Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв

Содержание

Слайд 2

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв. Характерные черты немецкой

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв.

Характерные черты немецкой классической философии
особый

интерес к теории познания (гносеологии) и этическим вопросам;
стремление выработать всеобщие (абсолютные) законы развития окружающего мира и мышления человека;
общий высокий научный уровень философских работ.
Слайд 3

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв. Карта Германского Союза, 1866 г. Карта Восточной Пруссии

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв.

Карта Германского Союза, 1866 г.

Карта

Восточной Пруссии
Слайд 4

Иммануил Кант (1724-1804) первый философ Германии, профессор Кенигсбергского университета, основоположник немецкой классической философии. Дом И.Канта

Иммануил Кант (1724-1804)

первый философ Германии, профессор Кенигсбергского университета, основоположник немецкой классической

философии.

Дом И.Канта

Слайд 5

В творчестве Канта 2 периода Докритический (1746-1770) Кант стоял на позициях

В творчестве Канта 2 периода

Докритический (1746-1770)
Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма:

- создал теорию происхождения и развития солнечной системы из первоначальной туманности;
Критический (1770-1797)
Кант проводит анализ всей предшествующей ему философии.
Написал фундаментальные философские работы:
"Критика чистого разума" (1781); "Критика практического разума" (1787);
"Критика способности суждения" (1790).

- выдвинул гипотезу о взаимосвязи приливов и вращения Земли;
разработал систему классификации животного мира.

Слайд 6

Философская система Иммануила Канта – это ответы на вопросы: Что я

Философская система Иммануила Канта

– это ответы на вопросы:
Что я могу знать?

– Теория познания
Что я должен делать? – Этика
На что я могу надеяться? – Религиозные взгляды
Слайд 7

Теория познания И. Канта В знании 2 стороны: 1) содержание (определяется

Теория познания И. Канта
В знании 2 стороны:
1) содержание (определяется опытом);
2) форма

(врожденна, делает возможным опыт).
Первыми, исходными, доопытными формами сознания являются: пространство, время, причинность, бесконечность, бог.
Это заранее данные человеку инструменты обработки опытного материала.
Таким образом, мир наших знаний состоит из опытного и доопытного знания (в этом и состоит великое открытие Канта).
Отстаивает идею агностицизма, т.е.
невозможности познания окружающей действительности. Познавательные возможности разума ограничены
Слайд 8

Понятия, характеризующие знание: апостериорное знание – знание, которое получает человек в

Понятия, характеризующие знание:

апостериорное знание –
знание, которое получает человек в результате

опыта

априорное знание – доопытное знание- существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства

И все вещи в мире двойственны:
1) «вещь для нас» (феномен, доступна нашим чувствам)
2) «вещь в себе» - ноумен, внутренняя глубинная сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом (трансцендентное).
Мы можем познать лишь образы явлений, а не их сущность. Познавательные возможности разума ограничены. Наше знание о мире никогда не будет полным. Кант отстаивает идею агностицизма, т.е. невозможности познания окружающей действительности.

Слайд 9

Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв. Структура человеческого сознания Интуиции пространства и

Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв.

Структура человеческого сознания

Интуиции
пространства и времени

категории

восприятие

ощущения

Вещь -

в - себе

Вещь -для - нас

Слайд 10

Иммануил Кант совершил Коперниканский переворот в философии - он первым указал,

Иммануил Кант совершил Коперниканский переворот в философии - он первым указал,

что для обоснования возможности знания следует признать:
не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание.
Мир не такой, каким мы его видим. Мыслить и познавать – не одно и то же.
Слайд 11

Этические и религиозные взгляды И. Канта 1. Человек должен действовать так,

Этические и религиозные взгляды И. Канта
1. Человек должен действовать так, чтобы

его поступки были образцом для всех;
2. Человек должен относиться к другому человеку только как к цели, а не как к средству.
Религиозные взгляды
1. Бог – понятие трансцендентное, поэтому его существование не может быть доказано.
2. Моральное поведение подразумевает вознаграждение. Поэтому
справедливость требует, чтобы бог существовал.

