Античная философия

Содержание

Слайд 2

Временные рамки Античная философия охватывает собой период с VII в. до

Временные рамки

Античная философия охватывает собой период с VII в. до н.

э. по VI в. н.э., когда по решению императора Юстиниана была закрыта последняя греческая философская школа — Платоновская академия, и символизирует зарождение, расцвет и закат рабовладения как социального института.
Классовая поляризация, разделение труда на физический и интеллектуальный явились благоприятной почвой для формирования философии и понимания ведущей роли мышления по отношению к материи.
Слайд 3

Основные черты античной философии Космос, подобно человеку, имел тело, душу и

Основные черты античной философии

Космос, подобно человеку, имел тело, душу и ум

в их единстве и нерасторжимости, причем находился в вечном круговращении, движимый душой и управляемый умом. Отсюда такая черта античной философии как космоцентризм. Ее также характеризует:
связь с духовной культурой Вавилона и Египта;
разнообразие школ и направлений;
демократизм и свобода дискуссий;
динамизм, обновляемость идей;
Слайд 4

Основные черты античной философии «праздник» мысли, дерзновенная смелость в постановке сложнейших

Основные черты античной философии

«праздник» мысли, дерзновенная смелость в постановке сложнейших вопросов;
высокий

авторитет в обществе, с которым считалась и государственная власть (М. Аврелий, например, — император римской империи — сам был выдающимся философом);
стремление к активному преобразованию социума, его совершенствованию;
ориентация на воспитание добродетелей, без которых человек утрачивает свое подлинное предназначение. Удел философа — нравственная проповедь. Более того, он как учитель жизни обязан подавать личный пример служения высшему благу.
Слайд 5

Основные школы античной философии Античная философия — исток европейской культуры и

Основные школы античной философии

Античная философия — исток европейской культуры и основа

всех дальнейших направлений философии, вплоть до нынешних дней. Она в своем развитии прошла ряд этапов: досократовская философия, период высокой классики, эллинистическая и неоплатоническая.
В лоне досократовской философии существовало множество школ, ведущими из которых были следующие: ионийская, пифагорейская, элеатская, софистическая, атомистическая.
Слайд 6

Досократики В лоне досократовской философии существовало множество школ, ведущими из которых

Досократики

В лоне досократовской философии существовало множество школ, ведущими из которых были

следующие: ионийская, пифагорейская, элеатская, софистическая, атомистическая.
Для представителей ионийской школы отправным пунктом философского мышления являлся Космос как материя. Первые философы, по выражению Аристотеля, были физиками. Их интересовала прежде всего проблема соотношения вечного и преходящего, единого и многого, бесконечного и конечного, устойчивого и изменчивого в бытии. Она решалась ими путем введения понятия субстанции как неразрушимой основы мироздания. Образы же ее трактовались по-разному.
Слайд 7

Понятие субстанции (Милетская школа) Так, для Фалеса (ок. 624−546 до н.

Понятие субстанции (Милетская школа)

Так, для Фалеса (ок. 624−546 до н. э.)

это вода, ибо она бесформенна, всеобща, она всюду проникает, она «переливчата», подвижна, она — «душа» всего. Поэтому и земля и все другие возможные состояния могут из нее образовываться.
Анаксимандр (610−540 до н. э.) считал, что субстанция — это не чувственно данное, а умопостигаемое — нечто неопределенное и бесконечно-первоначальное единство — апейрон, который может сделаться чем угодно, принять любой облик.
Слайд 8

Понятие субстанции Анаксимен (585−525 до н. э.) началом мира объявил беспредельный

Понятие субстанции

Анаксимен (585−525 до н. э.) началом мира объявил беспредельный воздух,

попеременно сгущающийся и расширяющийся.
Гераклит (540−480 до н. э.) возвел в ранг субстанции огонь. «Космос не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами воспламеняющимся и мерами угасающим». Он сделал акцент не на неподвижной субстанции, а на процессе. «Все течет, все изменяется». «Душа человеческая — искра божественного огня, от которого возникает разум»
Слайд 9

