Лингвистический поворот в философии. Герменевтика

Содержание

Слайд 2

Понятие языка в культуре и философии Человеческий язык сложился на основе

Понятие языка в культуре и философии

Человеческий язык сложился на основе психо-физиологических

возможностей человека.
Язык – явление социальное, возможен только в обществе. Социализация – это усвоение правил общения и норм языка.
Языковая сфера называется семиозисом или семиотической сферой культуры.
Слайд 3

Язык - Средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям ступать

Язык -

Средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям ступать

в коммуникативные связи друг с другом.
Главная особенность языка – его структурная организация, представляющая собой иерархическую, многоуровневую систему знаков.
Базисной структурной единицей является слово.
Слайд 4

Выделяют 4 уровня языка 1.Фонетика – звуковая сторона языка (интонации, акустика)

Выделяют 4 уровня языка

1.Фонетика – звуковая сторона языка (интонации, акустика)
2. Лексика

– словарный фонд языка
3. Грамматика – система форм и способов употребления и сочетания слов
4. Стилистика – характерные принципы используемых средств и особая манера.
Слайд 5

Типы языков 1. Естественные языки – средство общения, исторически сложившееся у

Типы языков

1. Естественные языки – средство общения, исторически сложившееся у данной

общности людей. Не имеют автора, развиваются исторически. Словарный запас – 10-15 тысяч слов, среди которых есть активные и пассивные
2. Искусственные языки – создает сам человек – это условные сигналы (на флоте), дорожные знаки, нотная графика, азбука морзе
Вторичные моделирующие системы – коммуникативные структуры, надстраивающиеся над естественным языком (миф, религия, искусство)
Слайд 6

Генезис языка Язык основа трансцендирования, средство обеспечения единства рода, т.е. возможности

Генезис языка

Язык основа трансцендирования, средство обеспечения единства рода, т.е. возможности для

человека проникнуть за пределы времени своей жизни, стать наследником умершего предка и предком будущего потомка
Язык должен назвать невидимое, то, что выходит за пределы возможностей одного человека
Язык осуществляет связь поколений
Слайд 7

Связь осуществляет общее имя Имя – очаг творческого образования личности. Они

Связь осуществляет общее имя

Имя – очаг творческого образования личности. Они требуют

от своих носителей выполнения особых установок, они – социальные императивы, действия
Причиной возникновения языка является возникновение социальности, установление связей
Язык моделирует общественную структуру группы в пространстве и во времени
Слайд 8

Слово – средство выражения мыслей человека Знаковая деятельность (семиозис) связана с

Слово – средство выражения мыслей человека

Знаковая деятельность (семиозис) связана с интеллектуальным

развитием человечества
Словесный язык – важнейшее семиотическое изобретение, первоначально устный
Второе великое семиотическое изобретение – письменный язык. Письмо отчуждало высказывание от самого процесса говорения и сохраняло информацию в пространстве и во времени
Слайд 9

Текст от лат. textus – ткань, сплетение Под текстом понимается объединенная

Текст от лат. textus – ткань, сплетение

Под текстом понимается объединенная смысловой

связью последовательность знаковых единиц
Она кодирует информацию и осуществляет коммуникацию
В семиотике под текстом понимают любую форму коммуникации, в том числе обряд, ритуал, сигналы и условные знаки
Слайд 10

Знак - Материальный предмет, явление или событие, выступающий в качестве объективного

Знак -

Материальный предмет, явление или событие, выступающий в качестве объективного заместителя

некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений
Знаки бывают иконические, индексные, символические
Слайд 11

Типы знаков 1. Иконические знаки максимально приближены к тому, что они

Типы знаков

1. Иконические знаки максимально приближены к тому, что они обозначают

(карта местности, фотография, полотно)
2. Индексные знаки – указывают на вещь или явление, обобщенно представляют вещь
3. Символические знаки ничего общего с обозначаемым нет
Слайд 12

Символ – от греч. Symbol – знак, примета Символ – социально

Символ – от греч. Symbol – знак, примета

Символ – социально и

функционально детерминированные модели обобщения опыта широкого смыслового поля (пирамида, храм, крест, вода)
Функционалное назначение символических форм – организация, систематизация, обобщение опыта, его трансляция
Признаки символа – образность, комплексность, архетипичность, универсальность
Слайд 13

Процесс понимания Процесс понимания сложен и длителен. Процедуры процесса понимания имеет

Процесс понимания

Процесс понимания сложен и длителен. Процедуры процесса понимания имеет несколько