Этические взгляды И.Канта
Что я должен делать? – Этика
Кант сформулировал высший моральный закон (категорический императив):
«Поступай так, чтобы максима твоей воли могла быть принципом всеобщего закона»:

Слайд 12

Социально-политические взгляды И. Канта 1. Человек наделен изначально злой природой, поэтому

Социально-политические взгляды И. Канта
1. Человек наделен изначально злой природой, поэтому его

спасение в моральном воспитании и жестком следовании категорическому императиву.
2. Необходимо распространении демократии и правового порядка в каждом отдельном обществе и в отношениях между государствами и народами.
3. Войны наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества; в будущем неизбежно наступит «высший мир»: войны будут запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.
Слайд 13

Афоризмы И. Канта Умение ставить разумные вопросы уже есть важный и

Афоризмы И. Канта
Умение ставить разумные вопросы уже есть важный и

необходимый признак ума и проницательности.
Характер - это способность действовать согласно принципам.
Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.
Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание.
Дайте человеку всё, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это всё - не есть всё.
Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.
Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.
Слайд 14

Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв. «Кант – самый выдающийся, вне всякого

Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв.

«Кант – самый выдающийся, вне всякого сомнения.


И именно его учение продолжало влиять и впоследствии, и глубже всего проникло в нашу немецкую культуру.
Он повлиял и на вас, хотя вы и не читали его».
Иоганн Вольфганг Гёте
(1749-1832)
Слайд 15

Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) великий немецкий философ-идеалист

Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель
(1770-1831)
великий немецкий философ-идеалист

Слайд 16

Георг Вильгельм Фридрих Гегель Его труды «Наука логики», «Феноменология духа», «Философия

Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Его труды «Наука логики», «Феноменология духа», «Философия

истории», «Философия права» – это энциклопедия гуманитарного знания.
Поражает грандиозность замысла: рассмотреть материальный и духовный мир в его саморазвитии.
Слайд 17

Состоит из 3-х частей: Логика: объективная (о диалектическом саморазвитии абсолютной идеи),

Состоит из 3-х частей:
Логика: объективная (о диалектическом саморазвитии абсолютной идеи), субъективная

(о человеческом мышлении);
Философия природы: природа как инобытие абсолютной идеи, опосредует связь между богом и человеком;
Философия духа (= философия культуры)

Философская система Гегеля

Слайд 18

Гегелем выдвинута и разработана теория объективного идеализма, стержневым понятием которой является

Гегелем выдвинута и разработана
теория объективного идеализма, стержневым понятием которой является Абсолютная

идея (= Мировой дух)
Абсолютная идея* - это:
- единственно существующая подлинная реальность;
- первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;
- Мировой дух, обладающий активностью и способностью творить.
* Схожа с понятием «Бог», но не одно и то же (не обладает личностью и сознанием)

Гегель. Абсолютная идея

Слайд 19

Гегель. Абсолютная идея


Гегель. Абсолютная идея

Слайд 20

Гегель «Всё действительное разумно, всё разумное действительно» В мире все разумно.

Гегель

«Всё действительное разумно, всё разумное действительно»

В мире все разумно. Вселенная устроена

гармонично и в высшей степени целесообразно, в ней все находится на своем месте и выполняет свое предназначение
Всё мироздание — это проявление мирового разума.

Гегелем подробно разработана диалектика как учение о развитии, её законы и категории.

Слайд 21

Слайд 22

Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) Основные идеи: - критика немецкого классического идеализма,

Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872)
Основные идеи:
- критика немецкого классического идеализма, религии и

обоснование материализма;
в центре его внимания был человек, а не абсолютная идея (антропологический материализм);
«не Бог создал человека, а человек создал Бога»;
вечна и бесконечна лишь природа, которая несотворима и неуничтожима;
мир познаваем, познавательные возможности разума безграничны.
Слайд 23

Людвиг Фейербах Анализируя различные формы религии, Л. Фейербах пришел к критическому

Людвиг Фейербах

Анализируя различные формы религии, Л. Фейербах пришел к критическому переосмыслению

религии как типа сознания.
Одна из главных работ – “Сущность христианства”.
Бог – это абсолютизированный обобществленный человек.
Он выдвинул тезис: “Человек – человеку Бог”,
т. е. для каждого из нас любой человек, наделенный всеми самыми хорошими качествами, является Богом.
Слайд 24

Л. Фейербах похоронен в Нюрнберге

Л. Фейербах похоронен в Нюрнберге