Понятие субстанции Анаксагор (500−428 до н. э.) первосущности мира как «семена»,

Понятие субстанции

Анаксагор (500−428 до н. э.) первосущности мира как «семена», как

подобночастные элементы обозначил термином «гомеомерии». Не из лона движения возникают вещи, движение лишь следствие уже существующих явлений. Ничто не рождается и ничто не умирает. Имеет место только соединение (как бы рождение) и разделение (как бы гибель), причем признается делимость до бесконечности.
Но как возникло само движение? Его источник — вселенский разум. «Вначале все было смешано; разум привел в порядок хаос».
Слайд 10

Пифагорейская традиция Если Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и другие мыслители рассмотренной выше

Пифагорейская традиция

Если Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и другие мыслители рассмотренной выше школы

разработали учение о физической материи как первичной по отношению к форме, то Пифагор (ок. 570−ок. 500 до н. э.) и его последователи (соответственно — пифогорейцы) обратились к изучению структур, чисел, количественных соотношений, благодаря которым материя разнообразится, обретая определенное предметное бытие.
Несмотря на абстрактность, схематизм и формализм, абсолютизацию количественных отношений, пифагорейская школа оказала большое влияние на науку, дала мощный импульс развитию математики, астрономии, космологии и музыковедению.
Слайд 11

Софисты Протагор (490−420 до н. э.) и Горгий (ок. 480−380 до

Софисты

Протагор (490−420 до н. э.) и Горгий (ок. 480−380 до н.

э.).
Софист — учитель мудрости, человек, обучающий риторике, логике, астрономии, физике, географии и т. д. и берущий за свое умение деньги, что осуждалось обществом как постыдное дело.
Основные идеи:
Человек считается мерой всех вещей
Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие — что нет. Всё в мире относительно
Учение большинства софистов вступало в противоречие с религиозными представлениями. Большая часть софистов придерживалась  атеистических или агностических  взглядов.
Слайд 12

Атомисты На позициях материализма твердо стояли Левкипп (ок. 500−440 до н.

Атомисты

На позициях материализма твердо стояли Левкипп (ок. 500−440 до н. э.)

и Демокрит (ок. 460−ок. 370 до н. э.), отвергавшие идею разума как движущего начала мира и отстаивающие приоритет изменчивости и разнообразия над покоем и единством.
Мир состоит из атомов — неделимых и вечных частиц, бесчисленное количество которых, отличаясь по форме, положению и величине, самопроизвольно двигается в пустоте. Сталкиваясь, они образуют вихри и сложно организованные системы, которые рано или поздно распадаются на элементарные составные части, чтобы вновь соединиться в необычной конфигурации. И так без конца и начала. Движение атомов, однако, подчинено закону. «Ничто в мире не совершается без причины, — всем управляет причина и необходимость».
Слайд 13

Атомисты Атомизм с уклоном в чрезмерный натурализм и сам процесс познания

Атомисты

Атомизм с уклоном в чрезмерный натурализм и сам процесс познания интерпретировал

как «захват» ощущениями эйдосов — истекающих от предметов атомов — и перевод их в мозг.
Стоит напомнить, что концепция атомистического строения материи до сих пор обладает научной ценностью, что лишний раз свидетельствует о величии интеллектуальных озарений и интуитивных догадок человеческого сознания.
Слайд 14

Классический период Античной философии Классический период Античной философии обязан творческой деятельности

Классический период Античной философии

Классический период Античной философии обязан творческой деятельности

таких мыслителей, как Сократ (469−399 до н. э), Платон (427−347 до н. э.), Аристотель (384−322 до н. э.).
Исследуя проблему достоверного знания, Сократ разработал свой знаменитый метод познания, который имеет две стороны: иронию и майевтику. Ирония — отрицательна в том смысле, что показывает зыбкость высказываемых суждений и изъяны логических построений, т. е. она опровергает заблуждения. («Я знаю только то, что я ничего не знаю; софисты же ничего не знают, а думают, что знают все»).
Слайд 15

