Выразительные средства языка

Содержание

Слайд 2

Тропы и фигуры речи Тропы (лексические средства) – обороты речи, состоящие

Тропы и фигуры речи

Тропы (лексические средства) – обороты речи, состоящие в

употреблении слова или выражения в переносном значении.

Фигуры (синтаксические средства) – необычные, эстетически значимые обороты речи.

Слайд 3

Тропы и лексические средства выразительности Тропы: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение,

Тропы и лексические средства выразительности

Тропы: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола,

литота, перифраз, оксюморон.
Лексические средства: стилистически окрашенная лексика, оценочная лексика, фразеологизмы, термины и профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы.
Слайд 4

Сравнение Сравнение – сопоставление двух предметов, лиц, качеств по сходству. Способы

Сравнение
Сравнение – сопоставление двух предметов, лиц, качеств по сходству. Способы выражения

сравнения:
при помощи союзов (И стоит, словно зеркало, пруд, отражая свои берега (И. Бунин);
при помощи творительного падежа (Уж озимь яркая блеснула изумрудом (П. Греков);
при помощи сравнительной степени прилагательных и наречий (Но когда замираю, смиренная, на груди твоей снега белей… (А. Ахматова).
Слайд 5

Метафора Метафора – слово или выражение, употребленное в переносном значении на

Метафора

Метафора – слово или выражение, употребленное в переносном значении на основе

сходства предметов, явлений.
простая (нос корабля, утро года);
развернутая (Вот охватывает ветер стаи волн объятием крепким и бросает их размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады (М. Горький)
Слайд 6

Метонимия Метонимия – это перенос свойств предмета или явления на другой

Метонимия
Метонимия – это перенос свойств предмета или явления на другой на

основании их смежности:
предмет – материал (Не то на серебре – на золоте едал. А. Грибоедов);
содержимое – содержащее (Я три тарелки съел);
действие – орудие действия (Его перо любовью дышит. А. Пушкин);
автор – произведение (Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. А. Пушкин);
место – люди (Город шумел. Ю. Олеша)
Слайд 7

Эпитет Эпитет – художественное определение. Обычно выражается прилагательным (чахоточный свет луны,

Эпитет

Эпитет – художественное определение. Обычно выражается прилагательным (чахоточный свет луны, бездонное

небо).
Эпитеты: 1) метафорические (Октябрь серебристо-ореховый); 2) метонимические (Белые липы в нашем саду. Белый запах нарциссов).
Слайд 8

Олицетворение Олицетворение – разновидность метафоры, в которой свойства человека переносятся на

Олицетворение

Олицетворение – разновидность метафоры, в которой свойства человека переносятся на неодушевленные

предметы.
Плачут вербы, шепчут тополя (С. Есенин).
Слайд 9

Гипербола и литота Гипербола – художественное преувеличение. В сто сорок солнц

Гипербола и литота

Гипербола – художественное преувеличение.
В сто сорок солнц закат пылал


(В. Маяковский)

Литота – художественное преуменьшение (мальчик-с-пальчик)

Слайд 10

Перифраз Перифраз – замена собственного имени, названия предмета описательным оборотом (невольник

Перифраз

Перифраз – замена собственного имени, названия предмета описательным оборотом (невольник чести

– А. Пушкин, муза плача и печали – А. Ахматова).
Общеязыковые: страна восходящего солнца, солнце русской поэзии.
Слайд 11

Фигуры речи 1. Фигуры повтора 2. Фигуры расположения 3. Фигуры повтора и расположения 4. Фигуры имитации

Фигуры речи

1. Фигуры повтора

2. Фигуры расположения

3. Фигуры повтора и расположения

4. Фигуры

имитации
Слайд 12

Фигуры повтора Лексический повтор (повтор одного слова, повтор слов в разных

Фигуры повтора

Лексический повтор (повтор одного слова, повтор слов в разных

значениях и формах).
И звенят-звенят, звенят-звенят запястья… (М. Цветаева)
2. Синтаксический повтор (параллелизм).
Он над тучами смеется, он от радости рыдает (М. Горький).
Слайд 13

Фигуры расположения Инверсия – фигура, состоящая в намеренном нарушении прямого порядка

