Философия средневекового феодального общества на ближнем востоке

Слайд 2

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ Арабская культура впитывала в

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

Арабская культура впитывала в себя

культуру завоеванных народов. Один язык особенно способствовал обмену и распространению культурных, научных и философских ценностей.
Торговля и десятиричная позиционная система,
Авицена (980 - 1037 гг.)из дуализма Аристотеля вывел идею совечности материи и бога.
Вершиной арабской философской мысли явилось творчество Аверроэса (1126 - 1198 гг.). Он разработал теорию двух истин. В Коране имеется два смысла - буквальный и внутренний. Первый постигается богословием, второй - философией.
В учении Ибн Рушда Природа сама может творить свои частные формы.
Пантеизм Аверроэса - бог создал мир и теперь человек и природа предоставлены сами себе и развиваются по законам когда-то созданным богом и познают их.
До тех пор, пока в обществе господствуют представления о чуде- нет смысла искать объективные - независимые от чей либо воли законы.
Слайд 3

ФИЛОСОФИЯ ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В ЕВРОПЕ. С Х111 века центр мировой культуры

ФИЛОСОФИЯ ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В ЕВРОПЕ.

С Х111 века центр мировой культуры переходит

в Западную Европу. Первые ростки возрождения мировой культуры в Европе пошли через монастыри Ирландии
Качественно новый этап развития средневековой европейской культуры начался с созданием университетов.
Основная философская дискуссия того времени развернулась вокруг учения Ибн Сины.
Аверроэс критиковал тезис создания мира из ничего. Суть дискуссии была в том, что бог не творец материи, а ее перводвигатель.
Идеалистическую трактовку Аристотелизма дал Фома Аквинский (1225- 1274 гг.). Он говорил о различие между человеческим разумом и сверхразумом бога.
Другой важной проблемой Х1 - 1Х вв. Была проблема взаимосвязи единичного и общего. Как один бог может быть един в трех лицах? Сложились два направления - номинализм и реализм.
Слайд 4

ФИЗИЧЕСКИЕ ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. В период позднего средневековья Х1У - ХУ вв.

ФИЗИЧЕСКИЕ ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

В период позднего средневековья Х1У - ХУ вв. складываются

предпосылки для создания новой механистической картины мира. Одно из главных противоречий старой картины мира состояло в невозможности совместить аристотелевскую идею замкнутого космоса (природа не терпит пустоты) с идеей бесконечности божественного всемогущества. Возникает понятие божественной пустоты (бог может создать все в чем нет противоречия).
Философским основанием действительных чисел, призванных позже описать математически ньютоновскую физику явилась допустимость явления несоизмеримости как проявление божественного акта творения нового. Через несоизмеримость бог создает новое в мире.
Религиозный мир устремлен в будущее царство божье. Это еще не идея самопрогресса, развития мира, но это и не античная цикличность.
Слайд 5

АЛХИМИЯ КАК ФЕНОМЕН СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Ритуал рассматривался как способ влияния на

АЛХИМИЯ КАК ФЕНОМЕН СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ.

Ритуал рассматривался как способ влияния на стихию.

Ритуал предполагал помощь добрых и ограждение от злых сил. Мировоззренческая основа алхимии выражалась в следующих представлениях.
сущность вещи усматривалась в ее производстве ( как и сущность мира в его творении богом)
субстанция всех металлов одна. Различны лишь их формы
взаимосвязь всего со всем
неразличимость взаимосвязи, взаимодействия и взаимопревращения
анимизация мира (мир рассматривался как живой организм, в котором части представляли и заменяли собой целое)
убеждение в том, что влиянием на часть можно изменять целое
существуют безграничные возможности влияния на события мира, на вещи не только со стороны бога, но и со стороны некоторых избранных людей