Содержание
- 2. Содержание Философия Аристотеля и учение Платона Разделы философии Аристотеля Политическая философия Аристотеля Учение Аристотеля о бытии
- 3. Философия Аристотеля и учение Платона Непосредственным предшественником философии Аристотеля было учение Платона, однако их сразу разделило
- 4. Аристотель и Платон. Скульптор Лукка делла Роббиа
- 5. искал познания, истины, красоты в сверхчувственном мире. противополагает идеи миру явлений, вещей – ложному, призрачному, раздробленному
- 6. Рафаэль. Афинская школа, 1509. В центре изображены Платон и Аристотель
- 7. I. Логика (излагается в группе трудов, получивших общее название «Органон»). II. Теоретическая философия. Она в свою
- 8. Логика Аристотеля – кратко В основу философской логики Аристотель кладёт ряд «категорий» – наиболее общих понятий,
- 9. Метафизика Аристотеля Главное содержание метафизики («первой философии») Аристотеля сводится к критике платоновского учения об обособленности мира
- 10. Политическая философия Аристотеля В философии Аристотеля государство признаётся высочайшей целью нравственной деятельности человека. Первоосновой государства является
- 11. Учение Аристотеля о бытии Основа всякого бытия, по Аристотелю, – первая материя. Она образует потенциальную предпосылку
- 12. Материя есть всеобщая причина, так как без нее нет бытия, считает Аристотель. Форма играет роль признака.
- 14. Скачать презентацию
Содержание
Философия Аристотеля и учение Платона
Разделы философии Аристотеля
Политическая философия Аристотеля
Учение Аристотеля о
Содержание
Философия Аристотеля и учение Платона
Разделы философии Аристотеля
Политическая философия Аристотеля
Учение Аристотеля о
Философия Аристотеля и учение Платона
Непосредственным предшественником философии Аристотеля было учение Платона, однако
Философия Аристотеля и учение Платона
Непосредственным предшественником философии Аристотеля было учение Платона, однако
Согласно философии Платона, источник истинного знания – в воспоминаниях о мире идей, который душа созерцала до своего «телесного рождения». Но Аристотель считает, что никакого особого мира идей нет, и в начале жизни душа подобна чистой вощёной дощечке для письма (tabula rasa), на которой ещё ничего не начертано. Затем она постепенно заполняется «отпечатками», приобретаемыми из опыта. Аристотель, в отличие от Платона, убеждён, что мир явлений не есть «ложный призрак», а обладает подлинной реальностью и содержит в себе истину. Получая от него простые чувственные впечатления, душа при помощи индукции переходит к более сложным общим понятиям.
Аристотель и Платон. Скульптор Лукка делла Роббиа
Аристотель и Платон. Скульптор Лукка делла Роббиа
искал познания, истины, красоты в сверхчувственном мире.
противополагает идеи миру явлений, вещей – ложному,
искал познания, истины, красоты в сверхчувственном мире.
противополагает идеи миру явлений, вещей – ложному,
философ идеала.
– в изучении мира действительного.
напротив, признает действительность мира явлений.
реалист, философ действительности.
Платон
Аристотель
Особенности философии Аристотеля объясняются ее противоположностью платонизму.
Рафаэль. Афинская школа, 1509. В центре изображены Платон и Аристотель
Рафаэль. Афинская школа, 1509. В центре изображены Платон и Аристотель
I. Логика (излагается в группе трудов, получивших общее название «Органон»).
II. Теоретическая философия. Она
I. Логика (излагается в группе трудов, получивших общее название «Органон»).
II. Теоретическая философия. Она
III. Практическая философия – учение о принципах человеческой жизни и деятельности. Она состоит из: 1. Этики (науки о цели жизни отдельного человека). 2. Экономики (науке о домашнем хозяйстве). 3. Политики (науки о государстве).
IV. Поэтическая философия: трактаты Аристотеля о поэзии и риторике.
Учение Аристотеля чаще всего подразделяют на четыре раздела.
Логика Аристотеля – кратко
В основу философской логики Аристотель кладёт ряд «категорий»
Логика Аристотеля – кратко
В основу философской логики Аристотель кладёт ряд «категорий»
Из сочетания различных категорий создаются сложные высказывания, которые логика Аристотеля делит на четыре вида общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные. Высказывания могут обладать различными типами модальности (возможность и невозможность, случайность и необходимость). Чтобы содержать в себе истину, они должны подчиняться законам логического мышления(закону тождества, закону исключения противоречия, закону исключённого третьего).
Высказывания тоже могут сочетаться, образуя силлогизмы с новыми логическими выводами. Например, из двух разных высказываний: 1. Все люди смертны и 2. Сократ – человек, вытекает третье: Сократ смертен. В своей философской логике Аристотель подробно разбирает различные виды силлогизма, различая в нём три фигуры с 16 модусами каждая. Силлогизмы могут давать как общие, так и частные выводы.
