Немецкая классическая философия

Содержание

Слайд 2

Литература Обязательная: Введение в философию. –М., 2004. Философия: Учебник. –М., Воен.

Литература
Обязательная:

Введение в философию. –М., 2004.

Философия: Учебник. –М., Воен. Ун-т, 2004.


Философия: Под ред. Митрошенкова О.А. –М., 2004.

Философия: Под ред. Сидоренко Н.И. –М., 2004.

Философия: Под ред. Спиркина А.Г. – М., 2004.

Философия: Учебное пособие, Часть 1. –М., Воен.ун-т., 2007.

1

2

3

4

5

6

История философии в кратком изложении. – М., 1991.

Философско-энциклопедический словарь. –Минск., 1998.

7

8

Слайд 3

1. Общая характеристика немецкой классической философии Вопрос лекции: 1

1. Общая характеристика немецкой классической философии

Вопрос лекции:

1

Слайд 4

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ определение предмета философии поиск путей решения социально-политических проблем

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

определение предмета философии

поиск путей решения

социально-политических проблем

раскрытие закономерностей функционирования человеческого разума

разработка целостной концепции диалектики и ее метода

разработка проблем познания и получения достоверного знания

многообразие исследуемых проблем
(антропология, этика, эстетика и др.)

наличие идеалистических и материалистических позиций

1

2

3

4

5

6

7

Слайд 5

2. Содержание философской концепции И.Канта, Г.Гегеля и Л. Фейербаха Вопрос лекции: 2

2. Содержание философской концепции И.Канта, Г.Гегеля и Л. Фейербаха

Вопрос лекции:

2
Слайд 6

ИММАНУИЛ КАНТ (1724 -1804 гг.) ФИЛОСОФИЯ

ИММАНУИЛ КАНТ
(1724 -1804 гг.)
ФИЛОСОФИЯ

Слайд 7

Докритический период (до начала 70-х г.) познание или постижение вопросов естествознания


Докритический период
(до начала 70-х г.)
познание или постижение вопросов
естествознания
Критический период
(начиная с

70-х гг.)
анализ проблем познания, этики и эстетики

И.Кант

философия

1

2

Становление философских взглядов
И. Канта

Слайд 8

И.Кант КАНТ КАК ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ объяснил происхождение и строение солнечной системы анализ

И.Кант
КАНТ КАК ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ


объяснил происхождение и строение
солнечной системы


анализ

приливов и
отливов в жизни Земли и их связи с
ее суточным вращением


относительность движения и покоя в
физике


осуществил классификацию животного
мира

Теоретическое обоснование важнейших вопросов
естествознания нашло отражение в работе:
«Всеобщая и естественная история и теория неба» (1755 г.)

Слайд 9

«Критика чистого разума» (1781 г.) « Критика практического разума» (1788 г.)

«Критика
чистого
разума» (1781 г.)

« Критика
практического
разума» (1788 г.)
«Критика

способности
суждений» (1790 г.)

1

3
ФИЛОСОФСКИЕ РАБОТЫ И.КАНТА

ТРАКТАТЫ

Критический период

2

Слайд 10

ФИЛОСОФИЯ И.КАНТА Материализм Идеализм Отношение к Богу

ФИЛОСОФИЯ И.КАНТА

Материализм

Идеализм

Отношение к Богу

Слайд 11

ФИЛОСОФСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И.КАНТА первичным является не наше сознание, а вещи материального

ФИЛОСОФСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И.КАНТА

первичным является не наше сознание, а вещи

материального мира

ограниченность чувственного познания определяется индивидуальными характеристиками субъекта

знание есть синтез ощущений с понятиями

мир вещей существует вне и независимо от нашего сознания

чувственное познание дает нам многообразие ощущений

1

2

3

6

ощущения без понятий «слепы», а понятия без ощущений «пусты»

5

4

Слайд 12

ФИЛОСОФСКИЙ ИДЕАЛИЗМ И.КАНТА вещи природы сообразуются с формами нашего ума всеобщее

ФИЛОСОФСКИЙ ИДЕАЛИЗМ И.КАНТА

вещи природы сообразуются с формами нашего ума


всеобщее и необходимое знание не может быть основано на эмпирических наблюдениях

категории являются не формами бытия,
а чистыми понятиями нашего рассудка

«вещи в себе» непознаваемы, познаваемы лишь «вещи для нас»

мы можем познать лишь то, что сами создали своим рассудком

1

2

3

6

понятия пространство и время априорны,
они не выводимы из опыта

5

4

Слайд 13

существование может быть обнаружено только в опыте в существование бога надо

существование может быть обнаружено
только в опыте

в существование бога

надо верить, т.к. этой веры требует наше нравственное сознание

вера в бога позволяет примирить требование нравственного сознания с существованием зла

