Социальная философия и философия культуры 2-ой пол. ХХ в

Содержание

Слайд 2

1911 - 1980 4. Мас-медиа в осмыслении Маршала Маклюэна. Исследование изменений

1911 - 1980

4. Мас-медиа в осмыслении Маршала Маклюэна.

Исследование
изменений общественного сознания под

воздействием современных технических средств, предвосхитившее тенденции, вызванные появлением интернета

Проблемы массовых коммуникаций

Проблемы манипуляции сознанием

Культура – система коммуникаций

Слайд 3

4. Мас-медиа в осмыслении Маршала Маклюэна. Реклама – это современный фольклор

4. Мас-медиа в осмыслении Маршала Маклюэна.

Реклама – это современный фольклор

Продукт труда

профессионалов:
рекламных агентов, писателей, сценаристов, художников, режиссёров, дизайнеров, журналистов, учёных , манипулирующих в разных формах сознанием людей с целью формирования состояния «неудовлетворённости» для поддержания современной («престижной») формы массового потребления
Слайд 4

4. Мас-медиа в осмыслении Маршала Маклюэна. Реклама – «пещерное искусство ХХ

4. Мас-медиа в осмыслении Маршала Маклюэна.

Реклама – «пещерное искусство ХХ в.»

«Если технология И. Гутенберга воспроизвела древний мир и сбросила его на колени Ренессанса, то электрические технологии воспроизвели первобытный и архаический миры, прошлое и настоящее, частное и корпоративное и бросили их на порог Запада для обработки»
Слайд 5

дописьменная культура с устными формами коммуникации, основанная на принципах общинного образа

дописьменная культура с устными формами коммуникации, основанная на принципах общинного

образа жизни, восприятия и понимания окружающего мира;

Этапы развития цивилизации по Маклюэну:

4. Мас-медиа в осмыслении Маршала Маклюэна.

письменная культура, завершающаяся «галактикой Гутенберга», эпоха индивидуализма, национализма и промышленных революций;

современный этап («электронное общество», «глобальной деревни», задающий посредством электронных средств коммуникации многомерное восприятие мира.

Слайд 6

4. Мас-медиа в осмыслении Маршала Маклюэна. 1. Каждая технология расширяет возможности

4. Мас-медиа в осмыслении Маршала Маклюэна.

1. Каждая технология расширяет
возможности

определенного органа
или определенной способности
пользователя.
2. Когда одна из областей ощущения
усиливается или интенсифицируется,
другая ослабляется или подавляется.

4. Содержанием любого медиа-
средства является более старое
средство (т. е. новое средство
передачи включает в себя все
более старые формы).
3. Каждая форма, доведенная до
предела своих возможностей,
изменяет свои характеристики.

Слайд 7

2. Философия науки. Критический рационализм Карла Поппера. 1902 - 1994 1902

2. Философия науки. Критический рационализм
Карла Поппера.

1902 - 1994

1902 - 1994

Открытое

общество открыто для множества точек зрения и культур
Слайд 8

2. Философия науки. Критический рационализм Карла Поппера. Философия науки Теория «Критического

2. Философия науки. Критический рационализм
Карла Поппера.

Философия науки

Теория «Критического реализма»

«Я

могу ошибаться, а вы можете быть правы; сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся
к истине»

научная теория не может быть принципиально неопровержимой

Критерий научности теорий - фальсифицируемость

Слайд 9

3. «Онтология настоящего» Мишеля Фуко. 1926 - 1984 Основной интерес БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ различных исторических эпох «Археология знания»

3. «Онтология настоящего» Мишеля Фуко.

1926 - 1984

Основной интерес

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
различных исторических эпох

«Археология знания»

Слайд 10

3. «Онтология настоящего» Мишеля Фуко. Социальный, политический и культурный контекст формирования

3. «Онтология настоящего» Мишеля Фуко.

Социальный, политический и культурный контекст формирования понятия

«безумие» и психиатрии как науки

Тезис:
безумие – проказа нового времени

Мир, полагающий, будто знает меру безумию, будто находит ему оправдание в психологии, принужден именно перед безумием оправдывать сам себя, ибо в усилиях своих и спорах он соразмеряется с безмерностью таких творений, как произведения Ницше, Ван Гога, Арто.

Слайд 11

4. Социальная философия Юргена Хабермаса. 1929 МОДЕРНИЗМ ПОСТМОДЕРНИЗМ рубежная фигура

4. Социальная философия Юргена Хабермаса.

