Содержание
- 2. План 1. Немецкая классическая философия. Общая характеристика. 2. И. Кант – основоположник немецкой классической философии. А)
- 3. Немецкая классическая философия Сложилась в университетской среде в Германии в последней трети XVIII-первой трети XIX вв.
- 4. Немецкая классическая философия (основные черты) Масштабность и разнообразие систем и охвата проблем Переход от онтологизма к
- 5. Иммануил Кант (1724–1804)
- 6. «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:
- 7. I этап (до 1770 г.) — «докритический»: - Кант преподает метафизику по учебнику Баумгартена, чья система
- 8. «Критика чистого разума»: Кант имеет в виду не критику различных философских школ и систем, «здесь дается
- 9. Классификация суждений Апостериорные суждения — это суждения, выводящиеся из опыта; например, фраза «дом стоит на пригорке»
- 11. Влияние английского эмпиризма: «чтение Юма было именно тем, что… прервало мою догматическую дремоту и дало моим
- 12. Чувственно мы видим вещи так, как они являются нам (т.е. феномены), а не сами по себе
- 13. Коперниканский переворот Не субъект примеряется к объекту, чтобы познать его, а объект соразмеряется с субъектом и
- 14. «Вещи в себе» и «вещи для нас». Вещь в себе – объективная реальность, которая не может
- 15. По Юму – причинно-следственные связи – только наши привычки, по Канту – причинность объективно существует, все
- 16. Как нам познавать и устанавливать закономерности, если предметы даны только в ощущениях? Трансцендентальные способности дают нам
- 17. 1)Трансцендентальная эстетика Чувственность – способность получать представление тем способом, каким предмет воздействует на нас. Ощущение –
- 18. Пространство и время Это способы освоения субъектом окружающего мира, это формы априорного знания. Все чувственное, феноменальное
- 19. Благодаря форме пространства мы видим явления отдельными друг от друга, а благодаря времени – события воспринимаем
- 20. 2)Трансцендентальная аналитика «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, без рассудка ни один
- 21. Априоные формы рассудка: категории Форма мышления выражается в чистых понятиях. Все действия рассудка можно свести к
- 24. Все наше рассудочное познание возможно только потому, что в сознании имеются эти априорные категории, это формы,
- 25. Все наши рассудочные знания приводятся в единство благодаря двум принципам: 1) Синтетическое единство апперцепции, факт единства
- 26. Вывод: Человеческий рассудок оказывается законодателем природы. Это – коперниканский переворот в философии. «Рассудок не черпает свои
- 27. 3) Трансцендентальная диалектика Априорные формы разума: идеи. «под идеей я разумею такое необходимое понятие разума, для
- 28. Три идеи единства: единство нашего внутреннего опыта (душа); единство всех внешних явлений (мир); единство всех явлений
- 29. 1)Рациональная психология Понимание души как субстанции выходит за пределы опыта. Ошибка разума здесь заключается в том,
- 30. 2) Рациональная космология сталкивается с антиномиями Антиномии чистого разума: 1-я антиномия — задача абсолютной полноты сложения
- 31. Первая антиномия. Тезис: мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве. Антитезис: мир не
- 32. Вторая антиномия. Тезис: всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей (и вообще существует только
- 33. Третья антиномия. Тезис: причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все
- 34. Четвертая антиномия. Тезис: к миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая
- 35. 1-я и 2-я – математические (количественные), 3-я и 4-я – динамические (качественные). 1 и 2-я –
- 36. 3) Рациональная теология не может дать строгого доказательства Онтологическое доказательство. Кант: Существование предмета ничего не добавляет
- 37. 2. Суждение «предмет существует» является, по Канту, синтетическим, ибо факт существования предмета выводится из особого познавательного
- 38. Космологическое доказательство: Онтологическое доказательство входит частью в любое доказательство бытия Бога, ведь в уме сначала возникает
- 39. Физико-теологическое доказательство (телеологический аргумент) «Это доказательство заслуживает, чтобы о нем всегда упоминали с уважением. Это самый
- 40. Таким образом, метафизика во всех трех ее основных идеях не может быть построена как наука. «Я
- 41. «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и
- 42. 2. Этика Канта. «Критика практического разума» «свобода… есть условие морального закона», «если бы не было свободы,
- 43. Два вида этики: автономная и гетерономная. Гетерономия (несвободное поведение): мотив поступка – внешний и эгоистический: награда,
- 44. Закон практической, нравственной деятельности – долг. «Долг! Ты возвышенное, великое слово, в тебе нет ничего приятного,
- 45. Основное правило нравственности – категорический императив «Это правило есть императив, т. е. правило, которое характеризуется долженствованием,
- 46. Категорический императив: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа
- 47. Нравственный закон не зависит от мира явлений, в котором царствует полный детерминизм. Следовательно, нравственный закон относится
- 48. «Полное же соответствие воли с моральным законом есть святость». Это воля, которая осуществила категорический императив, или,
- 49. Высшее благо есть такое состояние, в котором добродетель и человеческое счастье необходимо соединяются: «…добродетель и счастье
- 50. Антиномия практического разума: «или желание счастья должно быть побудительной причиной добродетели, или добродетель должна быть действующей
- 51. Тезис ложен безусловно, поскольку желание счастья не может быть побудительной причиной максимы добродетели. Это возможно только
- 52. 1)Постулат существования нематериального мира, мира свободы, мира вещей в себе. 2) Постулат бессмертия души. Высшее благо,
- 53. 2) Бытие Бога — 3-й постулат практического разума. «Счастье — это такое состояние разумного существа в
- 54. «…моральное основоположение допускает его только как возможное при предположении, что имеется творец мира, обладающий высшим совершенством.
- 55. «Мораль, собственно говоря, есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о
- 57. Скачать презентацию