существование бога не может быть
выведено из самого понятия о боге

ни из какого понятия не может быть выведено существование того, что мыслится в этом понятии

не нравственность основана на религии, а
религия на нравственности

опроверг все теоретические доказательства
существования бога

Слайд 14

Этика И.Канта существует нравственный закон как безусловное предписание (категорический императив) человек

Этика И.Канта

существует нравственный закон как безусловное
предписание (категорический императив)

человек

есть существо, обладающее нравственным
сознанием
нравственным является только тот поступок, который
совершается из уважения к нравственному закону

отсутствие соответствия между должным и
сущим в жизни заставляет нравственное
сознание верить в их гармонию в
мире «умопостигаемом»

Слайд 15

Императив И.Канта поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей

Императив И.Канта

поступай так, чтобы максима твоего
поведения на основе твоей

воли могла
стать общим естественным законом

к другому человеку относись всегда как
цели и никогда лишь как средству

мотивы поведения должны быть такими,
чтобы они могли стать гласными

Категорический императив – есть форма повеления, носящая строго формальный и априорный характер и обязательная для всех людей

Слайд 16

недопустимость осуществление народом революции запрет на всякое рассуждение граждан о способе

недопустимость осуществление народом революции

запрет на всякое рассуждение граждан о

способе происхождения власти

повиновение существующим в обществе законам

равенство всех граждан перед законом

И.Кант
Социально-политические взгляды

идеальное состояние общества – мир между отдельными лицами и государствами

Слайд 17

ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770 – 1831 гг.) ФИЛОСОФИЯ

ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ
(1770 – 1831 гг.)
ФИЛОСОФИЯ

Слайд 18

ФИЛОСОФИЯ Г. В. ГЕГЕЛЯ первым представил весь естественный, исторический и духовный

ФИЛОСОФИЯ Г. В. ГЕГЕЛЯ

первым представил весь естественный, исторический и

духовный мир в беспрерывном развитии

критика кантовского агностицизма и априоризма

признает возможность адекватного познания мира на базе тождества мышления и бытия

открыл и обосновал основные законы и категории диалектики

противопоставил диалектику как метод познания метафизике

1

2

3

4

5

Слайд 19

ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ Логика Философия природы философия истории Философия права философия

ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ

Логика

Философия
природы

философия истории

Философия права

философия религии

эстетика

Философия
духа

история философии
Слайд 20

«Феноменология духа» (1807 г.) « Наука логики» (1812 г.) «Энциклопедия философских

«Феноменология духа»
(1807 г.)

« Наука логики»
(1812 г.)
«Энциклопедия
философских наук»
(1817

г.)
«Философия права»
(1821 г.)

1

2

3

4

Слайд 21

Понятие - основная форма мышления Вещи и мысли о них совпадают

Понятие - основная форма
мышления

Вещи и мысли о них
совпадают
Вещи вторичны, они

должны
соответствовать понятиям
Понятие есть то, что живет в
самих вещах, оно их суть

Тождество мышления и бытия:
Познать предмет означает
осознать его понятие

Слайд 22

мир в основе своей логичен материя может быть понята как результат


мир в основе своей логичен
материя может быть понята как

результат
развития абсолютного первоначала (духа)
объективный мир существует и развивается по
законам внутренне присущим мышлению, разуму


сознание и материя не выводимы друг из друга

ИДЕАЛИЗМ В. ГЕГЕЛЯ

Слайд 23

Качество Количество Мера в его внутренней противоречивости все существующее содержит в

Качество

Количество

Мера

в его внутренней противоречивости

все существующее содержит в себе противоречие

признание за противоречием источника развития

1

2

3

Сущность бытия

Слайд 24

накапливающиеся количественные изменения рано или поздно выходят за границу меры качество

накапливающиеся количественные изменения
рано или поздно выходят за границу меры

качество характеризует внутреннюю сторону
вещи или явления, а количество - внешнюю

переход от старого к новому качеству происходит,
как правило, скачкообразно

каждой вещи, явлению характерно наличие своего
качества, количества и меры

новое качество имеет всегда новые
количественные параметры и свою новую меру

Сущность
закона

Слайд 25

Становление Отрицание Снятие Тезис Антитезис Синтез 1 2 3 ДИАЛЕКТИКА РАЗВИТИЯ АБСОЛЮТНОЙ ИДЕИ

