Античная философия

Содержание

Слайд 2

Понятийный словарь: 1. Космоцентризм. 2. Атомизм. 3. Софизмы. 4. Майевтика. 5.

Понятийный словарь:

1. Космоцентризм.
2. Атомизм.
3. Софизмы.
4. Майевтика.
5. Диалектика.
6. Кинизм.
7. Скептицизм.
8. Эпикуреизм.
9. Стоицизм.
10.

Неоплатонизм.
Слайд 3

Сегодня в лекции: Античная философия: специфика и общие черты. Досократический период:

Сегодня в лекции:

Античная философия: специфика и общие черты.
Досократический период: милетская школа,

Гераклит, элейская школа, Пифагор, Анаксагор, атомизм, софисты.
Сократический период:
Сократ: биография, философские воззрения, сократовские беседы.
Платон: биография, классификация видов знаний, образ пещеры, теория государства.
Аристотель: биография, типология наук, философские воззрения, политика и формальная логика.
Послесократический период:
Киники (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет Фиванский).
Скептики (Пиррон, Секст Эмпирик).
Эпикуреизм (Эпикур, Тит Лукреций Кар)
Стоицизм (Зенон Китионский, Сенека, Марк Аврелий)
Неоплатонизм (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл).
Слайд 4

Античная философия Античная философия: - древнегреческая: ранняя, классический период, эллинистический период,

Античная философия

Античная философия:
- древнегреческая: ранняя, классический период, эллинистический период, религиозный

период.
- древнеримская.
Возникла 7-6 в до н.э. и является первой философией и прообразом всех последующих по времени философий.
В античности были заложены культурные основы, были поставлены вопросы, ответы на которые ищут философы до сих пор.
Древняя Греция аккумулировала влияние самых различных культур, т.к. велась торговля со многими государствами.
В античности зародилось понятие «философия», бытие, вопрос о происхождении мира.
Слайд 5

Особенности античной философии: Материальной основой была экономика и торговля. Философы превратились

Особенности античной философии:

Материальной основой была экономика и торговля.
Философы превратились в самостоятельную

«прослойку», не отягощённую физическим трудом.
Допускалось существование богов, которые были частью природы.
Идея космоцентризма сменялась идеей анртопоцентризма.
Были заложены идем материализма (досократический период и эллинистический) и идеализма (римский).
Слайд 6

Досократический период Самой характерной чертой является ярко выраженный космоцентризм, то есть

Досократический период

Самой характерной чертой является ярко выраженный космоцентризм, то есть в

центре внимания первых греческих философов находились проблемы мироздания – природы, Космоса, мира в целом.
Сформулировали фундаментальный философский вопрос: что есть начало всех вещей?
«Существует множество вещей, они зарождаются и гибнут, то есть они преходящи; но тем не менее есть единая, неуничтожимая, вечная основа всех вещей, из которой они возникают и в которую возвращаются. Эта первооснова всего сущего, всеобщее основание бытия получила название субстанця».
Формируется натурфилософский метод познания – умозрительное, отвлеченное истолкование природы.
Слайд 7

Милетская школа Фалес – основатель милитской школы, один из самых первых

Милетская школа

Фалес – основатель милитской школы, один из самых первых

выдающихся ученых. Был купцом, математиком, физиком и инженером. Происходит из знатного рода. Много путешествовал. Был гилозоистом (одушевлял все сущее).
Считал, что
Мир возник из воды.
Вода – это определенная божественная материальная стихия, обладающая разумом.
Мир полон богов.
Неживая природа и все вещи имеют душу.
Земля имеет форму плоского диска, покоится на воде и является центром Вселенной.
Солнце питается испарением воды.
Перевернул мировоззрение: субстанция- первооснова всего.
Первым определил продолжительность года и сделала ряд математических открытий.
Слайд 8

Милетская школа Анаксимандр – ученик Фалеса. Был математиком, физиком, астрономом. Считал,

Милетская школа

Анаксимандр – ученик Фалеса. Был математиком, физиком, астрономом.
Считал, что:


