Волюнтаризм и софистика как альтернативы диалектики Подготовил: Долиденко Вячеслав Студент Группы Т-114

Слайд 2

Волюнтаризм Волюнтаризм (лат. voluntas - воля) - философское направление, центрированное вокруг

Волюнтаризм

Волюнтаризм (лат. voluntas - воля) - философское направление, центрированное вокруг понятия

воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия. Применительно к индивидуально-человеческой системе отсчета волюнтаристические идеи фундировались в историко-философской традиции апелляцией к нравственному закону.
Слайд 3

Так, например, у Канта свободная воля конституируется практическим разумом на том

Так, например, у Канта свободная воля конституируется практическим разумом на

том единственном основании, что вне ее презумпции нравственный закон теряет реальный смысл. В качестве конституированного философское течение волюнтаризм . оформляется в 19 в., порождая системно-завершенные концепции, в рамках которых феномен воли обретает статус исходного принципа бытия:
Слайд 4

Мир как слепая, самодостаточная и тотальная "воля к жизни", действующая вне

Мир как слепая, самодостаточная и тотальная "воля к жизни", действующая вне

рациональных оснований и не поддающаяся разумному постижению ("мир как воля и представление" у Шопенгауэра), бессознательное духовно-волевое начало как основа всего сущего, включая и человеческое сознание, выступающее слепым орудием в неразумной "мировой воли" (Э. Гартман), "воля к власти" как движущая сила истории (Ницше). В психологической сфере волюнтаризм означает интерпретацию деятельности психики, исходя сугубо из волевых процессов.

Волюнтаризм исходит из признания способности человека вырабатывать цели, принимать решения и действовать, творить свою историю в соответствии со своей волей.

Слайд 5

Софистика Софистика-рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, на употреблении ложных

Софистика

Софистика-рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, на употреблении ложных доводов.

Учение, сложившейся в Афинах во второй половине 5 в. до н. э., школы софистов -- философов-просветителей, тяготевших к релятивизму, первых профессиональных учителей по общему образованию.

Термин «софистика» происходит от греческого слова «софист» (sophistes -- мудрец), которым тогда называли платных учителей ораторского искусства. В начале софисты учили правильным приемам доказательства и опровержения, открыли ряд правил логического мышления, но вскоре отошли от логических принципов его организации и все внимание сосредоточили на разработке логических уловок, основанных на внешнем сходстве явлений, на том, что событие извлекается из общей связи событий, на многозначности слов, на подмене понятий и т. д.

Слайд 6

Релятивизм используется в софистике в качестве исходной гносеологической позиции, позволяющей при

Релятивизм используется в софистике в качестве исходной гносеологической позиции, позволяющей при

умелом, преднамеренно неправильном построенном рассуждении, искусно выдаваемом за истинное, ввести человека в заблуждение. Примером такой хитрой уловки являются софизмы и в частности древний софизм “Рогатый”: “То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; следовательно, ты их имеешь”. Здесь осуществлено неправомерное заключение от общего правила к частному случаю, который это правило по существу не предусматривает.

Наиболее распространенный софистический прием - подмена предмета рассуждения, основанная не на игре слов, а на временами трудноуловимой подмене рассуждений об отношениях между объектами в посылках рассуждениями о самих объектах в выводах, неправомерном переходе от одного уровня реальности к другому в контексте одного и того же рассуждения.