уровней понимание слова, предложения, абзаца, параграфа.
При этом мы осуществляем такие действия как интерпретация (толкование), реинтерпретация,
конвергенция (объединение), дивергенция (разъединение), конверсия (качественное изменение смысла).
Слайд 14

Понимание представляет собой многократное преобразование информации, в ходе которого идем от

Понимание

представляет собой многократное преобразование информации, в ходе которого идем от незнания

к знанию.
понятия – узлы, которые стягивают информацию в витки спирали, движение по которой сопровождается возвратом к старому, диалогу, разрешению возникающих противоречий.
Слайд 15

Вильгельм Гумбольдт (1767-1835) Заложил основы философии языка представил язык не как

Вильгельм Гумбольдт (1767-1835)

Заложил основы философии языка
представил язык не как нечто застывшее,

но как вечный и непрерывный процесс духовного творчества, как деятельность, выражающую глубинный дух народа
Слайд 16

От философии языка берут начало герменевтика, семиотика. Августин Аврелий высказал первые

От философии языка берут начало герменевтика, семиотика.

Августин Аврелий высказал первые семиотические

идеи. У него есть четкое определение знака, разделение искусственных и естественных знаков, многие логические идеи. Он впервые определяет фундаментальную герменевтическую категорию «понимание» и говорит, что понимание есть переход от знака к значению, переход, во время которого осуществляется познание значения путем запечатления в душе представления о воздействующем на нее знаке.
Слайд 17

Принцип контекстуального подхода говорящий о том, что мы понимаем знаки не

Принцип контекстуального подхода

говорящий о том, что мы понимаем знаки не изолированно

друг от друга, а в определенном контексте, в окружении. У Августина этот контекст еще чисто текстовой.
Августин говорит, что некоторые места Священного писания могут пониматься только в их окружении.
Слайд 18

Другой принцип называется принципом конгениальности, т. е. соразмерности творческих потенциалов исследователя

Другой принцип

называется принципом конгениальности, т. е. соразмерности творческих потенциалов исследователя какого-либо

текста и его создателя.
Каждому уровню развития реципиента соответствуют свои тексты
Процесс изучения спиралеобразный, с возвращениями к темам, но более глубоко и основательно
Слайд 19

Герменевтика - Философия понимания В основе лежит традиция понимания Она включает

Герменевтика -

Философия понимания
В основе лежит традиция понимания
Она включает отношение интерпретирующего

к традиции
Объектом понимания является независимое от чьих-либо субъективных представлений смысловое содержание.
Слайд 20

Термин «герменевтика» происходит от греческого hermeneuo - разъясняю, толкую. В Древней

Термин «герменевтика»

происходит от греческого hermeneuo - разъясняю, толкую. В Древней Греции

герменевтикой называлось искусство истолкования текстов. Согласно мифологическим представлениям греков, язык богов непонятен простым смертным.
Гермес - посредник между богами и людьми - истолковывает волю богов, делает ее понятной человеку. С именем Гермеса связывается возникновение искусства понимания и происхождения термина «герменевтика».
Слайд 21

Исходной для герменевтики является ситуация непонимания - неясности смысла целого текста

Исходной для герменевтики является ситуация непонимания -

неясности смысла целого текста или

его фрагментов. Понимание предстает как процесс обретения или восстановления смысла текста. Античная герменевтика развивалась как искусство понимания религиозных, философских, исторических и юридических источников, смысл которых утрачен или неочевиден.
Слайд 22

Герменевтика изначально ориентировалась на постижение смысла текстов, причем постижение как бы

Герменевтика изначально ориентировалась

на постижение смысла текстов, причем постижение как бы «изнутри»,

из него самого.
Текст понимается как особая система знаков, связанных между собой определенными отношениями.
Герменевтика нужна там, где есть непонимание. Если смысл «скрыт» от субъекта познания, его надо дешифровать, понять, усвоить, истолковать. Понимание и правильное истолкование – таков герменевтический метод получения знания.
Слайд 23

Философская герменевтика ХХ века Идеи герменевтики как философского знания были развиты

Философская герменевтика ХХ века

Идеи герменевтики как философского знания были развиты в

трудах немецкого философа, представителя философии жизни Вильгельма Дильтея (1833-1911), Мартина Хайдеггера (1889–1976), Ханса Георга Гадамера (1900 – 2002)
В русской философии основатель герменевтики - Г.Г.Шпет (1879-1937)
Слайд 24

Густав Густавович Шпет Философ, психолог, переводчик (знал 17 языков). Стажировался в

