Философия древнего Китая

Содержание

Слайд 2

Тема 2.2 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ Цель лекции: ознакомление с философией Древнего

Тема 2.2 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Цель лекции: ознакомление с философией Древнего Китая

и анализ ее основных категорий.
Слайд 3

План: 1. Источники древнекитайской философии 2. Основные категории древнекитайской философии 3. Философские школы Древнего Китая

План:

1. Источники древнекитайской философии
2. Основные категории древнекитайской философии
3. Философские школы Древнего

Китая
Слайд 4

Основные понятия Дао Инь-ян Ци Дэ Жэнь Цзюньцзы Сяо У-вэй Ли Фа

Основные понятия

Дао
Инь-ян
Ци
Дэ
Жэнь
Цзюньцзы
Сяо
У-вэй
Ли
Фа

Слайд 5

Источники У-Цзин (Пятикнижие) – общее название пяти конфуцианских книг: И-Цзин (Книга

Источники

У-Цзин (Пятикнижие) – общее название пяти конфуцианских книг:
И-Цзин (Книга перемен)


Ши-Цзин (Книга песен)
Шу-Цзин (Книга истории)
Ли-Цзи (Книга ритуалов)
Чунь-Цю (Летопись княжества Лу)
Слайд 6

И-Цзин «Книга перемен» или «Каноны перемен» состоит из 64 символов-гексаграмм, каждая

И-Цзин

«Книга перемен» или «Каноны перемен» состоит из 64 символов-гексаграмм, каждая из

которых выражает ту или иную жизненную ситуацию во времени с точки зрения ее постепенного развития.
Слайд 7

Таблица гексагармм

Таблица гексагармм

Слайд 8

Ши-Цзин Книга песен – один из древнейших китайских литературных памятников. В

Ши-Цзин

Книга песен – один из древнейших китайских литературных памятников.
В 2010

году Ши-Цзин был удостоен звания «Самая прекрасная книга в мире» (Лейпциг, 634 книги из 32 стран).
Слайд 9

Шу-Цзин В Книге истории отражены мировоззренческие, религиозные и протофилософские представления. Здесь

Шу-Цзин

В Книге истории отражены мировоззренческие, религиозные и протофилософские представления.

Здесь говорится о пяти элементах (у син – вода, огонь, дерево, металл, земля) – на протяжении долгих лет истории китайцы убедились, что всё в этом мире создано из этих пяти первоисточников. 
Слайд 10

Ли-Цзи В Книге ритуалов отражены ценностно-нормативные аспекты традиционной китайской культуры, государственного

Ли-Цзи

В Книге ритуалов отражены ценностно-нормативные аспекты традиционной китайской культуры, государственного

устройства и общественной жизни, а также сформулированы социально-космологические и этико-гносеологические концепции.
Слайд 11

Чунь-Цю Текст летописи «Весны и осени» представляет собой фиксацию фактов и

Чунь-Цю

Текст летописи «Весны и осени» представляет собой фиксацию фактов и не

содержит каких-либо оценок.
Чунь-Цю - это также период в истории Китая с 722 по 481 годы до н.э., соответствующий летописи.
Слайд 12

Источники Дао-Дэ-Цзин – Книга пути и благодати (В трактате излагаются основы

Источники

Дао-Дэ-Цзин – Книга пути и благодати
(В трактате излагаются основы

даосизма, философии Лао-цзы).
Лунь-Юй – «Беседы и суждения»
(Главная книга конфуцианства, составленная учениками Конфуция из его диалогов).
Слайд 13

Основные категории Дао – путь, закономерность Инь-ян – единство и борьба

Основные категории

Дао – путь, закономерность
Инь-ян – единство и борьба начал
Ци –

эфир, 5 элементов
Дэ – благодать, добродетель
Жэнь – гуманность, человеколюбие
Цзюньцзы – «благородный муж»
Сяо – сыновняя почтительность
У-вэй – принцип недеяния
Ли – этикет, ритуал
Фа - закон
Слайд 14

Дао Дао — это невидимый всеобщий естественный закон природы, общества, поведения

Дао

Дао — это невидимый всеобщий естественный закон природы, общества, поведения

и мышления отдельного индивида. Дао неотделим от материального мира и управляет им.
Дао — пусто и одновременно неисчерпаемо; оно бездействует, но тем самым делает все; покоится и одновременно движется; оно само для себя начало, но у него нет ни начала, ни конца...
Слайд 15

Инь-ян

Инь-ян

Слайд 16

5 элементов

5 элементов

Слайд 17

Дерево Дерево и его движение показывает приход весны. Всё живое просыпается

Дерево

Дерево и его движение показывает приход весны. Всё живое просыпается после

зимнего сна и начинает снова двигаться. Дерево означает наступление весны, восход солнца и появление почек. Сезон этого элемента — это весна, направление движения — восток, цвет — зелёный, а вкус — кислый. 
Слайд 18

Огонь Огонь и соответствующее ему движение ассоциируется с жарой, светом и

Огонь

Огонь и соответствующее ему движение ассоциируется с жарой, светом и

пламенем. Огонь связывают с летом, его движение направлено на юг, цвет — красный, вкус — горький. 
Слайд 19

Земля Землю не относят к какому-либо времени года, но она играет

Земля

Землю не относят к какому-либо времени года, но она играет

особую роль для каждого сезона (например, растениям нужна земля, чтобы расти). Этот элемент регулирует связь между четырьмя временами года. В отличие от других элементов, которым соответствуют четыре направления во вселенной, движение земли связано с центром вселенной. Иначе говоря, земля — это центр для любого движения во вселенной. Цвет знака земли жёлтый, который также расположен в центре хроматограммы. Вкус этого элемента — сладкий. 
Слайд 20

Металл Осень — сезон металла — это переходная пора года между

Металл

Осень — сезон металла — это переходная пора года между

летом и зимой, когда плоды созревают и наступает период сбора урожая. В отличие от бурного развития весной, одиночество и меланхолия осени вдохновляют людей на творчество. Металл считают концом жизни, которая, однако, порождает новую жизнь. Металлу соответствует движение на запад, цвет — белый, вкус — перчёный. 
Слайд 21

Вода Вода и её движение представляет зиму — предельное состояние материи

Вода

Вода и её движение представляет зиму — предельное состояние материи

инь. В течение этого времени животные и растения засыпают или ограничивают свою активность, прячась от холода. Элемент воды соотносится с чёрным цветом, что отражает внутренний хаос. То есть снаружи ничего не видно, но внутри происходит стремительное развитие новой жизни. Вода — это движение на север, вкус её — солёный. 
Слайд 22

Философские школы Жу цзя – школа конфуцианства Дао цзя – школа

Философские школы

Жу цзя – школа конфуцианства
Дао цзя – школа дасизма
Фа-цзя

– школа легизма
Мо цзя – школа моизма
Мин цзя – школа номинализма
Инь ян цзя – натурфилософская школа
Слайд 23

Конфуций В 15 лет я обратил свои помыслы к учению. В

Конфуций

В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.
В 30

лет я обрел прочную основу.
В 40 лет я сумел освободиться от сомнений.
В 50 лет я познал волю Неба.
В 60 лет я научился отличать правду от лжи.
В 70 лет я стал следовать зову моего сердца и не нарушал ритуала.