Теологическая схоластика

Содержание

Слайд 2

Схола́стика — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой

Схола́стика  — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского  (католического)  богословия и логики 

Аристотеля.
Слайд 3

Отличительные черты Составление «Сумм» — всеобъемлющих компендиумов по тому или иному

Отличительные черты

Составление «Сумм» — всеобъемлющих компендиумов по тому или иному вопросу.
Доскональное изучение поставленного вопроса

со скрупулёзным рассмотрением всех возможных случаев и опровержением неортодоксальных воззрений.
Высокая культура цитирования.
Слайд 4

Основные проблемы Вера и знание Доказательство бытия Бога Общее и единичное (проблема универсалий)

Основные проблемы

Вера и знание
Доказательство бытия Бога
Общее и единичное (проблема универсалий)

Слайд 5

Проблема универсалий. Одна из основных проблем, рассматриваемая в период схоластики: об

Проблема универсалий.

Одна из основных проблем, рассматриваемая в период схоластики: об отношении

общего к единичному или спор об «универсалиях» (общих понятиях).
Вопрос ставился так: существует ли общее вне человеческого ума само по себе или нет? Этот вопрос имеет отношение прежде всего к обоснованию существования бога в трех Лицах - Бога-отца, Бога-Сына и Бога- Духа Святого и вообще доказательства бытия Божия.
Основные моменты этих споров присутствовали и в дискуссии платонизма и аристотелизма и сегодня являются столь же актуальными, как и раньше.
Слайд 6

Обычно при анализе этой полемики используются термины универсалия и партикулярия. Первый

Обычно при анализе этой полемики используются термины универсалия и партикулярия.
Первый обозначает

общие понятия, то есть свойства ("коричневый", "круглый" и т.п.) и виды ("человек", "лошадь" и т.д.).
Второй - отдельные вещи, то есть эту конкретную коричневую дверь, эту конкретную круглую лампу и т.д. 
Слайд 7

Различные позиции в споре об универсалиях определяются ответами, даваемыми на вопрос

Различные позиции в споре об универсалиях определяются ответами, даваемыми на вопрос

о том, в каком смысле существуют универсалии.

Реалисты (или концептуальные реалисты) утверждают, что универсалии являются реальными.
Номиналисты полагают, что универсалии не существуют реально, а являются только именами.
Наряду с этими крайними позициями существуют их многочисленные варианты и промежуточные точки зрения.

Слайд 8

Ансельм Кентерберийский настаивал на том, что то, что есть в мысли,

Ансельм Кентерберийский настаивал на том, что то, что есть в мысли,

есть и в действительности. Есть понятие Бога в мысли - он есть и в реальности.
Направление, придерживающееся такого решения называется «реализмом». 
Общие понятия существуют сами по себе, независимо от человеческой мысли и речи.
Слайд 9

Второе, противоположное первому решение вопроса состояло в утверждении того, что понятия

Второе, противоположное первому решение вопроса состояло в утверждении того, что понятия

не существуют реально независимо от человека.
Это лишь слова и даже «звуки голоса» - «ноумены». Отсюда название
этого направления «номинализм». 
Слайд 10

Нет «общего», есть только «единичное», реально существующее. Нет «человека вообще», только

Нет «общего», есть только «единичное», реально существующее.
Нет «человека вообще», только

конкретные люди. «человек» есть общее имя, которым называется каждый единичный человек.
Общее - отвлечение, абстракция (если есть только «единичное», то Троица либо состоит из трех Лиц, либо речь идет о трех названиях одного реального существующего Лица).
Слайд 11

Общее существует вполне реально, не в уме, и не в виде

Общее существует вполне реально, не в уме, и не в виде

«идей» Платона. «Общее» - в Боге.
Бог есть общая полнота бытия - общее в чистом виде.

Ожесточенные споры по этому вопросу продолжались довольно долго и только Фома Аквинский предложил решение, принятое Церковью.