Первопричина мира – «айперон», т.е. беспредельное и неопределенное вещество вечной субстанции, из которой все возникло, все состоит и все в это превратится.
Все состоит из микроскопических элементов.
Выдвинул идею, что человек произошел в процессе эволюции от других животных.
Мир бесконечен.
Достиг прогресса в области абстрактного мышления.
Вывел закон сохранения материи.
Изобрел солнечные часы.
Составил географическую карту.
Слайд 9

Милетская школа Анаксимен – ученик Анаксимандра. Физик, астроном и метеоролог. Считал,

Милетская школа

Анаксимен – ученик Анаксимандра. Физик, астроном и метеоролог.
Считал,

что:
Первопричина всего – воздух.
Все на земле – это результат различной концентрации воздуха.
Даже боги возникли из воздуха.
Разделили душу человека (психе) и душу космоса (пневма).
Слайд 10

Гераклит Основатель диалектики как учения о постоянной изменчивости и подвижности мира.

Гераклит

Основатель диалектики как учения о постоянной изменчивости и подвижности мира.
Первоначалом

всего считал – огонь, который является вечным, материальным, разумным, т.е. Логос.
Логос – это мировой закон. Огонь никем не сотворен, но подчиняется Логосу.
Логос- слово истины, которое открывается человеку, достойному этого, и существует независимо от человека.
Вывел закон единства и борьбы противоположностей.
Весь мир, не созданный никем из богов, находится в вечном движении и изменении, и был и есть вечно живым огнем.
Признавал относительность вещей в природе.
Движущая сила всего – борьба.
Слайд 11

Пифагор (5-4 вв до н.э.) Первопричина всего – число: всю окружающую

Пифагор (5-4 вв до н.э.)

Первопричина всего – число: всю окружающую действительность

можно свести к числу и измерить ее.
Идея первичности числа и ее роль в музыкальной гармонии. Вывели октавы, заметив, что длина струны соотносится как 1:2, 2:3 и т.д.
Единица – мельчайшая частица всего.
Выделяли «протокатегории» – четное-нечетное, светлое-темное.
Выступали за познание мира через число.
Развитие мира циклично и все повторяется с определённой периодичностью.
Приписывали числам мистические свойства.
Слайд 12

Элейская школа (5-4 вв до н.э.) Ксенофан – основатель элейской школы.

Элейская школа (5-4 вв до н.э.)

Ксенофан – основатель элейской школы. Прожил

очень бедно, но почти 100 лет. Все учения изложил в стихах.
Считал, что:
первооснова всего – Земля, которая появилась из воды.
Не боги творят людей, а люди – богов по своему образу и подобию.
Истинный бог не подобен смертным ни телом, ни мыслью. Он является всевидящим, всеслыщащим и всемыслящим.
Бог и космос едины.
Мир является неизменным- основа метафизики.
Постичь мир можно только с помощью разума. Но до конца – невозможно – основа скептицизма.
Слайд 13

Элейская школа (5-4 вв до н.э.) Парменид – ученик Ксенофана. Центральная

Элейская школа (5-4 вв до н.э.)

Парменид – ученик Ксенофана. Центральная фигура.

Родился в знатной семье, молодость провел в забавах, но осознал ничтожность наслаждений. Принимал участие в политических делах.
Считал, что:
Закон исключения третьего.
Реально существует лишь то, что умопостигаемо, что может мыслиться.
Мышление и бытие тождественны.
Есть лишь бытие, небытия нет потому что его невозможно познать.
Бытие – сплошной неподвижный шар (Единое).
Слайд 14

Элейская школа (5-4 вв до н.э.) Зенон – любимый ученик и

Элейская школа (5-4 вв до н.э.)

Зенон – любимый ученик и последователь

Парменида. Ценил ум и призирал роскошь. Всю жизнь боролся за истину и справедливость.
Считал, что:
Поддерживал учение Парменида о Едином..
Выделил апории (противоречия).
Бытие – есть полнота всего сущего, а небытие не может существовать.
Слайд 15

Анаксагор (500-428 до н.э.) Первоначалом бытия считал гомеометрии («семена всех вещей»)

Анаксагор (500-428 до н.э.)

