Содержание

Слайд 2

При обработке на ЭВМ знания трансформируются следующим образом: знания в памяти

При обработке на ЭВМ знания трансформируются следующим образом:

знания в памяти человека

как результат мышления;
материальные носители знаний (учебники, методические пособия);
поле знаний – условное описание основных объектов предметной области, их атрибутов и закономерностей, их связывающих;
знания, описанные на языках представления знаний (логические и продукционные модели, семантические сети, фреймы);
базы знаний на машинных носителях информации.
Слайд 3

Модели представления знаний Логические модели Сетевые модели Фреймовые модели Продукционные модели

Модели представления знаний

Логические модели
Сетевые модели
Фреймовые модели
Продукционные модели

Слайд 4

Логические модели В основе лежит некоторое формальное логическое исчисление. Все знания

Логические модели

В основе лежит некоторое формальное логическое исчисление. Все знания о

предметной области описываются с помощью формул этого исчисления, которые состоят из предикатов (логических функций), логических операций (∧, ∨, →, ¬) и кванторов (∃, ∀).
Слайд 5

A(x) – предикат, интерпретирующийся как «x – ученый», B(x, y) –

A(x) – предикат, интерпретирующийся как «x – ученый»,
B(x, y) – «x

способен понять y»
Тогда высказывание «Любой ученый поймет ученого» может быть представлено в виде:
∀x∀y(A(x) ∧ A(y) → B(x, y))
Аналогично, высказывание «Только ученый способен понять ученого»:
∀x∀y(A(y) ∧ B(x, y) → A(x))
∀y (A(y) → ∃x¬B(x, y))
∃y(A(y) ∧ ∀x¬B(x, y))
Слайд 6

Сетевые модели

Сетевые модели

Слайд 7

Фреймовые модели Фрейм – минимально возможное (в рамках конкретной задачи) описание

Фреймовые модели

Фрейм – минимально возможное (в рамках конкретной задачи) описание сущности

какого-либо объекта, процесса или явления. Структура фрейма следующая:
{: , ; …; , },
где N – имя фрейма, Si, Vi – соответственно имена и значения слотов.
Слайд 8

фреймы-прототипы : , ; , ; , ; , ; ,

фреймы-прототипы

<Битва>: <кто>, ; <с кем>, ; <когда>, ; <где>, ; <результат>,


фреймы-экземпляры

<Битва>: <кто>, <Иван-Царевич>;
<с кем>, <Кощей Бессмертный>;
<когда>, <утром>;
<где>, <в чистом поле>;
<результат>, <победа>

Слайд 9

Типы фреймов фреймы-структуры, для обозначения объектов и понятий (заем, залог, вексель);

Типы фреймов

фреймы-структуры, для обозначения объектов и понятий (заем, залог, вексель);
фреймы-роли

(менеджер, кассир, клиент);
фреймы-сценарии (банкротство, собрание акционеров, организация праздника);
фреймы-ситуации (тревога, авария, рабочий режим устройства) и др.
Слайд 10

Наследование свойств : , ; , : , ; , : , ; , ; ,

Наследование свойств

<Человек>: <это>, <млекопитающее>; <умеет>, <мыслить>
<Ребенок>: <это>, <человек>; <возраст>, <0-18 лет>
<Школьник>:

<это>, <ребенок>; <возраст>, <6-18 лет>; <учится>, <школа>
Слайд 11

Продукционные модели Продукционная модель, или модель, основанная на правилах, позволяет представить

Продукционные модели

Продукционная модель, или модель, основанная на правилах, позволяет представить знания

в виде предложений типа: Если (условие), то (действие).
Под условием понимается некоторое предложение-образец, по которому осуществляется поиск в базе знаний, а под действием – действия, выполняемые при успешном исходе поиска (они могут быть промежуточными, выступающими далее как условия, и терминальными или целевыми, завершающими работу системы).
Слайд 12

Если «отдых летом» и «человек активный», то «ехать в горы» Если

Если «отдых летом» и «человек активный», то «ехать в горы»
Если «любит

солнце», то «отдых летом»
Если «пропускать лекции по информатике», то «двойка на экзамене»
Слайд 13

Экспертные системы – это сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов в

Экспертные системы

– это сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов в конкретных

предметных областях и тиражирующие этот эмпирический опыт для консультаций менее квалифицированных пользователей.
Слайд 14

Структура экспертной системы

Структура экспертной системы

Слайд 15

Пользователь – специалист предметной области, для которого предназначена система. Обычно его

Пользователь – специалист предметной области, для которого предназначена система. Обычно его

квалификация недостаточно высока, и поэтому он нуждается в помощи и поддержке своей деятельности со стороны ЭС.
Инженер по знаниям (аналитик) – специалист по искусственному интеллекту, выступающий в роли промежуточного буфера между экспертом и базой знаний.
Интерфейс пользователя – комплекс программ, реализующих диалог пользователя с ЭС как на стадии ввода информации, так и получения результатов.
База знаний (БЗ) – ядро ЭС, совокупность знаний предметной области, записанная на машинный носитель в форме, понятной эксперту и пользователю (обычно на некотором языке, приближенном к естественному). Параллельно такому «человеческому» представлению существует также внутреннее «машинное» представление БЗ.
Решатель – программа, моделирующая ход рассуждении эксперта на основании знаний, имеющихся в БЗ. Синонимы: дедуктивная машина, блок логического вывода.
Подсистема объяснений – программа, позволяющая пользователю получить ответы на вопросы; «Как была получена та или иная рекомендация ?» и «Почему система приняла такое решение ?» Ответ на вопрос «как» – это трассировка всего процесса получения решения с указанием использованных фрагментов БЗ, т.е. всех шагов цепи умозаключений. Ответ на вопрос «почему» –ы ссылка на умозаключение, непосредственно предшествовавшее полученному решению, т.е. отход на один шаг назад.
Интеллектуальный редактор БЗ – программа, представляющая инженеру по знаниям возможность создавать БЗ в диалоговом режиме- Включает в себя систему вложенных меню, шаблонов языка представления знаний, подсказок и других сервисных средств, облегчающих работу с базой.