Содержание
- 2. ТЕОРИЯ ИГР Содержание 1 История 2 Представление игр 2.1 Экстенсивная форма 2.2 Нормальная форма 2.3 Характеристическая
- 3. ТЕОРИЯ ИГР История Математическая теория игр берёт своё начало из неоклассической экономики. Впервые математические аспекты и
- 4. ТЕОРИЯ ИГР Представление игр Игры представляют собой строго определённые математические объекты. Игра образуется игроками, набором стратегий
- 5. ТЕОРИЯ ИГР Представление игр. Экстенсивная форма. Игра «Ультиматум» в экстенсивной форме Игры в экстенсивной, или расширенной,
- 6. ТЕОРИЯ ИГР Представление игр. Нормальная форма. В нормальной, или стратегической, форме игра описывается платёжной матрицей. Каждая
- 7. ТЕОРИЯ ИГР Применение теории игр Теория игр, как один из подходов в прикладной математике, применяется для
- 8. ТЕОРИЯ ИГР Игра будет симметричной тогда, когда соответствующие стратегии у игроков будут равны, то есть иметь
- 9. ТЕОРИЯ ИГР С нулевой суммой и с ненулевой суммой Игры с нулевой суммой — особая разновидность
- 10. ТЕОРИЯ ИГР Параллельные и последовательные В параллельных играх игроки ходят одновременно, или, они не осведомлены о
- 11. ТЕОРИЯ ИГР С полной или неполной информацией Важное подмножество последовательных игр составляют игры с полной информацией.
- 12. ТЕОРИЯ ИГР Дискретные и непрерывные игры Большинство изучаемых игр дискретны: в них конечное число игроков, ходов,
- 13. ТЕОРИЯ ИГР
- 15. Скачать презентацию
ТЕОРИЯ ИГР
Содержание
1 История
2 Представление игр
2.1 Экстенсивная
ТЕОРИЯ ИГР
Содержание
1 История
2 Представление игр
2.1 Экстенсивная
2.2 Нормальная форма
2.3 Характеристическая функция
3 Применение теории игр
3.1 Описание и моделирование
3.2 Нормативный анализ (выявление наилучшего поведения)
4 Типы игр
4.1 Кооперативные и некооперативные
4.2 Симметричные и несимметричные
4.3 С нулевой суммой и с ненулевой суммой
4.4 Параллельные и последовательные
4.5 С полной или неполной информацией
4.6 Игры с бесконечным числом шагов
4.7 Дискретные и непрерывные игры
4.8 Метаигр
5 Литература
ТЕОРИЯ ИГР
История
Математическая теория игр берёт своё начало из неоклассической экономики.
ТЕОРИЯ ИГР
История
Математическая теория игр берёт своё начало из неоклассической экономики.
Впервые математические аспекты и приложения теории были изложены в классической книге 1944 года Джона фон Неймана и Оскара Моргенштерна «Теория игр и экономическое поведение» (англ. Theory of Games and Economic Behavior).
Одним из основателей математической теории игр является Джон Нэш. В своих трудах Дж. Нэш разработал принципы «управленческой динамики». Первые концепции теории игр анализировали антагонистические игры, когда есть проигравшие и выигравшие за их счет игроки.
Нэш разрабатывает методы анализа, в которых все участники или выигрывают, или терпят поражение. Эти ситуации получили названия «равновесие по Нэшу», или «некооперативное равновесие», в ситуации стороны используют оптимальную стратегию, что и приводит к созданию устойчивого равновесия.
Игрокам выгодно сохранять это равновесие, так как любое изменение ухудшит их положение. Работы Дж. Нэша сделали серьёзный вклад в развитие теории игр, были пересмотрены математические инструменты экономического моделирования.
Дж. Неш показывает, что классический подход к конкуренции А.Смита, когда каждый сам за себя, неоптимален. Более оптимальны стратегии, когда каждый старается сделать лучше для себя, делая лучше для других.