Фигуры расположения

Инверсия – фигура, состоящая в намеренном нарушении прямого порядка слов

(Роняет лес багряный свой убор).
Градация – фигура, заключающаяся в нанизывании однотипных синтаксических единиц, при котором их смысловая и эмоциональная значимость возрастает или убывает (восходящая и нисходящая градация).
Слайд 14

Градация: «На эту кафедру, с которой прочитывается Нобелевская лекция… я поднялся

Градация:
«На эту кафедру, с которой прочитывается Нобелевская лекция… я поднялся не

по трем-четырем примощенным ступенькам, но по сотням или даже тысячам их – неуступным, обрывистым, обмерзлым» (А. Солженицын).
Слайд 15

Фигуры расположения 3. Антитеза – фигура, в основе которой резкое противопоставление

Фигуры расположения

3. Антитеза – фигура, в основе которой резкое противопоставление слов,

образов, персонажей и т.п.
(Ученье – свет, а неученье – тьма)
Слайд 16

Например: «В доме два лифта. Один – слабенький, барахлит, часто ломается.

Например:
«В доме два лифта. Один – слабенький, барахлит, часто ломается. Другой

работал надежно, без перебоев. И вдруг именно он сломался. Безнадежно. Перегорел мотор. Все стали пользоваться вторым, хилым лифтом. Тот поначалу едва справлялся, по привычке выходил из строя, думали, ему не выжить… Но он мало-помалу обрел уверенность в себе и заработал бесперебойно.
Закон жизни, оказывается, распространяется и на технику. Сколько раз доводилось видеть: на чьи-то слабенькие плечи ложится ответственность – и хилое создание, ощутив собственную необходимость, почувствовав, что на него возложены надежды, начинает вкалывать и вкалывать…» (А. Яхонтов)
Слайд 17

Фигуры расположения 4. Парцелляция – это такое расчленение синтаксической структуры, при

Фигуры расположения

4. Парцелляция – это такое расчленение синтаксической структуры, при котором

она воплощается в нескольких фразах, оформленных как самостоятельные.
Слайд 18

Например: Сильная (Она разыскала своего глупого Ваську и заставила поверить. В

Например:
Сильная (Она разыскала своего глупого Ваську и заставила поверить. В себя

и в него).
Средняя (Слухи действительно пошли. И самые фантастические).
Слабая (Пришел я домой. Лег и лежу. И ужасно скучаю от огорчения).
Слайд 19

Фигуры расположения 5. Эллипсис – самостоятельно употребляемые предложения особого типа, спецификой

Фигуры расположения

5. Эллипсис – самостоятельно употребляемые предложения особого типа, спецификой структуры

которых является отсутствие глагольного сказуемого, не являющегося необходимым для передачи сообщения (Теркин – дальше. Автор – вслед).
Слайд 20

Фигуры расположения 6. ОксЮморон – соединение несоединимых понятий (живой труп, горячий

Фигуры расположения

6. ОксЮморон – соединение несоединимых понятий (живой труп, горячий снег,

грустная радость).
Легкомыслие! – Милый грех,
Милый спутник и враг мой милый!
(М. Цветаева)
Слайд 21

Фигуры расположения и повтора Анафора – повторение одинаковых начальных элементов (Мне

Фигуры расположения и повтора

Анафора – повторение одинаковых начальных элементов (Мне нравится,

что вы больны не мной,Мне нравится, что я больна не вами).
Эпифора – повторение последних слов фразы (Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?)
Зеркало (Брат может не быть другом, но друг всегда брат).
Слайд 22

Фигуры имитации Риторическое восклицание – фигура, в которой в форме восклицания

Фигуры имитации

Риторическое восклицание – фигура, в которой в форме восклицания содержится

утверждение («Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!»)
Риторическое обращение («Москва! Люблю тебя, как сын!»)
Слайд 23

Фигуры имитации 3. Риторический вопрос – фигура, в которой в форме

Фигуры имитации

3. Риторический вопрос – фигура, в которой в форме вопроса

содержится утверждение («Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?»)
4. Вопросно-ответное единство – построение речи одного человека в виде воображаемого диалога.
Слайд 24

Вопросно-ответное единство: Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами

Вопросно-ответное единство:
Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами (Ю.

Шевчук).
Что плохого в пронзительном взгляде? А все плохо! Я не хочу попадать под рентген недобрых, въедливых глаз (В. Харченко).
Что такое красота? Красота – это…