В сочинении «Топика» Аристотель анализирует свыше 300 «топов» – общих приемов мышления, направленных на достижение истины. Он излагает правила диалога, который следует вести посредством топов, и вскрывает недостатки отдельных их видов.
Метафизика Аристотеля
Главное содержание метафизики («первой философии») Аристотеля сводится к критике платоновского
Метафизика Аристотеля
Главное содержание метафизики («первой философии») Аристотеля сводится к критике платоновского
В некоторых сочинениях Аристотеля учение о материи и форме получает расширенную трактовку. Понятие «формы» рассматривается там с трёх различных сторон: не только как идея предмета «в настоящем времени», но и как совокупность возможностей, которые могут реализоваться из неё в будущем, а также как итог некоего создавшего её творческого акта. Таким образом, получается, что реальная вещь, с учётом ещё и её материи, имеет не два, а целых четыре основополагающих начала – «четыре причины», по выражению самого Аристотеля.
Политическая философия Аристотеля
В философии Аристотеля государство признаётся высочайшей целью нравственной деятельности
Политическая философия Аристотеля
В философии Аристотеля государство признаётся высочайшей целью нравственной деятельности
Семьи, размножаясь, образуют общину, а из соединения ряда общин возникает государство. Высшая цель этого института – счастье всех его членов. Счастье же основано на добродетели, поэтому первой задачей государства следует признать обязанность делать своих граждан добродетельными людьми. Таким образом, государство – союз людей для общей нравственной деятельности с целью выработки совершенного устройства жизни.
Аристотель полагает, что это совершенное устройство не должно основываться на крайнем идеализме, как в «Государстве» Платона. В своей «Политике» Аристотель отстаивает те же средние, умеренные принципы, что и в «Этике». Он отвергает призывы Платона к общности женщин и имуществ, отстаивает семью и частную собственность, лишь с некоторым государственным вмешательством в экономические отношения и в дело воспитания юношества. Для выработки добродетели необходим досуг. Поэтому полноправных граждан следует освободить от физической работы, переложив её на рабов и неполноправных метеков.
В трактате «Политика» Аристотель даёт также обзор форм государственного правления, сводя их к трём: монархии (правление одного лица), аристократии (правление немногих лиц) и демократии (общенародное правление; законную, умеренную демократию Аристотель чаще именует «политией»). Каждая из этих трёх политических форм имеет свои преимущества и недостатки. Когда последние получают преобладание над первыми, три возможных формы государства переходят в свои «испорченные» разновидности – тиранию, олигархию и охлократию (власть буйной толпы). Аристотель затрудняется отдать ясное предпочтение одному из трёх типов государственности, ратуя лишь за то, чтобы они не впадали в испорченность. Наилучшим ему кажется некое сочетание аристократии с демократической политией, где власть принадлежит не тёмным низам, а разумному среднему сословию.
Разделяя общегреческий взгляд, Аристотель считает наилучшим небольшое по размеру государство – ограничиваемое одним городом и соседней с ним областью, где все граждане знают друг друга.
Учение Аристотеля о бытии
Основа всякого бытия, по Аристотелю, – первая материя.
Учение Аристотеля о бытии
Основа всякого бытия, по Аристотелю, – первая материя.
Материя есть всеобщая причина, так как без нее нет бытия, считает Аристотель.
Материя есть всеобщая причина, так как без нее нет бытия, считает Аристотель.
Душа человека, как и его сущность или форма тела, дает смысл и направленность жизни. «Душа есть причина и начало живого тела…» Как форма господствует над материей, так, соответственно, душа – над телом, разум – над чувствами. Существуют 3 вида души: растительная душа, которой обладают растения; чувственная, которой наделены животные; разумная, присущая человеку.
Теория познания Аристотеля строится с позиции эмпиризма, в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений. И хотя ощущения дают нам знания только единичного, в них потенциально содержится и знание общего, которое познается наукой. Над наукой надстраивается философия, совпадающая во многом с логикой. Логика помогает отделить общее от частного, истину от ложного знания. Метод выявления общего, с помощью которого можно затем объяснить единичные факторы, Аристотель назвал индукцией. Метод доказательства из силлогизмов, т. е. из общих выводов, он назвал дедукцией.
Значительное место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы общественной жизни. Человек, по его мнению, есть «политическое животное», которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству». «Тот, кто не может войти и составить часть некого сообщества, кто не нуждается ни в ком и ни в чем, достаточен самому себе, то, не являясь частью государства, он – либо зверь, либо Бог».
Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым относятся только те, кто имеет собственность и участвует в управлении обществом. Рабы к гражданам не относились.
Аристотель выделял 6 форм государства: 3 правильные: аристократия, монархия и полития, и 3 – неправильные: тирания, олигархия и демократия. Наилучшей из форм является полития, так как она сочетает свойства умеренной демократии и личное достоинство олигархии, присущее благородным людям.