Густав Густавович Шпет

Философ, психолог, переводчик (знал 17 языков). Стажировался в Геттингенском

университете, слушал лекции Э.Гуссерля
Важные работы: «Внутренняя форма слова» Герменевтика и её проблемы, 1918
Очерк развития русской философии, 1922
Эстетические фрагменты, 1922—1923
Введение в этническую психологию, 1927
Внутренняя форма слова. Этюды и вариации на темы Гумбольда, 1927
Слайд 25

Г.Г.Шпет (1879 – 1937) Среди учеников будущая поэтесса Анна ахматова профессор

Г.Г.Шпет (1879 – 1937)

Среди учеников будущая поэтесса Анна ахматова
профессор историко-филологического факультета

московского университета; читал лекции по логике и педагогике.
действительный член Российской Академии Художественных Наук, с 1924 года — вице-президент РАХН
Слайд 26

Внутренняя форма слова: этюды и вариации на темы Гумбольта Выдающийся русский

Внутренняя форма слова: этюды и вариации на темы Гумбольта
Выдающийся русский философ

Густав Шпет оказал огромное влияние на развитие методологии, психологии, логики, эстетики, этнологии, истории, а также семиотики и философии языка.
Основу данной книги составляет исследование языка как одного из основных методов понимания психологии социального бытия. Язык, по мнению автора, порождается не только необходимостью общения, но и чисто внутренними потребностями человечества, лежащими в самой природе человеческого духа, и при этом он имеет независимое, внешнее бытие, оказывающее влияние на самого человека.
Слайд 27

Важнейшая проблема Заложен ли смысл уже в тексте или задача понимания

Важнейшая проблема

Заложен ли смысл уже в тексте или задача понимания состоит

в том, чтобы выявить этот смысл
Философская герменевтика формулирует и обсуждает ряд проблем, связанных со структурой, условиями и целями понимания, характеристиками субъекта и объекта понимания.
Слайд 28

Центральная категория - понимание Определяется как интуиция. Но идею необходимо истолковать,

Центральная категория - понимание

Определяется как интуиция. Но идею необходимо истолковать, поэтому

она требует словесного выражения
Шпет разграничивает понимание и истолкование (интерпретация)
Наиболее важная проблема – проблема знака, который несет содержание
Слайд 29

Основные черты герменевтической логики по Шпету 1. Контекстуальный характер 2. Внутренняя

Основные черты герменевтической логики по Шпету

1. Контекстуальный характер
2. Внутренняя диалектичность. Процесс

становления содержания не только не завершен, но находится в становлении
3. Системный характер
4. Главное открытие Шпета – структурность языка. Идеи ученого, перенесенные в Европу, становятся основанием структурализма
Слайд 30

Ф.Шлейермахер Вводит понятие «герменевтического круга» Понимать отдельную мысль, произведение в целом,

Ф.Шлейермахер

Вводит понятие «герменевтического круга» Понимать отдельную мысль, произведение в целом, можно

исходя из совокупности жизненных отношений автора текста
Отсюда задача: понимать текст и его автора лучше, чем сам автор, т.е. необходимость изучения всего контекста написания произведения
Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Готлоб Фреге (1848-1925) Треугольник Фреге (по имени немецкого математика и логика

Готлоб Фреге (1848-1925)

Треугольник Фреге (по имени немецкого математика и логика отражает

диалектику природы знака.
Концепт - это, с одной стороны, информация, которую несет знак, а с другой - это сумма знаний об обозначаемом этим знаком объекте.
Слайд 34

Слайд 35

Диалектика значения и смысла Значение – не насыщено, это указание на

Диалектика значения и смысла

Значение – не насыщено, это указание на предмет

(«Вечерняя звезда»= «Утренняя звезда», имеется в виду Венера), значение фраз одно
Смысл связан не с предметом, а способом его задания. «Вечерняя звезда»= «Утренняя звезда» - смысл один

значение
смысл
знак
интерпретация

Слайд 36

Ханс Георг Гадамер 1900 - 2002 Ученик М.Хайдеггера, развивает его положения

Ханс Георг Гадамер 1900 - 2002

Ученик М.Хайдеггера, развивает его положения и

дает формулировку: «Язык есть не только дом бытия, но и способ бытия человека, это сущностное его свойство»
Вырабатывает такие понятия как предпонимание, горизонт понимания, предрассудок.
Работы: «Истина и метод», «Диалог и диалектика»
Слайд 37

Ханс Георг Гадамер (1900-2002) Немецкий философ Немецкий философ, один из самых

Ханс Георг Гадамер (1900-2002)

Немецкий философ
Немецкий философ, один из самых значительных мыслителей

второй половины XX в., известен как основатель «философской герменевтики». Главный труд - «Истина и метод. Основы философской герменевтики».
Слайд 38

