Проблема человека в истории философии

Содержание

Слайд 2

Учение о человеке – Антропология от греч. Antropos – человек и


Учение о человеке – Антропология
от греч. Antropos – человек и

logos – учение
Философская антропология изучает наиболее
общие проблемы человеческого бытия, специфику
существования человека как вида
Слайд 3

Философская антропология 20-е годы ХХ в. Германия Основоположник - Макс Шелер,

Философская антропология

20-е годы ХХ в. Германия
Основоположник - Макс Шелер,
Значительный

вклад внести Г. Плесснер, А. Гелен и др.
Основой философской антропологии стали общие догадки Ф. Ницше о том, что человек не является биологическим совершенством, человек - это нечто несостоявшееся, биологически ущербное.
Современная Ф. А. - сложное и противоречивое явление, в ней уживается множество школ, соперничающих друг с другом, и часто представляющих противоположные мнения о человеке.
Слайд 4

Макс Шелер, основатель антропологии "Вопросы: "Что есть человек и каково его

Макс Шелер, основатель антропологии

"Вопросы: "Что есть человек и каково его положение

в бытии?" считал более существенными и центральными, чем любой другой философский вопрос.
По мнению Шелера, Ф. А. - это наука о метафизическом происхождении человека, о его физическом, духовном и психическом началах в мире, о тех силах и потенциях, которые им движут и которые он приводит в движение.

Шелер Макс (1874-1928)

Слайд 5

Основные проблемы Ф. А.: сущность и существование человека соотношение биологического и

Основные проблемы Ф. А.:


сущность и существование человека
соотношение биологического и

социального в природе человеке
происхождение и процесс эволюции человека (Антропогенез)
взаимосвязанный процесс эволюции человека и общества (Антропосоциогенез)
Слайд 6

Эрнст Кассирер выделял 4 этапа в изучении человека: 1) изучение человека

Эрнст Кассирер выделял 4 этапа в изучении человека:
1) изучение человека

метафизикой (античность).
2) изучение человека теологией (средневековье),
3) изучение человека математикой и механикой
(Новое время).
4) изучение человека биологией.

Эрнст Кассирер (1874-1945)

Этапы в изучении человека

Слайд 7

Концепции происхождения человека Концепции естественного происхождения человека (эволюционная – Ч.Дарвин, трудовая

Концепции происхождения человека


Концепции естественного происхождения человека
(эволюционная – Ч.Дарвин, трудовая

– Ф.Энгельс );
Концепции сверхприродного начала
(человек как творение Бога или Космоса)
Слайд 8

Человек в древневосточной философии «Стертость" личностного начала, его "безликость" и подчиненность

Человек в древневосточной философии

«Стертость" личностного начала, его "безликость" и подчиненность всеобщему.


Каждое "я" мыслилось как продолжение иного "я".
Человек есть часть единства / целого.
Целью и смысл жизни – достижение высшей мудрости, соединенной с истиной Величайшего.
Основа образа жизни - приспособление человека к обществу, государству, старшему по чину или возрасту.
Слайд 9

Человек в античной философии Человек – часть космоса, микрокосм; Главный признак

Человек в античной философии

Человек – часть космоса, микрокосм;
Главный признак человека –

разумность
Сократ – сформулировал принцип этического рационализма
Аристотель выделял два признака, отличающих человека от животного, - разумность и социальность
Платон – основоположник антропологического дуализма души и тела
Слайд 10

Человек в философии Сократа Сократ – основоположник западноевропейской антропологии и этики.

Человек в философии Сократа

Сократ – основоположник западноевропейской антропологии и этики.
Сформулировал

принцип этического рационализма
Центральное место – учение о человеческой душе и разуме.
Главная цель философствования – самопознание.

Σωκράτης. Портрет Сократа, скульптура римской эпохи хранящаяся в Лувре

Слайд 11

Человек в средневековой философии Человек – часть миропорядка, установленного Богом; Существо

Человек в средневековой философии

Человек – часть миропорядка, установленного Богом;
Существо изначально

противоречивое (душа и тело)
Главный признак человечности – любовь к Богу;
Идея греховности человека.
Довольно высокий уровень оценки его сущности, жизнедеятельности, назначения в мире.
Идея духовности и осмысленности человеческой жизни, ее возвышенности над эмпирической повседневностью.
Слайд 12

Августин Блаженный(Аврелий) Человек сделался похожим на дьявола тем, что живет сам

Августин Блаженный(Аврелий)
Человек сделался похожим на дьявола тем, что живет сам по

себе… Когда человек живёт не по богу, он подобен дьяволу.
Решающее для человека значение имеют воля, любовь, вера, надежда.
Слайд 13

Философия человека в эпоху Возрождения Антропоцентризм Вера в безграничные возможности человека

Философия человека в эпоху Возрождения

Антропоцентризм
Вера в безграничные возможности человека
Человек -


единство божественного и природного (души и тела)
художник, творец своей жизни и судьбы
определяющий фактор жизни - воля
Слайд 14

не Космос античности не Бог средневековья а человек В центре возрожденческого мировоззрения оказывается уже...

не Космос
античности

не Бог
средневековья

а человек

В центре возрожденческого мировоззрения оказывается уже...

Слайд 15

Человек в Новое время Расцвет наук (механики, физики, математики) определил рациональное

Человек в Новое время

Расцвет наук (механики, физики, математики) определил рациональное /

натуралистическое истолкование человеческой природы
Человеческий организм – специфическая машина, которая заводится аналогично часовому механизму
(Ламетри, Гольбах, Гельвеций, Дидро).
Признание автономии человеческого разума в познании собственной сущности

Дени Дидро(1713-1784)

Слайд 16

Иммануил Кант Человек - существо, принадлежащее двум мирам - миру природной

Иммануил Кант

Человек - существо, принадлежащее двум мирам - миру природной необходимости

и миру нравственной свободы.
Различает антропологию в "физиологическом" и "прагматическом" отношениях:
первая исследует то, что делает из человека природа,
вторая - то, что человек, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам.

И.Кант (1724-1804)

Слайд 17

Философия человека в XIX веке В философии человека ХIХ века можно

Философия человека в XIX веке

В философии человека ХIХ века можно выделить

несколько особенностей:
1) углубление изучения духовности человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям (С. Кьеркегор, В. Дильтей, Ф. Ницше);
2) формирование целостного взгляда на общественную жизнь, на отношение общества и человека (О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс);
3) антиметафизическую направленность появляющихся с середины XIX века концепций человека.
Слайд 18

Философия ХХ века. Фрейдизм и неофрейдизм Фрейдизм - объяснял явления, относящиеся

Философия ХХ века. Фрейдизм и неофрейдизм

Фрейдизм - объяснял явления, относящиеся к

человеку, обществу, культуре , на основе учения З. Фрейда о бессознательном.
Неофрейдизм - это философское и психологическое направление, отмежевавшееся от ортодоксального фрейдизма.
Благодаря фрейдизму и неофрейдизму получили рациональное объяснение многие явления общественной и индивидуальной жизни, которые прежде были совершенно непонятными.

Сигизмунд Шломо Фрейд
(1856-1939)