Характер и особенности педагогических традиций Ближнего Востока Колыбелью древнейших локальных цивилизаций в истории челове

Содержание

Слайд 2

Великая Ближневосточная цивилизация, системообразующим стержнем которой стал ислам, зародилась в VII

Великая Ближневосточная цивилизация, системообразующим стержнем которой стал ислам, зародилась в VII

в. в Аравии;
в XII в. она простиралась от Испании до Индии.
Слайд 3

Ислам как основа педагогической мысли Ислам – это всеохватывающая универсальная система

Ислам как основа педагогической мысли

Ислам – это всеохватывающая универсальная система

философских, социальных, нравственных и правовых взглядов и идей.
Педагогика Ближнего Востока проникнута глубокой религиозностью с элементами рационализма, восходящими к древнегреческой философии.
Слайд 4

Фундаментальные основы исламского воспитания и образования Религия – главный стержень в

Фундаментальные основы исламского воспитания и образования

Религия – главный стержень в учебно-воспитательном

процессе
Личность- субъект воспитания и образования
Знания и наука
Мудрость
Справедливость
Практика
Мораль
Слайд 5

Человек с точки зрения религиозных представлений Человек слаб, легко поддается искушению,

Человек с точки зрения религиозных представлений

Человек слаб, легко поддается искушению, легко
впадает

в неверие,поэтому нуждается в твердом
руководстве, в строгом исполнении всего, что
требует от него Аллах… Все стороны жизни
мусульманина получили отражение в Коране -
священной книге мусульман, Сунне собрании
преданий и высказываниях и поступках пророка
Мухаммеда, шариате – систематизированном
своде мусульманских законов. Требования Корана и предписания шариата охватывали всю жизнь верующего от рождения до смерти.
Слайд 6

Человек в мусульманской культуре брался не в системе его внешних, социальных

Человек в мусульманской культуре брался не в системе его внешних, социальных
взаимодействий,

не в процессе углубленного
самопознания, а в отношении к богу. Смыслом жизни человека считалось послушание,
повиновение воле Аллаха, исполнение
религиозных и иных обязанностей,
являющихся долгом каждого правоверного.
Вера в Аллаха, сопровождаемая подобающим
ей поведением, рассматривалась не как врожденное, а как приобретенное качество.
В его формировании важное место отводилось воспитанию и обучению.
Слайд 7

Воспитание и обучение Эти понятия отличаются в педагогике Ближневосточной цивилизации. Обучение

Воспитание и обучение

Эти понятия отличаются в педагогике Ближневосточной цивилизации.
Обучение рассматривалось как

способ наделения человека теоретическими добродетелями, осуществляемый при помощи слова.
Воспитание – как способ наделения человека этическими добродетелями, для чего считалось важным привить ему привычку совершать правильные действия, вести себя должным образом.
Слайд 8

Обучение и воспитание согласно ближневосточной исламской традиции, основывались на приобретении человеком

Обучение и воспитание согласно ближневосточной
исламской традиции, основывались на
приобретении человеком истинного знания.

Оно
подразделялось на:
Предвечное и всеобъемлющее божье
Человеческое – обычное (мирское) и религиозное (равное вере)
Таким образом, вера отождествлялась со знанием.
Стремление к знанию считалось безусловным
долгом каждого мусульманина. Обладание им в
глазах общественного мнения ценилось выше, чем
обладание собственностью.
Слайд 9

Пути к овладению знанием Усвоение исламских традиций Понимание посредством логического рассуждения Энциклопедическое образование Мистическое озарение

Пути к овладению знанием

Усвоение исламских традиций
Понимание посредством логического рассуждения
Энциклопедическое образование
Мистическое озарение

Слайд 10

Система образования Своим смыслом и целью имела распространение ислама среди самых

Система образования

Своим смыслом и целью имела распространение ислама среди самых широких

слоев населения в обширных регионах .
Поэтому при всех мечетях по контролем мусульманского духовенства организовывались начальные школы ( преимущественно бесплатные). Обучение в них строилось на чтении, заучивании и письменном воспроизведении текста Корана. Это предполагало опору на память (репродуктивный способ обучения).
В школах царила жесткая дисциплина, широко применялись наказания.
Слайд 11

Стиль жизни Ближневосточной цивилизации, присущая ей религиозная идеология ставили перед педагогом

Стиль жизни Ближневосточной цивилизации, присущая ей религиозная идеология ставили перед

педагогом задачу интегрировать воспитуемого в господствующую и подлежащую безусловному принятию систему исламских религиозно-этико-правовых ценностей и норм, помогать их освоению разумом и чувством, реализовывать их в своем поведении.
Слайд 12

Среднее и высшее образование ( медресе) Изучаемые предметы делились на 2группы:

Среднее и высшее образование ( медресе)

Изучаемые предметы делились на 2группы:
Традиционные(религиозные дисциплины)
толкование

Корана
Мусульманское право
Богословие
Арабская филология ( грамматика, стихосложение, литературоведение)
Риторика
Слайд 13

Рациональные(умопостигаемые) Логика Математика Астрономия Медицина Другие естественнонаучные дисциплины и связанные с

Рациональные(умопостигаемые)
Логика
Математика
Астрономия
Медицина
Другие естественнонаучные дисциплины и связанные с ними философские концепции (например труды

Аристотеля)
Слайд 14

Базисные педагогические традиции Базисные педагогические традиции Ближневосточной цивилизации характеризовались ярко выраженными

Базисные педагогические традиции

Базисные педагогические традиции Ближневосточной цивилизации характеризовались ярко выраженными ценностными

ориентирами, пронизанными духом ислама.
Ближневосточная педагогика стремилась к воспроизводству целостного человека, чьи знания, вера и поведение направлены в одно строго определенное для правоверного русло.
Слайд 15

Хотя воспитание и обучение последовательно различались, а культ знания способствовал акцентированию

Хотя воспитание и обучение последовательно различались, а культ знания способствовал акцентированию

внимания на последнем, тем не менее они рассматривались как две стороны единого процесса.
Признание сердца высшим органом человеческого познания проникло в ислам­скую педагогику во многом благодаря влиянию библейской традиции.
Слайд 16

Ближневосточная культура ориентировалась на оппозицию «человек-Аллах», что способствовало безусловному подчинению развития

Ближневосточная культура ориентировалась на оппозицию «человек-Аллах», что способствовало безусловному подчинению развития

индивидуального начала в человеке надличностным религиозным установлениям, задающим жесткие рамки его поведению и образу мыслей.