Философия эпохи Средневековья

Содержание

Слайд 2

Социокультурная обусловленность средневековой философии. Патристика и становление средневековой философской парадигмы. Философские проблемы средневековой схоластики.

Социокультурная обусловленность средневековой философии.
Патристика и становление средневековой философской парадигмы.
Философские проблемы средневековой

схоластики.
Слайд 3

1. Социокультурная обусловленность средневековой философии.

1. Социокультурная обусловленность средневековой философии.

Слайд 4

Исторические события, вызвавшие гибель Античности и положившие начало эпохи Средневековья. 330

Исторические события, вызвавшие гибель Античности и положившие начало эпохи Средневековья.


330 год - перенос столицы из Рима в Константинополь.
395 год – раздел Римской империи на Восточную и Западную.
410 год – разграбление Рима варварами.
476 год – свержение и гибель последнего римского императора.

476 год историки считают началом эпохи Средневековья

Слайд 5

Определяющим фактором возникновения и развития философии эпохи Средневековья является христианство (

Определяющим фактором возникновения и развития философии эпохи Средневековья является христианство (

одна из трех мировых религий).
В 1-2 веках н.э. христианство проникает на территорию Римской империи. Империи нужна была универсальная абсолютная религия, которая могла бы сплотить все ее столь различные народы.
Период формирование христианской догматики совпадает с началом формирования средневековой философии.

Христианство как фактор формирования философии эпохи Средневековья.

Слайд 6

Философские источники. 1. Религиозная литература - Библия 2. Античная философия: НЕОПЛАТОНИЗМ:

Философские источники.

1. Религиозная литература - Библия
2. Античная философия:
НЕОПЛАТОНИЗМ: идея Единого,

из которого постепенно вытекает разум, душа, природа.

СТОИЦИЗМ: идея достижения человеком свободы духа посредством осознания божественной необходимости.
«Лучше всего претерпеть то, чего ты не можешь исправить, и, не ропща, сопутствовать богу, по чьей воле все происходит».

Слайд 7

Теоцентризм — такое понимание мира, в котором источником и причиной всего

Теоцентризм — такое понимание мира, в котором источником и причиной всего

сущего выступает Бог. Он центр мироздания.
Креационизм — принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении. Бог - активное и творящее начало.
Фидеизм – принцип, утверждающий приоритет веры над разумом. Вера выше разума.

ПАРАДИГМА – основополагающие идеи, принципы, присущие определенному этапу развития философии, науки или культуры в целом.

ПАРАДИГМЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

Слайд 8

1.4. Периодизация средневековой философии.

1.4. Периодизация средневековой философии.

Слайд 9

Основные вопросы средневековой философии: Что выше - Бог или природа и

Основные вопросы средневековой философии:

Что выше - Бог или природа и какова

природа Бога?
Как человеку следует относиться к земной жизни (в чем смысл и цель жизни)?
Может ли человек познать природу Бога?
Какая власть выше – светская или церковная?
Слайд 10

Слайд 11

Августин Аврелий Блаженный (354-430)

Августин Аврелий Блаженный (354-430)

Слайд 12

Учение о Боге. Бог есть высшее бытие, где пребывают все вечные

Учение о Боге.

Бог есть высшее бытие, где пребывают все вечные и

неизменные идеи, определяющие мировой порядок, ибо он:
вечен;
неизменен;
ни от кого не зависит;
творец всего сущего.
Бог источник естественного порядка.
Слайд 13

Учение о человеке: Человек «спасается» не потому, что верит в Бога,

Учение о человеке:
Человек «спасается» не потому, что верит в Бога, а

потому что он заранее спасен Богом, избран им к спасению (Идея божественного предопределения).

«Человек – набор мерзостей, пища для червей»

Слайд 14

Учение о познании: Человек сначала должен уверовать в Бога и возлюбить

Учение о познании:

Человек сначала должен уверовать в Бога и возлюбить его,

а затем пытаться познавать его через анализ своих собственных деяний и раскаяние.
«Я ошибаюсь, следовательно я существую».
Августин Блаженный
Слайд 15

Учение об обществе: Для установления порядка в мире людей бог послал

Учение об обществе:

Для установления порядка в мире людей бог послал на

землю своего наместника – папу, поэтому ему должны все подчиняться, в том числе и монархи.
Слайд 16

Франциск Ассизский (ок. 1181–1226)

Франциск Ассизский (ок. 1181–1226)

Слайд 17

Жизнь и учение: Создатель ордена нищенствующих монахов – Францисканцев. Основоположник философии

Жизнь и учение:

Создатель ордена нищенствующих монахов – Францисканцев.
Основоположник философии аскетизма.
Аскетизм –

учение в основе которого лежит принцип отказа от всех земных благ, служения Богу и бескорыстной любви ко всем людям, особенно обездоленным и больным.
Слайд 18

Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274)

Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274)

Слайд 19

Фома Аквинский создает учение о гармонии веры и разума – «Сумма

Фома Аквинский создает учение о гармонии веры и разума – «Сумма

теологии»

Доказательства существования Бога:
Космогонический аргумент
Телеологический аргумент
Механистический аргумент
Психологический аргумент
Этический аргумент

Слайд 20

Принцип «золотой середины»: Грех – это нарушение умеренности; Познание посредством веры

Принцип «золотой середины»:

Грех – это нарушение умеренности;
Познание посредством веры и

разума;
Теория «двух мечей» правления в государстве и обществе
Слайд 21

Учение о человеке ЧЕЛОВЕК- «животное политическое» Общество формирует ега важнейшие качества;

Учение о человеке

ЧЕЛОВЕК-
«животное политическое»
Общество формирует ега важнейшие качества;
Думающих, людей общество

делает лучше;
Спасение и путь к Богу – движение коллективное (через единую веру и церковь).
Слайд 22

Философия эпохи Возрождения Натурфилософия БОГ Гуманистический антропоцентризм объект изучения Бог Человек Космос Общество Природа Красота

Философия эпохи Возрождения

Натурфилософия БОГ Гуманистический
антропоцентризм
объект изучения
Бог Человек
Космос Общество
Природа Красота


Слайд 23

Натурфилософия – «пантеизм»: Н. Кузанский Дж. Бруно Парацельс

Натурфилософия – «пантеизм»: Н. Кузанский Дж. Бруно Парацельс

Слайд 24

Гуманистический антропоцентризм: Ф. Петрарка Э. Роттердамский М. Монтень

Гуманистический антропоцентризм: Ф. Петрарка Э. Роттердамский М. Монтень