Классический период античной философии

Содержание

Слайд 2

КЛАССИКА V—IV ВВ. ДО Н. Э. — СОКРАТ И СОКРАТИКИ. КЛАССИЧЕСКАЯ

КЛАССИКА V—IV ВВ. ДО Н. Э. — СОКРАТ И СОКРАТИКИ. КЛАССИЧЕСКАЯ ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ТРАДИЦИОННО

НАЧИНАЕТСЯ С ИМЕНИ СОКРАТА, КОТОРЫЙ ПЕРВЫМ ОБРАТИЛСЯ ОТ НАТУРФИЛОСОФСКИХ ВОПРОСОВ К ПРОБЛЕМАМ ДОБРА И ЗЛА, ЭТИКИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. УЧЕНИКИ СОКРАТА ПОРОДИЛИ РЯД «СОКРАТИЧЕСКИХ» ШКОЛ, КРУПНЕЙШИМИ ИЗ КОТОРЫХ СТАЛИ ПЛАТОНИКИ И КИНИКИ.
Слайд 3

Слайд 4

СОКРАТ Предметом его философских рассуждений становятся человеческое сознание, душа, человеческая жизнь

СОКРАТ

Предметом его философских рассуждений становятся человеческое сознание, душа, человеческая жизнь

в целом, а не космос, не природа, как это было у его предшественников Анализируя проблемы человеческого бытия, Сократ главное внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, т. е. тем нормам, по которым человек должен жить в обществе Познание самого себя, по Сократу, — это одновременно поиск настоящего знания и того, по каким принципам лучше жить, т. е. это поиск знания и добродетели Невежество большинства людей проявляется в том, что знание и добродетель они рассматривают как две различные субстанции, независимые друг от друга. Они считают, что знание не оказывает никакого влияния на поведение человека, и человек нередко поступает не так, как того требует знание, а в соответствии со своими чувственными импульсами. По Сократу, наука, а в более узком смысле — знание, которая демонстрирует свою неспособность влиять на человека, особенно в моменты воздействия чувственных импульсов, не может считаться наукой. В свете сказанного становится ясным, что этическая концепция Сократа базируется не только, а возможно, не столько на нравственности, сколько на преодолении невежества и на знании.
Слайд 5

ПЛАТОН Плато́н — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.Платон — первый

ПЛАТОН

Плато́н — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.Платон — первый

философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.
Платон развил теорию познания. Он считал, что истинное познание – это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души. При этом различались чувственное и интеллектуальное знание. Платоновская «теория воспоминаний» объясняет основную задачу познания — вспомнить то, за чем наблюдала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Предметы чувственного мира служат для возбуждения воспоминаний души. Платон предлагал развивать искусство полемики («диалектику») как способ выяснения истины. Платоном рассмотрены многие другие философские проблемы, среди которых заслуживают внимания учение «об идеальном гсударстве», теория космоса, этическое учение.
Слайд 6

АННИКЕРИД Анникерид отрицал удовольствие как отсутствие боли, иначе смерть была бы

АННИКЕРИД

Анникерид отрицал удовольствие как отсутствие боли, иначе смерть была бы

удовольствием, следовательно, удовольствия не является целью жизни. Каждый поступок имеет частный результат, удовольствие определяется достигнутым результатом. Он утверждал, в отличие от Аристиппа, что дружба, патриотизм и подобные добродетели самоценны; мудрый человек получает удовольствие от этих добродетелей, даже если они являются причиной случайных неприятностей. Друзей следует выбирать не за их полезность, но за доброту и симпатию. Он отрицал, что разум единственное, что может избавить от совершения ошибок. Мудрый человек имеет привычку поступать мудро, а человеческий разум имеет склонность ошибаться в любой момент.
Слайд 7

ЕВКЛИД ИЗ МЕГАРЫ Клиномах Фурийский (IV век до н. э.) —

ЕВКЛИД ИЗ МЕГАРЫ

Клиномах Фурийский (IV век до н. э.) — древнегреческий

философ Мегарской школы, ученик Евклида Мегарского. Считался основателем «диалектической школы». Школа была известна разработкой: 1)логических парадоксов, в т. ч. софистических уловок ; 2) модальной логики ; 3) теории правильной импликации . Наиболее известно рассуждение Диодора Крона (изучавшего модальную логику) «Повелитель», согласно которому возможное определялось как то, что истинно или в настоящем, или в будущем.
Слайд 8

КИНИКИ Кинизм — одна из наиболее значительных сократических философских школ. Её

КИНИКИ

Кинизм — одна из наиболее значительных сократических философских школ. Её родоначальником считается ученик Сократа Антисфен, ярким

представителем — Диоген Синопский.
В начале IV в. до н. э. некоторыми учениками Сократа были основаны философские школы. Одной из них стал кинизм. Считающийся её основателем Антисфен Афинский, развивая принципы учителя, стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. Антисфен утверждал, что для достижения блага следует жить «подобно собаке», то есть жить, сочетая в себе:
простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;
умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;
верность, храбрость, благодарность.
Основатель школы Антисфен выступал против традиционного со времен элейской школы разделения мира на умопостигаемое («по истине») и чувственное («по мнению») бытие, и таким образом, против учения Платона о бестелесных постигаемых умом «видах», или «идеях».
Слайд 9

АРИСТОТЕЛЬ Аристо́тель —древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э.

АРИСТОТЕЛЬ

Аристо́тель —древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей (др.-греч. Лицей,

или перипатетическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.
Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.
Слайд 10

ТЕОФРАСТ Теофраст, или Феофраст — древнегреческий философ, естествоиспытатель, теоретик музыки. Разносторонний

ТЕОФРАСТ

Теофраст, или Феофраст — древнегреческий философ, естествоиспытатель, теоретик музыки. Разносторонний учёный; является наряду с Аристотелем основателем ботаники и географии растений.

Благодаря исторической части своего учения о природе выступает как родоначальник истории философии  (особенно психологии и теории познания). Учился в Афинах у Платона, а затем у Аристотеля и сделался его ближайшим другом, а в 323 до н. э. — преемником на посту главы школы перипатетиков.
Автор свыше 200 трудов по естествознанию (физике, минералогии, физиологии и др.).
Написал две книги о растениях: «Историю растений» и «Причины растений, в которых даются основы классификации и физиологии растений, описано около 500 видов растений, и которые подвергались многим комментариям и часто переиздавались. Теофраст точно описывает технологию выращивания специального вида тростника и изготовления из него тростей для авлоса.
Слайд 11

Благодаря трём самым выдающимся представителям греческой философии — Сократу, Платону и

Благодаря трём самым выдающимся представителям греческой философии — Сократу, Платону и

Аристотелю — Афины примерно на 2000 лет стали центром европейской философии. Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаёт философию как законченную мировоззренчески-политическую и логико-этическую систему; Аристотель — науку как исследовательски-теоретическое изучение реального мира.