Становление

Отрицание

Снятие

Тезис

Антитезис

Синтез

1

2

3
ДИАЛЕКТИКА РАЗВИТИЯ АБСОЛЮТНОЙ ИДЕИ

Слайд 26

Сущность отрицания развитие необходимо приводит к отрицанию изнутри данной формы явления

Сущность
отрицания

развитие необходимо приводит к отрицанию
изнутри данной формы явления

отрицание

не есть простое уничтожение старого,
но и сохранение его жизнеспособных элементов

отрицание не есть простое повторение старого,
а новая более высокая ступень развития

отрицание есть закономерная ступень
процесса развития, ведущего к замене старого новым

новое не возникает никогда из ничего на
пустом месте

новое со временем становится старым и
отрицается более новым

Слайд 27

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ ГЕГЕЛЯ природа есть порождение абсолютной идеи, сверхприродного духа не

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ ГЕГЕЛЯ

природа есть порождение абсолютной
идеи, сверхприродного духа


не принял открытия в естествознании
своего времени

открыто выступил против идеи эволюционного развития в природе

природа не имеет независимого от
абсолютной идеи существования

изменения в природе укладываются в
рамки вечного круговорота

развитие нового характерно лишь для
духовной сферы

1

2

3

4

5

6

Слайд 28

ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ (1804 - 1872 гг.) ФИЛОСОФИЯ

ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ
(1804 - 1872 гг.)
ФИЛОСОФИЯ

Слайд 29

человек высший продукт развития природы реальное разумное существо в мире не

человек

высший продукт развития природы

реальное разумное существо
в мире

не

должен противостоять природе и возвышаться над ней

есть единство духовного и телесного

не имеет личного бессмертия

бессмертны лишь великие деяния человеческого разума

человеческая любовь – решающая сила общественного и нравственного прогресса

Слайд 30

Философский материализм Философская концепция Л.Фейербаха: Философская антропология Учение о познании Философская

Философский
материализм

Философская концепция Л.Фейербаха:

Философская
антропология

Учение о
познании

Философская
этика

Критика идеализма
и религии

ВЗГЛЯДЫ

Слайд 31

«К критике философии Гегеля» (1839 г.) « Сущность христианства» (1841 г.)

«К критике философии
Гегеля» (1839 г.)

« Сущность христианства»
(1841 г.)
«Предварительные


тезисы
к реформе философии»
(1842 г.)
«Основные положения
философии будущего»
(1843 г.)

1

2

3

4

Слайд 32

является единственной реальностью, вечная во времени отсутствие в ней каких-либо потусторонних


является единственной реальностью,
вечная во времени
отсутствие в ней каких-либо
потусторонних

внешних сил
бесконечна в пространстве, отсутствие
в ней начала и конца


целесообразность в природе - есть
следствие единства материального мира
все живое возникло из неживого как
результат развития


с необходимостью порождает мыслящий
человеческий разум


пространство и время суть основные
условия всякого бытия

Слайд 33

философия должна стать антропологией, т.е. учением о человеке необходимость союза философии


философия должна стать антропологией, т.е. учением о человеке
необходимость

союза философии и естествознания

Л.Фейербах


оказание реальной помощь человеку в достижении счастья на земле
философия должна заменить религию в обретении человеческого счастья

Задачи новой философии

Слайд 34

КРИТИКА ИДЕАЛИЗМА ЗА: выведение внешнего мира, природы из сознания решение основного

КРИТИКА ИДЕАЛИЗМА ЗА:

выведение внешнего мира, природы из сознания

решение основного

вопроса философии

очень тесное соприкосновение с религией

признание
существования в природе сверхприродного

чрезмерное оперирование абстракциями

отрыв философии от реальной действительности

ОТНОШЕНИЕ К ИДЕАЛИЗМУ

1

3

5

2

4

6

Слайд 35

человек не рождается с религиозным сознанием, а приходит к нему постепенно

человек не рождается с религиозным сознанием, а приходит к нему

постепенно

место бога исключительно в человеческом сердце, которое всегда хочет верить и любить

религия и то чувство, которое оно рождает непреодолимо

ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ

религия имеет реальное земное
содержание

она обращена к человеку, его страданиям, надеждам, стремлению быть счастливым

религия не может быть основой ни права,
ни морали

Слайд 36

ФИЛОСОФИЯ Л.ФЕЙЕРБАХА 1 5 2 3 4 возрождение материализма на базе

ФИЛОСОФИЯ Л.ФЕЙЕРБАХА

1

5

2

3

4

возрождение материализма на базе союза философии и естествознания


научное истолкование общественного сознания

обращенность философии к человеку

критика идеалистической философии

критика религии и освобождение человека от религиозного сознания