Первоначалом бытия считал гомеометрии («семена всех вещей») –

мельчайшие невидимые, вечные и неизменные частицы, каждая из которых является носителем определенного качества.
Любая вещь содержит в себе гомеометрии все типов (все есть во всем).
Гомеометрии – пассивны. Их движущая сила – Нус (Мировой разум).
Все в мире познается противоположным: сладкое –горьким.
Все познается только умом.
Слайд 16

Атомизм Атомисты – материалистическая философская школа, в которой первопричиной мира выступали

Атомизм

Атомисты – материалистическая философская школа, в которой первопричиной мира выступали

атомы.
Основатель – Левкипп. Существует мнение, что он-вымышленный персонаж, т.к. о его биографии почти ничего не известно.
Демокрит – ученик Левкиппа.
Основа атомизма:
1. Атомы невозможно увидеть путем чувственного опознания.
2. Материальный мир состоит из атомов, они неделимы, имеют различную величину, между атомами есть пространство, находятся в постоянном движении, в круговороте.
Слайд 17

Софисты Софисты – мудрецы- философы-педагоги, обучающие граждан философии, ораторскому искусству. Выделяют

Софисты

Софисты – мудрецы- философы-педагоги, обучающие граждан философии, ораторскому искусству.
Выделяют две группы:
Старшие

софисты: Протагор, Горгий.
Младшие софисты: Ликофрон, Калликл.
Для софистов характерно:
Отрицание старых традиций.
Стремление доказать условность и несовершенство государства.
Субъективизм в оценках и попытка доказать что действительность существует только в мыслях.
Критика окружающей среды.
Стремление все проверить на практике и доказать правильность логически.
Слайд 18

Софисты Свою правоту доказывали при помощи софизмов, т.е. логических приемов, уловок,

Софисты

Свою правоту доказывали при помощи софизмов, т.е. логических приемов, уловок, благодаря

которым правильное, с первого взгляда, умозаключение оказывается в итоге ложным и собеседник запутывается в собственных мыслях.
Протагор – вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека.
Горгий: ничего не существует; ни о чем нельзя сказать достоверно; лучшим ответом на вопрос является молчание.
Продик – проявил интерес к языку, занимался изучением правильного употребления слов, составил этимологические гроздья родственных слов, анализировал проблемы омонимии.
Был учителем СОКРАТА.
Слайд 19

Классический период Начало этому периоду положил Сократ (469 – 399 до

Классический период

Начало этому периоду положил Сократ (469 – 399 до н.э.),

который был выходцем из Афин.
Крупнейшим достижением античной философии была деятельность Платона (427 – 347 гг. до н.э.).
Аристотель – ученик Платона. 335 г. до н.э. организовал свою школу – ликей (перипатетическая школа). Был учителем А. Македонского.
Слайд 20

Сократ Диалог – метод нахождения истины. Рождение майевтики – достижение истины

Сократ

Диалог – метод нахождения истины.
Рождение майевтики – достижение истины благодаря

логическим приемам, наводящим вопросам собеседнику.
Родоначальник диалектики – нахождение истины с помощью споров и бесед, обнаружение противоречий.
Основная задача философии состоит не в познании природы, а в изучении человека: ПОЗНАЙ САМОГ СЕБЯ!
Сократа считали мудрейшим, на что он сказал: «Я знаю то что ничего не знаю. Но другие и этого не знают».
Этический рационализм, считал что есть одно благо-знание, и только одно зло – невежество. Любое зло совершается по незнанию.
Душу считал бессмертной и верил в
переселение душ.
8. Воспитал много учеников.
9. «Сократические школы»
Слайд 21

Платон Выдающийся ученик Сократа. Основал собственную школу –Академию. Первый кто оставил

Платон

Выдающийся ученик Сократа.
Основал собственную школу –Академию.
Первый кто оставил после себя ряд