ТЕОРИЯ ИГР
Представление игр
Игры представляют собой строго определённые математические объекты. Игра
ТЕОРИЯ ИГР
Представление игр
Игры представляют собой строго определённые математические объекты. Игра
Большинство кооперативных игр описываются характеристической функцией, в то время как для остальных видов чаще используют нормальную или экстенсивную форму.
Характеризующие признаки игры как математической модели ситуации:
- наличие нескольких участников;
- неопределенность поведения участников, связанная с наличием у каждого из них нескольких вариантов действий;
- различие (несовпадение) интересов участников;
- взаимосвязанность поведения участников, поскольку результат, получаемый каждым из них, зависит от поведения всех участников;
- наличие правил поведения, известных всем участникам.
ТЕОРИЯ ИГР
Представление игр. Экстенсивная форма.
Игра «Ультиматум» в экстенсивной форме
Игры в
ТЕОРИЯ ИГР
Представление игр. Экстенсивная форма.
Игра «Ультиматум» в экстенсивной форме
Игры в
Платежи записываются внизу дерева, под каждой листовой вершиной.
На рисунке слева — игра для двух игроков. Игрок 1 ходит первым и выбирает стратегию F или U. Игрок 2 анализирует свою позицию и решает — выбрать стратегию A или R. Скорее всего первый игрок выберет U, а второй — A (для каждого из них это оптимальные стратегии); тогда они получат соответственно 8 и 2 очка.
Экстенсивная форма очень наглядна, с её помощью особенно удобно представлять игры с более чем двумя игроками и игры с последовательными ходами.
Если же участники делают одновременные ходы, то соответствующие вершины либо соединяются пунктиром, либо обводятся сплошной линией.
ТЕОРИЯ ИГР
Представление игр. Нормальная форма.
В нормальной, или стратегической, форме игра
ТЕОРИЯ ИГР
Представление игр. Нормальная форма.
В нормальной, или стратегической, форме игра
Каждая сторона (точнее, измерение) матрицы — это игрок, строки определяют стратегии первого игрока, а столбцы — второго.
На пересечении двух стратегий можно увидеть выигрыши, которые получат игроки. В примере (см. рис. ниже), если игрок 1 выбирает первую стратегию, а второй игрок — вторую стратегию, то на пересечении видим (−1, −1), это значит, что в результате хода оба игрока потеряли по одному очку.
Ы
Игроки выбирали стратегии с максимальным для себя результатом, но проиграли, из-за незнания хода другого игрока.
Обычно в нормальной форме представляются игры, в которых ходы делаются одновременно, или хотя бы полагается, что все игроки не знают о том, что делают другие участники. Такие игры с неполной информацией будут рассмотрены ниже.
ТЕОРИЯ ИГР
Применение теории игр
Теория игр, как один из подходов в
ТЕОРИЯ ИГР
Применение теории игр
Теория игр, как один из подходов в
Многие исследователи рассматривают теорию игр как инструмент предсказания поведения, и как инструмент анализа ситуаций с целью выявления наилучшего поведения для рационального игрока.
Типы игр. Кооперативные и некооперативные
Игра называется кооперативной, или коалиционной, если игроки могут объединяться в группы, взяв на себя некоторые обязательства перед другими игроками и координируя свои действия. Этим она отличается от некооперативных игр, в которых каждый обязан играть за себя.
Из двух типов игр, некооперативные описывают ситуации в мельчайших деталях и выдают более точные результаты. Кооперативные рассматривают процесс игры в целом. Сделаны попытки объединить два подхода.
Гибридные игры включают в себя элементы кооперативных и некооперативных игр (игрок преследует интересы группы, но реализовывает свои интересы ) .
