Конец классической философии

Содержание

Слайд 2

Предпосылки: Немецкое Просвещение Кризис феодализма в Германии и ее месторасположение. Характерные

Предпосылки:
Немецкое Просвещение
Кризис феодализма в Германии и ее месторасположение.
Характерные черты:
Возрождение

диалектики.
Исследование человеческой сущности.
Слайд 3

Основу немецкой классической философии составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов

Основу немецкой классической философии составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов

того времени:
Иммануила Канта (1724 — 1804);
Иоганна Фихте (1762 — 1814);
Фридриха Шеллинга (1775 — 1854);
Георга Гегеля (1770 — 1831);
Людвига Фейербаха (1804 — 1872).
Каждый из этих философов создал свою философскую систему, наполненную богатством идей и концепций.
Основоположником немецкой классической философии подавляющее большинство исследователей считает самого яркого мыслителя второй половины XVIII в. Иммануила Канта.
Слайд 4

Этапы в развитии философии И. Канта Докритический период “Всеобщая естественная история

Этапы в развитии философии И. Канта

Докритический период
“Всеобщая естественная история и теория

неба” (1775). Выдвинул идею о естественном происхождении Вселенной под действием динамических сил из первоначальной газовой туманности.

Критический период
“Критика чистого разума” (1781) “Критика практического разума” (1786) (Что я должен делать?)
“Основы метафизики нравственности” (1785)
“Критика способности суждения” (1790)

Слайд 5

Коперниканский переворот в философии Критика чистого разума. Что я могу знать?

Коперниканский переворот в философии Критика чистого разума. Что я могу знать?

Для обоснования

возможности знания следует исходить из того, что не наши познавательные способности соответствуют миру, а мир должен сообразовываться с нашими способностями.
Трансцендентальный идеализм (называет Кант свою философию) – исследование объема и границ априорных синтетических знаний.
Трансцендентальное – конструирование нашей познавательной способностью условий опыта (условия возможности опыта до самого опыта).
Слайд 6

Априорное – до опытное Апостериорное – после опытное Анализ - предикат,

Априорное – до опытное
Апостериорное – после опытное
Анализ - предикат, уже содержащийся

в понятии субъекта, эксплицируется из этого понятия по закону тождества
Синтез – предикат из вне прибавляется к субъекту
Априорные синтетические суждения - Связь между субъектом и предикатом содержит необходимые условия самой данности предметов чувств в опыте, так, что эти предметы заведомо должны соответствовать тому, что мыслится в таком суждении
Слайд 7

Агностицизм? "Феномен" (то, что является, показывается, доходит до нас через чувства)

Агностицизм?

"Феномен" (то, что является, показывается, доходит до нас через чувства) явлений

и предметов, но для сознания навсегда остается недоступным "Ноумен" (“вещь в себе", - то, чем вещь, явление являются в действительности, сами по себе, не зависимо от наших чувств и чувственных восприятий).
ноуменальное бытие (от слов "ноумен" — вещь сама по себе) — бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;
феноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.
Слайд 8

Антиномии чистого разума 1) “Мир имеет начало во времени и заключен

Антиномии чистого разума

1) “Мир имеет начало во времени и заключен в

пространственные границы – мир не имеет ни начала, ни границ в пространстве, но бесконечен как во времени, так и в пространстве;
2) всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из него – ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в нем не существует ничего простого;
3) причинность по законам природы не есть единственная причинность, из которой могут быть выведены явления мира в целом. Для их объяснения необходимо признать еще и свободную причинность – нет никакой свободы, но все в мире происходит исключительно по законам природы;
4) в мире есть нечто, что либо как часть мира, либо как его причина есть безусловно необходимая сущность – не существует вообще никакой безусловно необходимой сущности, ни в мире, ни вне мира в качестве его причины
Слайд 9

Критика практического разума. Как возможна этика без Бога?

Критика практического разума. Как возможна этика без Бога?

Слайд 10

Что я должен делать и в сущности что есть человек. Этика

Что я должен делать и в сущности что есть человек.

Этика

И. Канта основана на принципе «как если бы»: Бога и свободу невозможно было бы доказать, но надо жить так как если бы они были
Человек это феномен и ноумен (вещь-в-себе)
Человек всегда знает сам себя как существо природное (как феномен), а не свободное (ноумен).
Слайд 11

Практический разум – определяет правила поведения людей в тех или иных

Практический разум – определяет правила поведения людей в тех или иных

конкретных ситуациях, общую стратегию их поступков.

В человеке как феномене есть: чувственность (ХОЧУ, способность желания) как низшая способность всегда направлена на всякое определенное желание, на что-либо существующее в пространстве и времени. > достигли (удовольствие) \ не достигли (не удовольствие) – итог вообще стремление к счастью. Человеку как существу природному, конечному (феномену) навязана проблема быть счастливым, стремиться к удовольствию.
«Гипотетический императив» – принцип действия, который эффективен для достижения конкретной цели.

Слайд 12

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ В человеке как ноумене есть: КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ —безусловные и

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ

В человеке как ноумене есть: КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ —безусловные и всеобщие

предписания, не зависят от материи желаний, исходят из свободной ноуменальной части человека. То, как ДОЛЖНО быть.
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ 1) «Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом» (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»; 2) «Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда – как к средству».