фундаментальных философских произведений.
Основоположник идеализма. Считал что материальные вещи изменчивы.
Окружающий мир – это «мир вещей», он временный.
«Мир идей» первоочередной.
Слайд 22

Платон Учение о душе: душа это нечто божественное, отличающееся от тела

Платон

Учение о душе: душа это нечто божественное, отличающееся от тела и

рождается она раньше тела.
Душа – это незримое начало всего. Она состоит из разумного (рассуждение) начала, вожделенного (влюбленность) и страсти (аффективное).
Человек – существо двойственное.
Материальный мир – отражение мира идей, но познать можно только через разум (он советовал закрыть глаза и уши, чтобы они не мешали разуму).
Слайд 23

Платон Учение о государстве: самой оптимальной считал аристократию (справедливая власть меньшинства)

Платон

Учение о государстве: самой оптимальной считал аристократию (справедливая власть меньшинства) и

монархию (власть одного человека).
Демократия – редко бывает справедливой и переходит в тиранию, олигархию и тимократию.
Выдвинул собственный план государства: все население на три сословия (философы, воины, работники), нет частной собственности, все жители проводят время вместе, не вступают в брак, имеют общих жён и детей, использовать труд рабов. План признан утопией.
Задача человека возвыситься над чувственным миром и освободиться от всего телесного.
По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году до н. э.
Слайд 24

Аристотель 1. Считается учеником Платона, но его философские мысли зародились задолго

Аристотель

1. Считается учеником Платона, но его философские мысли зародились задолго до

встречи с ним.
2. Являлся основоположником психологии, логики, биологии, политологии, экономики, истории и др. наук.
3. Основоположник материализма.
4. Платон его уважал и при отсутствии на занятиях говорил: «Разум сегодня отсутствует».
5. До смерти Платона жил в его школе, потом воспитывал Александра Македонского, далее открыл свою школу – перипатетитки («прогуливающиеся»).
6. После смерти Македонского, его обвинили в богохульстве и он покинул Афины. Через год скончался.
«Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому
Кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке».
Слайд 25

Аристотель Предложил первую классификацию наук. Проблема бытия: критика философии Платона, отрицал

Аристотель

Предложил первую классификацию наук.
Проблема бытия: критика философии Платона, отрицал «чистую идею».
Мир

состоит из единичных представителей – индивидуумов.
Что такое бытие? – ответ в 10 категориях:
-сущность; -количество; - качество; - отношение; - место; - время; -положение; -состояние; - действие; - страдание.
Т.е. бытие – это сущность, обладающая всеми перечисленными свойствами.
Слайд 26

Аристотель Материя вечна, несотворима и неучтожима. Но она возникает из потенции

Аристотель

Материя вечна, несотворима и неучтожима.
Но она возникает из потенции (пассивное

начало) и ограниченной формы (активное начало).
Аристотель – дуалист и начало мира в материи и форме. Изменение одного качества приводит к изменению предмета.
Слайд 27

Аристотель Душа и тело – неразделимы. Движущая сила человека – это

Аристотель

Душа и тело – неразделимы.
Движущая сила человека – это стремление, связанное

с чувством удовлетворенности и неудовлетворенности: действия, приносящие удовольствия, мы стремимся производить вновь.
Выделил идеальную форму государства – политию: олигархия+демократия. Худшая – тирания.
Познание: чувственное; искусное; научное.
Три основных закона логики: закон тождества; закон исключения третьего; закон недопущения противоречий.
Стремился найти среднюю линию поведения: щедрость и умеренность.
Слайд 28

Послесократический период Киники. Скептики. Эпикуреизм. Стоицизм. Неоплатонизм.

Послесократический период

Киники.
Скептики.
Эпикуреизм.
Стоицизм.
Неоплатонизм.

Слайд 29

Киники (3-4 вв до н.э.) В начале IV в. до н.

Киники (3-4 вв до н.э.)

В начале IV в. до н. э.