ТЕОРИЯ ИГР
Игра будет симметричной тогда, когда соответствующие стратегии у игроков
ТЕОРИЯ ИГР
Игра будет симметричной тогда, когда соответствующие стратегии у игроков
Примерами симметричных игр являются: «Дилемма заключённого», «Охота на оленя», «Ястребы и голуби». В качестве несимметричных игр можно привести «Ультиматум» или «Диктатор»
В примере ниже игра может показаться симметричной из-за похожих стратегий, но это не так — выигрыш второго игрока при профилях стратегий (А, А) и (Б, Б) будет больше, чем у первого.
ТЕОРИЯ ИГР
С нулевой суммой и с ненулевой суммой
Игры с нулевой
ТЕОРИЯ ИГР
С нулевой суммой и с ненулевой суммой
Игры с нулевой
В этом случае сумма всех выигрышей равна сумме всех проигрышей при любом ходе.
На рисунке ниже — числа означают платежи игрокам — и их сумма в каждой клетке равна нулю. Примерами таких игр может служить покер, где один выигрывает все ставки других; либо банальное воровство.
В играх с ненулевой суммой выигрыш какого-то игрока не обязательно означает проигрыш другого, и наоборот.. Исход такой игры может быть меньше или больше нуля. Такие игры могут быть преобразованы к нулевой сумме — это делается введением фиктивного игрока.
ТЕОРИЯ ИГР
Параллельные и последовательные
В параллельных играх игроки ходят одновременно, или,
ТЕОРИЯ ИГР
Параллельные и последовательные
В параллельных играх игроки ходят одновременно, или,
В последовательных, или динамических, играх участники могут делать ходы в заранее установленном либо случайном порядке, но при этом они получают некоторую информацию о предшествующих действиях других.
Эта информация может быть даже не совсем полной, например, игрок может узнать, что его противник из десяти своих стратегий точно не выбрал пятую, ничего не узнав о других.
Параллельные игры обычно представляют в нормальной форме, а последовательные — в экстенсивной.
ТЕОРИЯ ИГР
С полной или неполной информацией
Важное подмножество последовательных игр составляют
ТЕОРИЯ ИГР
С полной или неполной информацией
Важное подмножество последовательных игр составляют
В такой игре участники знают все ходы, сделанные до текущего момента, равно как и возможные стратегии противников, что позволяет им в некоторой степени предсказать последующее развитие игры.
Полная информация не доступна в параллельных играх, так как в них неизвестны текущие ходы противников. Большинство изучаемых в математике игр — с неполной информацией.
Игры с бесконечным числом шагов
Игры в реальном мире, как правило, длятся конечное число ходов. В теории множеств рассматриваются игры, способные продолжаться бесконечно долго. Причём победитель и его выигрыш не определены до окончания всех ходов.
В этом случае, задача состоит не в поиске оптимального решения, а в поиске хотя бы выигрышной стратегии.
В ряде источников доказывается, что иногда даже для игр с полной информацией и двумя исходами — «выиграл» или «проиграл» — ни один из игроков не имеет такой стратегии.
ТЕОРИЯ ИГР
Дискретные и непрерывные игры
Большинство изучаемых игр дискретны: в них
ТЕОРИЯ ИГР
Дискретные и непрерывные игры
Большинство изучаемых игр дискретны: в них
Составляющие дискретных игр могут быть расширены на множество вещественных чисел. Игры, включающие такие элементы, часто называются дифференциальными.
Элементы дискретных игр связаны с какой-то вещественной шкалой (обычно — шкалой времени), Дифференциальные игры также рассматриваются в теории оптимизации, находят своё применение в технике и технологиях, физике.
Метаигры
Это игры, результатом которых является набор правил для другой игры (называемой целевой или игрой-объектом). Цель метаигр — увеличить полезность выдаваемого набора правил. Теория метаигр связана с теорией оптимальных механизмов.
Литература
Петросян Л. А. Зенкевич Н.А., Семина Е.А. Теория игр: Учеб. пособие для ун-тов. — М.: Высш. шк., Книжный дом «Университет», 1998. — С. 304. — ISBN 5-06-001005-8, 5-8013-0007-4
ТЕОРИЯ ИГР
ТЕОРИЯ ИГР