Сократ Майевтика же позитивна, ибо способствует, помогает посредством вопрошания проявиться знаниям,

Сократ

Майевтика же позитивна, ибо способствует, помогает посредством вопрошания проявиться знаниям, которые

есть у человека, но еще не родились. Майевтика — тот прием, используя который не приобретаются новые знания извне, а очищаются, углубляются, пробуждаются уже имеющиеся в нашей душе. Отсюда призыв: «Человек, познай самого себя!». Майевтика предполагает диалог и полилог в форме вопросов и ответов. Так логика превращается в диалектику.
Признавая разум не только всеобщей основой бытия — безразличным устроителем мира, а силой, творящей добро, направляющей все к наилучшему способу существования, Сократ приходит к выводу, что и человеческий разум — опора добродетели.
Слайд 16

Философия Платона Если ионийские философы убеждались в том, что чувства дают

Философия Платона

Если ионийские философы убеждались в том, что чувства дают лишь

поверхностное и неверное знание о внешнем мире, а настоящая действительность ускользает, то ученик Сократа Платон развил эту традицию, проводя строгое различие между знанием теней (видимых вещей) и знанием идей (незримых сущностей).
Идеи — идеальные, безусловные, совершенные принципы, прообразы, эталоны, модели, которые производят роды, типы, законы, подчиняющие себе чувственный мир.
Слайд 17

Сущность философии Платона Согласно Платону, философия есть высшая наука, которая воплощает

Сущность философии Платона

Согласно Платону, философия есть высшая наука, которая воплощает в себе

чистое стремление к истине. Она – единственный путь к познанию себя, Бога и к истинному счастью.
Настоящего мудреца влечёт к философии не сухая, рациональная тяга к мёртвому, абстрактному знанию, а любовное влечение (Эрос) к высочайшему умственному благу.
Слайд 18

Платон о диалектическом методе философского познания Подобно Сократу, Платон считает, что

Платон о диалектическом методе философского познания

Подобно Сократу, Платон считает, что повседневные впечатления дают нам

искажённый образ реальности. Наивно-непосредственное познание ошибочно.
Прояснить его можно лишь путём усиленного размышления и применения философской диалектики, которая учит анализировать, связывать, классифицировать сбивчивые чувственные впечатления, получая из их беспорядочной массы общее понятие – и, наоборот, из общего понятия выводить идеи о родах, видах и единичных предметах.
Слайд 19

Философия Платона Идеи — это субстанции, они существуют сами по себе

Философия Платона

Идеи — это субстанции, они существуют сами по себе и

сами в себе и могут пребывать в лоне чистого бытия, а не в материальных явлениях. Идеи вечны, неизменны, всеобщи, т. е. заключают в себе все частные совершенства.
Идеи могут воплощаться в объектах вселенной, но никогда они (вещи и события) полностью не смогут выразить их природу. (Красота вообще как идея и этот красивый поступок, этот красивый пейзаж, этот красивый человек).
Слайд 20

Философия Платона Переход единой идеи из себя в явления, которые в

Философия Платона

Переход единой идеи из себя в явления, которые в ней

участвуют и ее представляют остается, по мнению Платона, неразрешимой тайной. Платон создает грандиозную систему объективного идеализма, в которой идеи — первоосновы бытия. Разные идеи связаны между собой в единое целое, некое сверхвысшее совершенство, коим является Добро или Бог как вечный принцип бытия и мышления.
Познание есть созерцание разумом уже существующих в душе идей, которые она, будучи бессмертной, приобрела, находясь в царстве чистых мыслей во внетелесном состоянии, т. е. познание — это припоминание, которое актуализируется посредством диалектических упражнений.
Слайд 21

