» (1869) и др., где обличал общественные язвы и социальную несправедливость.
В предисловии к драме «Кромвель» (1827) Гюго поместил манифест французских романтиков, где выступил против классического правила «трех единств» и формального разграничения жанров, сформулировал принципы новой, романтической драматургии. Гюго признавал возможным смешение трагического и комического.
Слайд 12

Творчество выдающегося французского поэта Шарля Бодлера (1821 —1867) называют «поэзией упадка

Творчество выдающегося французского поэта Шарля Бодлера (1821 —1867) называют «поэзией упадка

и тления». Его, приверженца теории «искусства для искусства», считают основоположником символизма. Пренебрегая общепринятыми условностями, он выражал в своем творчестве восхищение злом, уродством и всяческими отклонениями от норм обыденной жизни. В его поэтическом сборнике «Цветы зла» (1857) выражена тоска по идеальной гармонии.
Слайд 13

В живописи романтизм нашел себя в опровержении классических принципов и правил

В живописи романтизм нашел себя в опровержении классических принципов и правил

ради восстановления чего-то более древнего и более свободного, личного и экзотического. Он пробудил в европейском сознании интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего народа. Особенно выразительной была тяга к средневековому, неясному, меланхоличному и живописному.
Романтики уравнивают высокое и низменное, трагическое и комическое, обыденное и необычное. Этот стиль характеризуется стремительностью движения, драматизмом сюжета, накалом страстей. Личная реакция творца — на современное событие или на некую сцену — становится критерием искусства, а живопись — выразительным средством. Романтизм — это комплекс индивидуальных реакций на социальные и метафизические потрясения.

Романтическая живопись.

Слайд 14

Исторические рамки романтизма ограничиваются периодом с 1770 по 1840 год. В

Исторические рамки романтизма ограничиваются периодом с 1770 по 1840 год. В

его развитии специалисты выделяют три этапа:
предромантизм (1770—1800);
зрелый романтизм (1800—1824), вызванный французской революцией 1789 года и военными кампаниями Наполеона (Гойя, Жерико, раннее творчества Делакруа);
расцвет романтизма — с 1824 по 1840 (зрелое искусство Тернера и Делакруа). Если в предромантизме преобладали вкусы и формы английской чувствительности, то зрелый романтизм — полностью французский. В этот период появляется новая историческая живопись и современная школа пейзажа. В третий период, называемый «романтическим движением», господствующее положение заняла концепция гения, воплотившаяся в зрелом творчестве Тернера и Делакруа.
Слайд 15

Изобразительное искусство Франции эпохи романтизма выдвинуло таких крупных мастеров, которые определили

Изобразительное искусство Франции эпохи романтизма выдвинуло таких крупных мастеров, которые определили

главенствующее влияние французской школы на все XIX столетие.

Главными представителями романтизма в изобразительном искусстве считаются живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф.О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебль, У. Тернер.

Слайд 16

Первым художником этого направления был Теодор Жерико (1791 —1824). Его героями

Первым художником этого направления был Теодор Жерико (1791 —1824). Его героями

были солдаты и офицеры, дети, старики, друзья и даже умалишенные («Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартным играм», «Вор детей», «Умалишенный, воображающий себя полководцем»). Романтикам вообще был свойствен интерес к людям с обостренной психикой. Портреты сумасшедших Жерико пишет уже смертельно больным. Последние месяцы жизни он был прикован к постели и умер на 33-м году жизни (вследствие неудачного падения с лошади). Жерико — мастер монументальных композиций, владение которыми служило для него средством отыскать в будничной, приземленной реальности героическое начало. Поводом к творчеству выступает для художника все необычное, экспрессивное.