Основоположник философской герменевтики Изучал философию, германистику и историю искусств сначала в

Основоположник философской герменевтики

Изучал философию, германистику и историю искусств сначала в Бреслау

(ныне Вроцлав), затем в Марбурге.
Слушал лекции М. Шелера и Э. Гуссерля, работал в семинаре Хайдеггера. Философское образование дополнил классико-филологическим в Марбургском университете)
В 1927 - 36 гг. - доцент в университетах Марбурга и Киля, в 1937 г. - профессор в Марбурге, с 1939 г. - в Лейпцигском университете (в 1947 - 1948 гг. - ректор), 1949 - 1968 гг. - в университете Гейдельберга (где получил заведование кафедрой, руководимой ранее К. Ясперсом).
После выхода на пенсию (1968) живет и работает в Гейдельберге. Вплоть до конца 80-х - активный участник философских семинаров, в том числе в США. В 90-е - частый гость международных коллоквиумов (особенно в Италии).
Слайд 39

Важные идеи понимание является открытым историческим процессом, в котором любой интерпретирующий

Важные идеи

понимание является открытым историческим процессом, в котором любой интерпретирующий и

любое интерпретируемое уже включены в традицию понимания.
Гадамер подчеркивает, что отношение интерпретирующего к традиции всегда диалогичное и языковое
Слайд 40

Человека определяет язык Язык – условие познавательной деятельности человека. У языка

Человека определяет язык

Язык – условие познавательной деятельности человека.
У языка две функции

– говорения и понимания
Понимание – свойство бытия
Жизнь человека такова, каково его понимание
Слайд 41

Философская герменевтика У Гадамера становится онтологией, учением о бытии (а не

Философская герменевтика

У Гадамера становится онтологией, учением о бытии (а не только

методологией)
Понимание – это интерпретация текста
Интерпретация – особенности прочтения
Человек есть то, насколько глубоко он понимает смысл.
Слайд 42

Цель понимания Не в интерпретации текста (интерпретатор никогда не сможет освободиться

Цель понимания

Не в интерпретации текста (интерпретатор никогда не сможет освободиться от

собственной ситуации, перевоплотившись в другую субъективность).
Не в реконструкции идей произведения
Но в активизации собственных мыслительных процессов. Интерпретация текста становится продуктивной, творческой стороной процесса
Слайд 43

Понимание, по Гадамеру, Является не только репродуктивным, но и продуктивным отношением,

Понимание, по Гадамеру,

Является не только репродуктивным, но и продуктивным отношением, что

ведет к признанию плюралистической интерпретации
Интерпретация множественнена, один и тот же текст дает множество толкований.
Толкование зависит от культурного уровня, опыта, широты кругозора интерпретирующего
Слайд 44

Языковым является Сам человеческий опыт мира Мир выражает посредством человека себя

Языковым является

Сам человеческий опыт мира
Мир выражает посредством человека себя в

языке
Философское значение герменевтического опыта состоит в том, что в нем постигается истина
Герменевтика включает в себя проблему вопроса и ответа. Текст задает вопрос.
Истолкование – это ответ на вопрос.
Слайд 45

Герменевтика - механизм Развития собственного понимания, нахождения смыслов В конечном итоге

Герменевтика - механизм

Развития собственного понимания, нахождения смыслов
В конечном итоге – это

развитие духовных способностей человека и его самосовершенствование
Понимание – это механизм вписывания человека в социокультурные условия существования
Слайд 46

Поль Рикер (1913 – 2005) французский философ Профессор Сорбонны (Франция) и

Поль Рикер (1913 – 2005) французский философ

Профессор Сорбонны (Франция) и Чикагского

университета (США)
Работы: «Конфликт интерпретаций. Очерки по герменевтике», «Живая метафора»
Рикёр использует "прогрессивный" метод: сознание устремляется вперед, к смыслу, источник которого находится впереди субъекта.
Слайд 47

Слайд 48

В чем сущность самого понимания. Возможность понять себя и культуру через

В чем сущность самого понимания.

Возможность понять себя и культуру через символы

– такую задачу ставил философ. Одна из самих удивительных его мыслей: «Я несоизмеримо больше, чем то, что я о себе знаю».
Задача, которую поставил перед собой мыслитель Поль Рикёр, колоссальна: разработать своего рода обобщающую концепцию человека XX в.
Слайд 49

СЕМИОТИКА, наука о знаках. Семиотика появилась в начале 20 в. и

СЕМИОТИКА, наука о знаках.

