Экзистенциализм и его основные представители

Содержание

Слайд 2

ПОНЯТИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА Экзистенциализм — направление философии, главным предметом изучения которого стал

ПОНЯТИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА

Экзистенциализм — направление философии, главным предметом изучения которого стал человек,

его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.
Экзистенциализм начал зарождаться еще в середине XIX века, а в 20-е — 70-е годы XX века приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.
Слайд 3

ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е —

ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е — 70-е

гг. XX в. способствовали следующие причины:
Нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;
Бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т. д.);
Опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);
Усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря);
Распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность;
Бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.
Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления.
Слайд 4

ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫМ УДЕЛЯЛИ ВНИМАНИЕ ФИЛОСОФЫ-ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТЫ: уникальность человеческой личности, глубина его чувств,

ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫМ УДЕЛЯЛИ ВНИМАНИЕ ФИЛОСОФЫ-ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТЫ:

уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний,

тревог, надежд, жизни в целом;
разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;
проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»);
проблема бессмысленности жизни, одиночества, заброшенности (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным);
проблема внутреннего выбора и проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего — места в жизни.
Слайд 5

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ. ОСНОВОПОЛОЖНИК – ДАТСКИЙ ФИЛОСОФ СЁРЕН КЬЕРКЕГОР Он поставил вопрос:

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ. ОСНОВОПОЛОЖНИК – ДАТСКИЙ ФИЛОСОФ СЁРЕН КЬЕРКЕГОР

Он поставил вопрос: почему

философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов — сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами познания — и почти не уделяет внимания человеку? Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое «Я». Философом были выделены понятия:
неподлинное существование — полная подчиненность человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех», «плывя по течению», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания;
подлинное существование — выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы.
Слайд 6

Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхождении к подлинному существованию

Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхождении к подлинному существованию человек проходит три

стадии:
эстетическую, когда жизнь человека определяется внешним миром. Человек «плывет по течению» и стремится только к удовольствию;
этическую, когда человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг;
религиозную, когда человек глубоко осознает свое призвание, полностью обретает гармонию до такой степени, что внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятствием на пути человека. С этого момента и до конца своих дней человек «несет свой крест», превозмогая все страдания и внешние обстоятельства.
С точки зрения Кьеркегора, человек - это синтез конечного и бесконечного, временного и вечного, свободы и необходимости. И этот синтез не происходит сам по себе и не дается человеку от природы - его необходимо сознательно создать, определенным образом построив свою жизнь.
Слайд 7

Согласно Карлу Ясперсу (1883 – 1969), человек обычно живет «заброшенной», не

Согласно Карлу Ясперсу (1883 – 1969), человек обычно живет «заброшенной», не

имеющей большого смысла жизнью — «как все». При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного «Я».
Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперсу, это пограничные ситуации — между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью — высшим бытием. Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции — к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта. Человек приближается к транцеденции, абсолюту, высвобождает энергию, осознает себя через так называемые «шифры» трансцедентального: эротику, секс; единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой); свободу и смерть.
Слайд 8

Экзистенция, по Мартину Хайдеггеру (1889 – 1976), есть бытие, к которому

Экзистенция, по Мартину Хайдеггеру (1889 – 1976), есть бытие, к которому человек

сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее.
Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется философом «бытие в мире»). В свою очередь, «бытие в мире» состоит из: «бытия с другими» и «бытия самого себя». «Бытие с другими» засасывает человека, направлено на его полную ассимиляцию, обезличивание, превращение в «такого, как все». «Бытие самого себя» одновременно с «бытием с другими» возможно только при отличии «Я» от других. Следовательно, человек, желая остаться самим собой, должен противостоять «другим», отстаивать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен. Отстоять свою идентичность в поглощающем человека окружающем мире — главная проблема и забота человека.
Слайд 9

Центральным понятием сартровской философии является «для-себя-бытие». «Для-себя-бытие» — высшая реальность для

Центральным понятием сартровской философии является «для-себя-бытие». «Для-себя-бытие» — высшая реальность для

человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие», т.е. различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого».
По Сартру, важнейшим условием жизни человека, ее «стержнем» и основанием активности является свобода. Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором.
По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в любых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор).
Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происходит, — мое»).

ЖАН-ПОЛЬ САРТР (1905 – 1980)