Индийская философия

Содержание

Слайд 2

Периодизация Ведийский период (1500 – 500 гг до н. э.) Классический,

Периодизация

Ведийский период (1500 – 500 гг до н. э.)
Классический, или брахмано-буддийский

(500 гг до н. э. – 1000 гг)
Послеклассический, или индуистский (X1 – XIX вв)
Современный (с XIX века)
Слайд 3

Ведийский период Основные источники изучения этого периода – веды. Веды («священное

Ведийский период

Основные источники изучения этого периода – веды.

Веды («священное знание») –

древнейшие памятники религиозной литературы. Священные тексты индуизма называют самхитами
Слайд 4

Самхиты собрания гимнов, молитв, заклинаний, благословений, жертвенных формул. Основные метрические тексты

Самхиты

собрания гимнов, молитв, заклинаний, благословений, жертвенных формул. Основные метрические тексты –

гимны и мантры – каждой из четырех Вед. 
Веды Риг
Веды Яджур
Веды Сама
Веды Атхарва
Слайд 5

Ригведа ("Веда гимнов") Самая ранняя веда. Гимны Ригведы – это поэтические

Ригведа ("Веда гимнов")

Самая ранняя веда. Гимны Ригведы – это поэтические тексты,

созданные на сакральном языке во время озарений.
Памятник высокой жреческой поэзии, связанный с великими жертвоприношениями, в частности с возлиянием священного напитка - сомы.
Гимны обычно обращены к тому или иному божеству и содержат его восхваление, а также просьбу. Встречаются также космогонические гимны, гимны-заговоры и заклинания, гимны-загадки.
Слайд 6

Атхарваведа Основную часть ее составляют заговоры против злых духов и болезней,

Атхарваведа

Основную часть ее составляют заговоры против злых духов и болезней, молитвы

о долгой жизни, обретении детей, власти или богатства.
Атхарваведа в большей мере ориентирована не на крупные жертвоприношения общественного характера, а на домашний, неофициальный ритуал, она содержит тексты, созданные не только в жреческой, но и в народной среде, включает обширный материал по быту, обычаям и верованиям индийцев.
Слайд 7

Брахманизм Поздняя ведическая религия, получившая развитие в Индии в I тыс.

Брахманизм

Поздняя ведическая религия, получившая развитие в Индии в I тыс. до

н. э. с формированием социальной дифференциации и под влиянием смешивания традиций и образа жизни ведических ариев и местного населения. 
Слайд 8

Брахманизм Религия освящала и закрепляла существование кастовых отношений. Свое название получила

Брахманизм

Религия освящала и закрепляла существование кастовых отношений.
Свое название получила от сборника

ритуальных текстов — Брахман.
 Значительна роль анимистических и тотемистских  представлений, почитание предков и священных животных. 
Сложные ритуалы и обрядовая регламентация жизни.
Реинкарнация происходит как воздаяние (карма) за добродетельность или греховность предшествующей жизни.  Положительная карма предоставляет возможность родиться в новой жизни в более высоком социальном статусе или даже небожителя.  Карма отрицательная приведет к рождению в более низком общественном положении или даже в животном или растении. 
Слайд 9

Верховные боги Брахманизма Брахма - бог творения Рождённый из цветка лотоса,

Верховные боги Брахманизма

Брахма - бог творения
Рождённый из цветка лотоса, выросшего из

пупа Вишну. Брахма является сыном Верховного Существа Брахмана, и женской энергии, известной как Пракрити.
Создал 11 Праджапати - прародителей человечества.
Сотворил семь великих мудрецов Сапта-риши, которые помогли ему в сотворении Вселенной. Все семеро мудрецов были рождены из ума Брахмы, а не из его тела.
Только иногда вмешивается в дела других дэвов, и ещё реже в дела людей.
Слайд 10

Верховные боги Брахманизма Шива - олицетворение разрушительного начала Вселенной и то

Верховные боги Брахманизма

Шива - олицетворение разрушительного начала Вселенной и то же

время трансформации (созидательное разрушение).
Шива считается создателем сакрального звука "ом" и санскрита, языка культа.
Имеет ипостась целителя и избавителя от смерти (Махамритйунджайа).  Его свита - духи и демоны; бескорыстно служа ему, они получают возможность отработать свою карму и обрести лучшее воплощение.
Шива есть источник танца -Натараджа. Он танцует и разрушает Вселенную, когда приходит положенное время. 
Слайд 11

Верховные боги Брахманизма Вишну - "всеобъемлющее божество». Все остальные боги либо