Устройство вселенной по Платону Бог – зодчий вселенной – при её

Устройство вселенной по Платону

Бог – зодчий вселенной – при её создании

соединил в ней идеи с вещественной материей. Сущность универсума подобна человеческой: он имеет разумную душу и является личностью.
Закономерный, а не произвольный характер движения этих светил служит, по мысли Платона, лучшим доказательством того, что космос управляется разумной волей.
Слайд 22

Устройство вселенной по Платону Но так как во вселенной соединены идеальное

Устройство вселенной по Платону

Но так как во вселенной соединены идеальное и

материальное начала, она управляется не одним разумом, а и второй – инертной, слепой и косной – силой: законом необходимости, который Платон образно именует роком.
Движения планет в направлении, противоположном движению звездного неба, доказывают, то, что во вселенной действуют силы, противоположные одна другой. При создании Вселенной разум преобладал над законом материальной необходимости, но в некоторые периоды злой рок может достигать преобладания над разумом. Бог, изначально вложив в мир ум, затем предоставляет вселенной свободу и лишь временами проявляет о ней заботу, восстанавливая в космосе разумное устройство и не давая ему соскользнуть в полный хаос.
Слайд 23

Платон о государстве Если доминирует разум, то мудрецы должны возглавлять государство,

Платон о государстве

Если доминирует разум, то мудрецы должны возглавлять государство, управляя

обществом; если страсть и воля, то их стезя — быть воинами, защитниками государственных интересов; если вожделение, то эти индивиды обуреваемые жаждой материальных и чувственных наслаждений, рекрутируются из среды крестьян, ремесленников и торговцев.
Что касается существовавших в то время форм государственного устройства, то Платон отдавал предпочтение аристократической республике.
По степени упадка, к регрессирующим относил: тимократию (власть военных), олигархию (власть наиболее богатых), демократию (власть толп, одержимых низменными потребностями) и тиранию (необузданную власть одного человека).
В идеальном государстве Платона нет частной собственности, нет семьи, нет свободного выражения мыслей. Государство — все, гражданин — ничто!
Слайд 24

Аристотель Отвергает учение Платона об идеях как самодостаточных, вечных сущностях, отграниченных

Аристотель

Отвергает учение Платона об идеях как самодостаточных, вечных сущностях, отграниченных от

явлений чувственного мира в их множественности и развитии.
Согласно Аристотелю, Платон только удваивает мир, ибо идеи — обычные копии чувственных предметов и не несут никаких дополнительных сведений о них; не выявлена также трансформация идей в их переходе в материальные объекты; не раскрыта связь самих идей между собой и не объяснено, как возникновение, становление и гибель реальных вещей соотносится с безусловной неизменностью идей.
Слайд 25

Аристотель Подлинным же бытием является не идея, не число, не атом,

Аристотель

Подлинным же бытием является не идея, не число, не атом, а

отдельная, конкретная вот эта вещь, которая проявляет свою специфику в разнообразных свойствах, связях и отношениях с другими предметами реальности. Но сама сущность как неделимый носитель и субъект внутреннего единства в отличие от ее предикатов чувственно не восприимчива. Совокупность предметов образует природу, которую не следует отождествлять с материей.
Материя — это аморфная, неопределенная, пассивная «емкость», из недр которой черпается материал для «строительства» мира. Чтобы выйти из такого состояния и дифференцироваться на различные виды, чтобы осуществился переход из потенциального бытия в актуально сущее, необходимо принять форму.
Слайд 26

Аристотель Форма — активное начало жизни и деятельности, она структурирует, очерчивает

Аристотель

Форма — активное начало жизни и деятельности, она структурирует, очерчивает реальность.