некоторыми учениками Сократа были основаны философские школы. Одной из них стал кинизм (на заре разрушения социального уклада А. Македонского).
Её основатель – Антисфен. Он утверждал, что для достижения блага следует жить «подобно собаке».
Сводили человека к его животному состоянию. Вели нищенский образ жизни.
Проявляли негативное отношение к государственным законам.
Спасение в мире надо искать внутри себя. Это состояние они считали свободой.
Слайд 30

Антисфен – ученик Сократа, основатель школы. Проповедовал отказ от потребностей, разрыв

Антисфен – ученик Сократа, основатель школы. Проповедовал отказ от потребностей, разрыв

человека с общественной жизнью. Физическое удовольствие – зло.
Диоген – днем с огнем искал честного человека, жил в бочке и питался объедками, вел вызывающе. Считал, что свободен тот, кто откинул все капризы и освободился от удовольствий.
Кратет Фиванский - учение Диогена. Был богат, все продал и раздал бедным. Был аполитичным.
Слайд 31

Скептицизм Философское направление, в котором сомнение в познании истины выдвигается в

Скептицизм

Философское направление, в котором сомнение в познании истины выдвигается в качестве

принципа мышления.
Пиррон – основатель, интересовался вопросом «как жить в мире и быть счастливым».
Чтобы обрести счастье, нужно ответить на три вопроса:
Что есть окружающий мир?
Как мы к нему должны относиться?
Что мы от этого получаем?
Слайд 32

Эпикуреизм Философское направление и образ жизни, в котором отдается предпочтение материальным

Эпикуреизм

Философское направление и образ жизни, в котором отдается предпочтение материальным радостям

и наслаждению.
Основатель – Эпикур. Основал свою школу – «сад Эпикур».
Цель эпикуреизма – достижение счастья, которое мыслилось в наслаждении как отсутствии страданий.
Его философия поделена на три части:
Физика – вселенная состоит из атомов и пустоты; мира «чистых идей» нет.
Логика – основа-чувственное познание при помощи души, разумом познать невозможно.
Этика – человек-есть результат биологической эволюции, обязан этому родителям, судьба зависит от человека, а не от богов, душа смертна как и тело, удовольствие – это здоровье и занятие любимым делом.
Слайд 33

Стоицизм Философская школа в противовес киникам. Необходимо просветляться, развиваться. Идеалом является

Стоицизм

Философская школа в противовес киникам.
Необходимо просветляться, развиваться. Идеалом является мудрец.
Основатель

– Зенон Китионский, который делил логику, физику и этику, сравнивая с садом. Ограда – логика, деревья – физика, а плоды – этика.
Логика – источник познания-ощущения, накапливаемые в памяти.
Физика – бытие и тело-одно и тоже; космос – живое и разумное, имеющее в себе два начала, Логос – активное начало; саморазвитие мира происходит циклично: все сгорает и зарождается вновь.
Этика – цель-достижение счастья при следовании природе; счастье не зависит от внешних событий и нужно безразлично к ним относиться; свободен лишь мудрец, а рабом является невежда.
Слайд 34

Стоицизм Сенека – римский философ. Проповедовал идеи добродетели, призывал не участвовать

Стоицизм

Сенека – римский философ. Проповедовал идеи добродетели, призывал не участвовать в

общественной жизни, приветствовал покой и созерцание. Предвидел научно-технический прогресс. Покончил жизнь самоубийством.
Марк Аврелий – римский философ. В 161-180 гг- император Рима. Бог- высшее мировое начало. Выделял внешний мир и внутренний мир человека, только он подвластен ему. Счастье – в приведении в порядок и соответствие внутреннего и внешнего мира.
Слайд 35

Неоплатонизм Последнее направление античной философии. Основатель – Плотин (Порфирий, Ямвлих, Прокл).

Неоплатонизм

Последнее направление античной философии.
Основатель – Плотин (Порфирий, Ямвлих, Прокл).
Сущность в том,

что они доводят до предела противопоставление чувственного, телесного и сверхчувственного мира.
Исходное первоначало – Единое (Благо).
От Единого исходит излучение – Бытие.
Звено между сверхчувственым и чувственными мирами – Мировая душа.
Угасший свет от Единого вечен во времени – телесный космосю