Верховные боги Брахманизма

Вишну - "всеобъемлющее божество». Все остальные боги либо являются

его эманациями, либо отражают отдельные его аспекты.
Обладает бесконечным количеством благоприятных качеств, из которых выделяют 6 основных: джнана (знание),айшварья (богатство), шакти (могущество), бала (сила), вирья (мужество) и теджас (великолепие). Другие благоприятные качества, традиционно приписываемые Вишну, это гамюхирья (неописуемое величие), аударья (щедрость) и карунья (сострадание).
Три ипостаси. Маха-Вишну создаёт всю совокупность материальной энергии. Гарбходакашайи Вишну входит во все Вселенные и создаёт разнообразие жизни в них. Кширодакашайи Вишну распространяет себя как вездесущая Параматма (Сверхдуша) во всех душах и в каждом атоме Вселенной.
Слайд 12

Классический период В течение этого периода проявляется интерес к этическим проблемам.

Классический период

В течение этого периода проявляется интерес к этическим проблемам. 
Агностики, материалисты

и фаталисты выступают против брахманов и реформистов.
Наряду с брахманизмом выступают теперь атеистическая локаята и вероучения. Развиваются школы философии под названием даршаны.
Слайд 13

Локаята-Чарвака учение древнеиндийской философии, тяготеющее к материализму. Основатель: мудрец Брихаспати. Отдельные

Локаята-Чарвака

учение древнеиндийской философии, тяготеющее к материализму.
Основатель: мудрец Брихаспати.
Отдельные атеистические и

антиведические положения приписывают Чарваке.
В основе учения лежит скептическое отношение к догматике брахманизма.
Все состоит из 4-х элементов: земли, огня, воды и воздуха, которые вечны и неизменны. Единственный источник познания - ощущения. Отрицало существование бога и души (Брахмана и Атмана), рая и ада, любого другого мира, а также - закона кармы. Проповедовало гедонизм и заботу о благополучии настоящего существования, отрицая аскетизм.
Слайд 14

Даршаны . Ортодоксальные Неортодоксальные Миманса Веданта Санкхья Йога Ньяя Вайшешика Буддизм Джайнизм

Даршаны

.

Ортодоксальные

Неортодоксальные

Миманса

Веданта

Санкхья

Йога

Ньяя

Вайшешика

Буддизм

Джайнизм

Слайд 15

Ортодоксальные даршаны Йога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания; её теоретической основой

Ортодоксальные даршаны

Йога
(напряжение, тренировка) есть практика созерцания; её теоретической основой служит санкхья,

однако ею признается и личный Бог.
Исходная цель йоги — изменение онтологического статуса человека в мире.
Основные направления йоги — это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога,бхакти-йога и хатха-йога. 
В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи. Йога обсуждается в различных писаниях индуизма.
Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши.
Слайд 16

Ортодоксальные даршаны Санкхья («разумное взвешивание», или «перечисление») проповедует атеистический плюрализм: первовещество

Ортодоксальные даршаны

Санкхья
(«разумное взвешивание», или «перечисление») проповедует атеистический плюрализм: первовещество только по

видимости связано со своего рода душой-духом; преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение.
В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи.
Исходный пункт метафизики санкхьи, и особенно ее учения о материи, — учение о наличии следствия в причине; следствие и причина понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции. Это приводит к поиску первопричины, не связанной непременно с богом, и к теории эволюции-инволюции в объяснении мира.
Слайд 17

Ортодоксальные даршаны Веданта (завершение «Вед») в «Брахма-сутре», базирующейся на упанишадах и

Ортодоксальные даршаны

Веданта
(завершение «Вед») в «Брахма-сутре», базирующейся на упанишадах и «Бхагавадгите».
Учит о

возникновении мира из Брахмана; отдельные души через познание или любовь к Богу — бхакти — автоматически достигают спасения, достигают единения с Богом, не сливаясь с ним.
Находясь под влиянием идеализма позднебуддийской философии, Шанкара (около 800 г. н. э.) дает текстам новое толкование, которое расценивает прежнее учение о реальном превращении Брахмы лишь как низшую ступень истины, как видимость истины; в действительности все многообразие есть иллюзия, отдельные души идентичны неизменной Брахме.
Веданта, как и ведийские писания на которых она основывается, в основном сосредоточена на самоосознании — понимании индивидом своей изначальной природы и природы Абсолютной Истины — в её личностном аспекте как Бхагаван или в её безличном аспекте как Брахман. 
Слайд 18

Ортодоксальные даршаны Ньяя (правило, логика) — учение о формах мышления, разработавшее

Ортодоксальные даршаны

Ньяя
(правило, логика) — учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм.
Это реалистическая философия

(теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира, существуют независимо от всякого познания, от отношения к уму), основывающаяся главным образом на законах логики. Её базовый текст — «Ньяя-сутры».
Ньяя применяет метод логической критики для решения всех жизненно важных и философских проблем. Ньяя не дает систематического представления о мире в целом в свете единого абсолютного принципа.
Слайд 19

Ортодоксальные даршаны Вайшешика Импульсом системы вайшешика является её враждебное отношение к

Ортодоксальные даршаны

Вайшешика
Импульсом системы вайшешика является её враждебное отношение к буддистскому феноменализму.