Оформленная простейшим образом, первичная материя воплощается в таких стихиях, как земля, огонь, воздух и вода соответственно распределению и сочетанию извечных сил: холодного и горячего, влажного и сухого.
Природа — совокупность вещей, явленных как множество конкретных способов органической связи материи и формы. Форма как нечто неделимое тождественна сущности. Сущности же делятся на низшие, «отяжелившие» себя воплощениями, т. е. соединением с материей, и высшие — чистые формы.
Общий вывод: непоследовательность философа, его колебания между материалистическими и идеалистическими трактовками
Слайд 27

Значение Аристотеля Аристотель впервые в истории создал формальную логику, системное исследование

Значение Аристотеля

Аристотель впервые в истории создал формальную логику, системное исследование основных

форм мышления, сформулировал законы мышления: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего.
Им определены философские категории: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание и ряд других: возможность, действительность, случайность, необходимость, причина.
Слайд 28

Аристотель о государстве Аристотель определяет государство как собрание свободных и равных

Аристотель о государстве

Аристотель определяет государство как собрание свободных и равных граждан

и выделяет правильные и неправильные формы правления. К первым относятся монархия, аристократия и демократия, ко вторым — деспотия, олигархия и охлократия.
В противовес Платону он отстаивает ценность семьи, частной собственности и приватной жизни. Несмотря на то, что человек в своих действиях определяем собственной душой (растительной, животной и разумной), он только в социуме становится настоящей личностью, раскрывает свой внутренней потенциал и формируется как нравственное существо.
Роль государства должна состоять в том, чтобы создавать законы, обеспечивающие справедливость и счастливую жизнь граждан, к которым, увы, не относились рабы — говорящие орудия производства.
Слайд 29

Эллинистическая философия Условной точкой отсчета возникновения эллинистической философии явилась победа Македонии

Эллинистическая философия

Условной точкой отсчета возникновения эллинистической философии явилась победа Македонии над

Грецией в 338 г. до н. э.
Слайд 30

Эллинистическая философия Гедонизм: жить — значит стремиться к получению максимального количества

Эллинистическая философия

Гедонизм: жить — значит стремиться к получению максимального количества чувственных

удовольствий. Не надо сожалеть о прошедшем — его уже нет, не надо заботиться о будущем — его еще нет. Наслаждайся отпущенным тебе мгновением, вкушай доступные блага. «Хлеба и зрелищ!», «Здесь и сейчас!». Такую программу исповедовал неверный ученик Сократа — Аристипп.
Кинизм: смысл жизни состоит в сведении к минимуму собственных потребностей для обретения максимальной независимости и свободы, которая необходима, чтобы лучше, полнее, глубже и беспристрастно познать объективную истину. Все мое — со мной! Я не смотрю на реальность через тусклые призмы меркантильных интересов, властных полномочий или социального престижа. Я внутренне чист и открыт всему миру — так мог думать наиболее известный представитель данного течения Диоген Синопский (404−323 до н. э.).
Слайд 31

Эллинистическая философия Эвдемонизм: человек, обладая волей и разумом, должен научиться обуздывать

Эллинистическая философия

Эвдемонизм: человек, обладая волей и разумом, должен научиться обуздывать свои

страсти и желания, жертвуя малым ради большего, ненадежным и зыбким ради устойчивого, сегодняшним ради завтрашнего во имя обретения атараксии — состояния безмятежности и душевного покоя, что осуществимо только посредством меры.
Потакание своим желаниям, нарушение оптимальных границ их удовлетворения приводит к болезням, разочарованиям, преждевременной усталости, пресыщенности и распаду личности.
Эпикур (341−270 до н. э.) видел задачу философии как в нахождении путей, ведущих к счастью, так и в преодолении страха перед смертью. «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие — высшее благо». «Когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступит, то нас уже нет». Римский философ Тит Лукреций Кар (ок. 99−ок. 55 до н. э.) стоял на сходных позициях.
Слайд 32

Стоики Стоицизм: жить по своей природе, жить нравственно — вот подлинный

Стоики

Стоицизм: жить по своей природе, жить нравственно — вот подлинный смысл

человеческого присутствия в мироздании. Греческие философы: Зенон Китионский (336−264 до н. э), Клеанф (ок. 330−ок. 232 до н. э.), Хрисипп (ок. 280−208/205 до н. э.) и их последователи — римские мыслители: Цицерон (106−43 до н. э.), Сенека (ок. 4−65 н. э.), Эпиктет (ок. 50−ок. 138 н. э.), Марк Аврелий (121−180 н. э.)
Слайд 33