Семиотика появилась в начале 20 в. и представляла

собой метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака.
Интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию (в том числе при помощи естественного языка), информационные и социальные процессы, функционирование и развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу) и многое другое.
Слайд 50

Слайд 51

Слайд 52

Чарльз Пирс (1839-1914), американский философ и математик Считается основателем семиотики. Идея

Чарльз Пирс (1839-1914), американский философ и математик

Считается основателем семиотики. Идея создания

науки о знаках возникла почти одновременно и независимо у нескольких ученых.
Пирс дал определение знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы), установил задачи и рамки новой науки, изучающей любые системы знаков, применяемых в человеческих обществах,
предложил название семиотика.
Согласно Чарльзу Пирсу, любой знак имеет три основные характеристики: 1) материальная оболочка, 2) обозначаемый объект, 3) правила интерпретации, устанавливаемые человеком.
Слайд 53

Чарльз Моррис, американский философ развил семиотические идеи Пирса, определил структуру семиотики.

Чарльз Моррис, американский философ

развил семиотические идеи Пирса, определил структуру семиотики.

Дальнейшее развитие семиотика получила в работах таких логиков и философов, как Р.Карнап, А.Тарский и др.
Слайд 54

Фердинанд де Соссюр (1857-1913) швейцарский философ и лингвист сформулировал основы семиологии,

Фердинанд де Соссюр (1857-1913) швейцарский философ и лингвист

сформулировал основы семиологии,

или науки о знаках. Знаменитый Курс общей лингвистики (курс лекций) был издан его учениками уже после смерти ученого в 1916.
Ф.де Соссюр является основоположником структурной лингвистики Он высказал ряд принципиальных положений, оказавших значительное влияние на дальнейшее развитие науки о знаках.
Слайд 55

Фердинанд де Соссюр выделил три основных аспекта изучения знака и знаковой

Фердинанд де Соссюр

выделил три основных аспекта изучения знака и знаковой системы:

синтактику, структурные свойства знаковых систем, правильность построения знаков, семантику - отношение знаков к обозначаемому (содержание знаков) и прагматику - полезность, ценность знака
Слайд 56

Развитие идей Ф.де Соссюра В Европе главенствовала традиция, восходящая к Соссюру.

Развитие идей Ф.де Соссюра

В Европе главенствовала традиция, восходящая к Соссюру.
Позднее

структурные методы для анализа социальных и культурных явлений использовали французские и итальянские структуралисты Р.Барт, К.Леви-Стросс, У.Эко
Слайд 57

В отечественной семиотике действовали два основных семиотических центра: в Москве (Вяч.Вс.Иванов,

В отечественной семиотике

действовали два основных семиотических центра: в Москве (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров,

В.А.Успенский и др.) и
Тарту (Ю.М.Лотман, Б.М.Гаспаров и др.). В то же время с большим основанием говорят о единой Московско-Тартуской (или Тартуско-Московской) школе семиотики, объединившей исследователей на основе как содержательных, так и организационных принципов.
Слайд 58

Юрий Михайлович Лотман (1922 — 1993) Создатель концепции «семиосферы» - русский

Юрий Михайлович Лотман (1922 — 1993)

Создатель концепции «семиосферы» - русский филолог,

культуролог, основатель и глава Московско-тартуской семиотической школы, вице-президент Всемирной ассоциации семиотики (1968), член-корреспондент Британской академии наук (1977), действительный член Норвежской академии наук (1987), Шведской Королевской Академии (1989), Академии наук Эстонии (1992).
Слайд 59

Юрий Михайлович Лотман Регулярно издавал сборник семиотических исследований и организовывал конференции

Юрий Михайлович Лотман

Регулярно издавал сборник семиотических исследований и организовывал конференции
Читал

курс лекций по семиотике «Беседы о русской культуре» состоял из: «Люди. Судьбы. Быт», «Взаимоотношения людей и развитие культур», «Культура и интеллигентность», «Человек и искусство», «Пушкин и его окружение».
Книга «Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века.)» вышла в Санкт-Петербурге уже после смерти автора в 1994 году.
Слайд 60

Заслуги В конце 1980-х годов создал серию познавательных телевизионных передач «Беседы

Заслуги

В конце 1980-х годов создал серию познавательных телевизионных передач «Беседы о

русской культуре».
Во время перестройки участвовал в политической жизни Эстонии. В октябре 1988 года был избран в совет уполномоченных Народного фронта Эстонии.
В 1993 году Юрий Лотман стал лауреатом академической премии им. А. С. Пушкина с формулировкой: за работы: «Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя» и «Роман А. С. Пушкина „Евгений Онегин“. Комментарий»