1929

МОДЕРНИЗМ

ПОСТМОДЕРНИЗМ

рубежная фигура

Слайд 12

7. Социальная философия Юргена Хабермаса. Коммуникация – центральная категория философии Онтологическая

7. Социальная философия Юргена Хабермаса.

Коммуникация – центральная категория философии

Онтологическая основа -свободная

коммуникация

задача

Восстановление доверия друг к другу

«Опустошение коммуникативного потенциала жизненного мира»

в современном мире происходит

Слайд 13

7. Социальная философия Юргена Хабермаса. Сфера технического интереса общества Сфера практического

7. Социальная философия Юргена Хабермаса.

Сфера технического интереса общества

Сфера практического интереса

Сфера интереса
Освобождения
(«эмансипации»)

Если

группа овладеет доминирующей идеологией,
то она сама может воздействовать на общество
наряду с властью
Слайд 14

5. Философия культуры (Хосе Ортега-и-Гассет, Й. Хёйзинга, А.Тойнби) 1883 - 1955

5. Философия культуры (Хосе Ортега-и-Гассет, Й. Хёйзинга, А.Тойнби)

1883 - 1955

«Я есть

Я и мое окружение»
Слайд 15

«Масса - всякий и каждый, кто ни в добре, ни в

«Масса -
всякий и каждый, кто ни в добре, ни в

зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, "как и все", и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью»

5. Философия культуры (Хосе Ортега-и-Гассет, Й. Хёйзинга, А.Тойнби)

«избранные - не те, кто кичливо ставит себя выше, но те, кто требует от себя больше»

Слайд 16

5. Философия культуры (Х. Ортега-и-Гассет, Йохан Хёйзинга, А.Тойнби) 1872 - 1945

5. Философия культуры (Х. Ортега-и-Гассет, Йохан Хёйзинга, А.Тойнби)

1872 - 1945

«Культура зачинается

не как игра и не из игры, а в игре»
Слайд 17

5. Философия культуры (Х. Ортега-и-Гассет, Йохан Хёйзинга, А.Тойнби) Гибель культуры В

5. Философия культуры (Х. Ортега-и-Гассет, Йохан Хёйзинга, А.Тойнби)

Гибель культуры

В играх все

меньше участников, все больше зрителей
Слайд 18

5. Философия культуры (Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хёйзинга, Арнольд Тойнби) 1883 - 1955

5. Философия культуры (Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хёйзинга, Арнольд Тойнби)

1883 - 1955

Слайд 19

7. Философия культуры (Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хёйзинга, Арнольд Тойнби) Внешние условия

7. Философия культуры (Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хёйзинга, Арнольд Тойнби)

Внешние условия

Механизм возникновения

цивилизаций:

народ

географические

социальные

Локальные цивилизации –
Основные исторические единицы

Слайд 20

6. Психоанализ (Зигмунд Фрейд, Э. Фром, К. Юнг) 1856 - 1939

6. Психоанализ (Зигмунд Фрейд, Э. Фром, К. Юнг)

1856 - 1939

Слайд 21

СОЗНАНИЕ ПСИХИКА Сверх-Я моральные требования Я внутренний мир ОНО Бессознательное Собрание

СОЗНАНИЕ

ПСИХИКА

Сверх-Я
моральные требования

Я
внутренний мир

ОНО
Бессознательное
Собрание инстинктов и источник психической энергии

КОНФЛИКТ

8. Психоанализ (Зигмунд Фрейд,

Э. Фром, К. Юнг)
Слайд 22

1875 - 1961 Аналитическая психология 6. Психоанализ (З. Фрейд, Карл Юнг, Э. Фром)

1875 - 1961

Аналитическая психология

6. Психоанализ (З. Фрейд, Карл Юнг, Э. Фром)

Слайд 23

8. Психоанализ (З. Фрейд, Карл Юнг, Э. Фром) Коллективное бессознательное Д

8. Психоанализ (З. Фрейд, Карл Юнг, Э. Фром)

Коллективное бессознательное

Д У Ш

А

Личное бессознательное

Эго

Слайд 24

1900 - 1980 6. Психоанализ (З. Фрейд, К. Юнг, Эрих Фром) Ввел понятие «общество потребления»

1900 - 1980

6. Психоанализ (З. Фрейд, К. Юнг, Эрих Фром)

Ввел понятие

«общество потребления»