Признавая буддистскую точку зрения на источники познания: восприятие и логический вывод, вайшешика в то же время считает, что души и субстанции являются непреложными фактами. Она не связывает себя с проблемами теологии.
Слилась в одну систему с йогой.
Слайд 20

Неортодоксальные даршаны Буддизм религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее

Неортодоксальные даршаны

Буддизм
религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI

века до н. э. в юго-восточной Азии на основе идей Будды Шакьямуни.
Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Слайд 21

Основы Учения Причиной страдания людей являются их собственные действия, и прекратить

Основы Учения

Причиной страдания людей являются их собственные действия, и прекратить страдания,

достичь нирваны, можно практикой самоограничения и медитацией.
Буддизм базируется на следующих доктринах:
Четыре Благородные Истины:
Существует дуккха («всё есть дуккха») — страдание. Более точно под дуккхой понимают: неудовлетворённость, беспокойство, тревожность, озабоченность, страх, глубокую неудовлетворенность непостоянством, «неполноту», фрустрацию.
У дуккхи есть причина (тришна или жажда: чувственных удовольствий, существования или несуществования, изменения, а также желание, основанное на ложном представлении человека о неизменности своего «Я»).
Существует возможность освободиться от дуккхи (прекратить действие её причины)
Существует путь, который ведёт к избавлению от дуккхи (восьмеричный путь, ведущий к нирване).
учение о причинно-зависимом происхождении и карме,
доктрина анатмавады (принцип бессущностности, «не-души»),
доктрина кшаникавады (учение о мгновенности),
буддийская космология.
Слайд 22

Неортодоксальные даршаны Джайнизм религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно в VI

Неортодоксальные даршаны

Джайнизм
религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно в VI веке до н. э.,

которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников.
Основателем (или же, согласно другим версиям, известным рассказчиком более старых традиций) учения считается кшатрий Вардхамана или Джина Махавира.
Джайнизм проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире. Философия и практика джайнизма основаны на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. Всякая душа, преодолевшая телесную оболочку, оставшуюся от прежних жизней, и достигшая нирваны, называется джиной.
Слайд 23

Индуистский период Буддизм в Индии угасает, джайнизм теряет свое значение. Веданта

Индуистский период

Буддизм в Индии угасает, джайнизм теряет свое значение. Веданта и

ньяя-вайшешика ещё продолжают развиваться; характерно прежде всего возникновение реалистических вишнуитской и шиваитской систем, которые в схоластической форме пытались доказать, что Брахман брахманистских сутр и есть Бог Вишну, или Шива. Над этими учениями отчасти господствовали тантризм и шактизм. С 1000 под влиянием ислама возник ряд монотеистических вероучений: (кабирпантхи,сикхизм).
Слайд 24

Тантра общее обозначение эзотерических индийских традиций, представленных главным образом в буддизме

Тантра

общее обозначение эзотерических индийских традиций, представленных главным образом в буддизме и индуизме, использующих особые

тайные практики и инициации, которые ведут к освобождению, и считающих данные методы наиболее эффективными.
Тантризму в индуизме присущи следующие особенности:
преобладание представителей самых низких каст в составе сект;
большая доля представителей неарийских племён в составе сект;
крайняя эзотеричность сект и проводимых в них обрядов;
широкое использование методов йоги;
несовместимость основных обрядов с брахманистским ритуалом и моральными нормами брахманов;
отведение особой роли половому энергетическому началу, которое представлено в виде богини Шакти.
Слайд 25

Шактизм одно из основныхнаправлений индуизма; основано на поклонении Шакти или Деви

Шактизм

одно из основныхнаправлений индуизма; основано на поклонении Шакти или Деви — Богини-Матери в индуизме — как абсолютной и изначальной форме Бога.

Наряду с вайшнавизмом, шиваизмом и смартизмом является одной из четырёх основных традиций в индуизме.
Шактизм характеризует сильная склонность к мистицизму. В древности отдельные секты шактизма практиковали ритуальные оргии, призванные ввести верующих в состояние экстатического единения с вселенской силой Шакти.
Шактизм тесно переплетается с Тантрой, хотя не все направления шактизма являются тантрическими, и в целом выступает индуистской версией почитания Богини в других религиях.