Стоики Исходили из посылки, согласно которой разум является причиной всех событий

Стоики

Исходили из посылки, согласно которой разум является причиной всех событий в

мире, но вопреки Платону и Аристотелю считали, что он воздействует не извне, а изнутри бытия по закону необходимости.
Действие, согласное с разумом (который хотя представлен своеобразно в разных людях, но тождествен себе и всеобщ), означает преодоление узкого эгоизма и слияние с общим интересом. Этим уничтожается различие рас, национальностей, социальных положений и формируется братская солидарность и равенство всех перед нравственным законом. Поэтому смысл жизни — это быть максимально полезным максимальному числу людей, а если это не удается, то быть полезным хотя бы себе, никому не являясь обузой.
Слайд 34

Стоики Есть два ряда обстоятельств: законы бытия, существующие независимо от человека,

Стоики

Есть два ряда обстоятельств: законы бытия, существующие независимо от человека, который

ими ведом. Это рок, судьба, от них не скроешься и не откупишься. Надо мужественно и спокойно принять их как неизбежность. А наряду с ними есть множество явлений, которые в нашей власти, и человек, обладая волей, а, стало быть, и свободой, обязан господствовать над ними, не склонять колени и голову перед житейскими испытаниями.
«Знать и подчиняться» - стоики
Несомненно, в этике стоицизма содержатся героические мотивы. Заслугой является и тот факт, что он первым обозначил идею естественных прав, присущих человеку от рождения, которая легла в основу знаменитой римской юриспруденции.
Слайд 35

Скептики Нельзя не сказать и о таком направлении философской мысли, как

Скептики

Нельзя не сказать и о таком направлении философской мысли, как скептицизм,

который косвенно, но влиял на нравственный облик общества, расшатывая его устои. Так, Пиррон (365−275 до н. э.) обосновывает принцип сомнения, ибо все можно рассматривать и оценивать с совершенно разных и, порой, прямо противоположных сторон и позиций. «Одно настолько же верно, насколько и другое» — таков его главный тезис.
К изречению Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю» они добавляли слова — «даже этого я не знаю, наверное».
Однако скептицизм — и в этом его позитивное значение — ослаблял позиции догматизма в конструировании теоретических схем, которые опирались на ненадежный эмпирический опыт.
Слайд 36

Неоплатонизм Аммоний (175−242 н. э.) Плотин (205−270 н. э.) Они предпочитали

Неоплатонизм

Аммоний (175−242 н. э.)
Плотин (205−270 н. э.)
Они предпочитали отрицательную теологию,

согласно которой ни один атрибут, понятный нашему уму, нельзя приписать Богу, ибо он бесконечно далек, совершенен и велик. Бог выше всего, в том числе и бытия и разума.
«Воля Бога не безразлична, она вечно направлена к добру» (Плотин). Не отрицая объективное бытие зла, неоплатоники рассматривали его как тень добра, которая тает и рассеивается по мере движения к свету — Богу. Всякое добро исходит от Единого, всякое зло — от материи.
Слайд 37

Выводы Мы замечаем, как в неоплатонизме неуклонно усиливаются религиозно-мистические и мифологические

Выводы

Мы замечаем, как в неоплатонизме неуклонно усиливаются религиозно-мистические и мифологические элементы,

что расчищало почву для перехода к новому, христианскому мировоззрению и ранней патристике.
«Античная философия... началась с мифа и кончилась мифом. И когда был исчерпан миф, оказалась исчерпанной и сама философия».
Что касается римского этапа античной философии, то он не изобилует оригинальными идеями, а лишь несколько модифицирует концепции греческих мыслителей.