Средневековая философия. Схоластика

Содержание

Слайд 2

Предварительные тезисы: что уже есть способ познания Св. Писания (как истины)

Предварительные тезисы: что уже есть

способ познания Св. Писания (как истины) -

экзегетика: аллегорическая и дословная.
НО
Различные способы толкования Священного Писания привели к накоплению противоречий в трудах Отцов церкви.
Но аллегории у каждого толкователя получались свои. В случае буквального толкования богословы располагали разным уровнем знаний.
Это было чревато появлением новых ересей по незнанию.
Попыткой справиться с этим кризисом было рождение нового метода.
Слайд 3

Методы схоластики Желание рационально обосновать истины веры Основной метод: толкование Священного

Методы схоластики

Желание рационально обосновать истины веры
Основной метод: толкование Священного Писания
Развитие наук

о языке: риторики, грамматики, логики
Слайд 4

Младший факультет Старшие факультеты Квадривиум 1) арифметика 2) геометрия 3) музыка

Младший факультет

Старшие факультеты

Квадривиум
1) арифметика
2) геометрия
3) музыка
4) астрономия

Тривиум
1) грамматика
2) диалектика
(логика)
3) риторика

Юридический

Теологический

Медицинский

Формы

преподавания

Repetitio

Lectio

Disputatio

Семь свободных
искусств

Слайд 5

принципы образования Метафизические, психологические и этические проблемы трактовались в связи с

принципы образования

Метафизические, психологические и этические проблемы трактовались в связи с

ТЕОЛОГИЕЙ
Логические вопросы излагались в Тривиуме, как ДИАЛЕКТИКА.
ДИАЛЕКТИКА явилась обособлением философии.
ФИЛОСОФИЮ противопоставляли ТЕОЛОГИИ в смысле применения диалектики и логики к решению проблем, вместо Откровения
Слайд 6

Виды богословия Апофатическое («путь вверх»): «негативное» богословие – понимание Бога как

Виды богословия

Апофатическое («путь вверх»): «негативное» богословие – понимание Бога как невыразимого,

не обладающего никакими определениями («Ареопагитики» (Дионисия Арепагита?)). Бог не добр и не зол, не умен и не глуп, не силен и не слаб…
Катафатическое («путь вниз»): «позитивное» богословие – понимание Бога как обладающего всеми совершенствами. Бог как всеблагой и всемогущий…
Слайд 7

Средневековая философия Схоласты XI-XIV вв. Ансельм Кентерберийский (1033/34-1109) Росцелин (ок. 1050

Средневековая философия Схоласты XI-XIV вв.

Ансельм Кентерберийский (1033/34-1109)
Росцелин (ок. 1050 — ок. 1122)
Гийома де

Шампо (ок. 1068—1121)
Пьер Абеляр (1079-1142)
Гуго Сен-Викторский
(1096/97 —1141)
Пётр Ломбардский (ок. 1100-1160)

Альберт Великий
(ок. 1200-1280)
Бонавентура (Джованни Фиданца) (ок. 1217-1274)
Фома Аквинский (1225/26-1274)
Иоанн Дунс Скот (ок. 1266-1308)
Уильям Оккам (ок. 1285-1347/49)

Слайд 8

Схоластика Ансельм. Монологион. Ансельм. Прослогион. Абеляр. Да и Нет. Абеляр. Логика

Схоластика

Ансельм. Монологион.
Ансельм. Прослогион.
Абеляр. Да и Нет.
Абеляр. Логика «для начинающих».
Абеляр. Теология «Высшего

блага».
Пётр Ломбардский. Сентенции.
Фома Аквинский. Сумма против язычников.
Фома Аквинский. Сумма теологии.
Дунс Скот. Оксфордское сочинение.
Оккам. Сумма логики.
Оккам. Трактат о предестинации и Божьем предзнании не-необходимых событий.
Оккам. Quadlibeta.

Основные сочинения

Пьер Абеляр

Фома Аквинский

Ансельм Кентерберийский

Дунс Скот

Слайд 9

схоластика основные проблемы Проблема веры и разума Проблема бытия Бога Онтологическое

схоластика основные проблемы

Проблема веры и разума
Проблема бытия Бога
Онтологическое доказательство
Космологические доказательства
Каузальный

вариант
Модальный вариант
Телеологическое доказательство
Проблема универсалий
Реализм
Номинализм
Концептуализм
Слайд 10

ВЕРА И РАЗУМ, РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ ГАРМОНИЯ ИЛИ БОРЬБА?

ВЕРА И РАЗУМ, РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ ГАРМОНИЯ ИЛИ БОРЬБА?

Слайд 11

Этап патристики общие положения

Этап патристики общие положения

Слайд 12

Этап патристики общие вопросы Может ли философия являться совместимой с религией?

Этап патристики общие вопросы

Может ли философия являться совместимой с религией?
Проблема: возможно

ли применить философское знание к религиозной вере?
Основной вопрос: следует философию использовать, как «служанку богословия» или следует отбросить любое философствование как занятие ложное?
Слайд 13

варианты ответов

варианты ответов

Слайд 14

Проблема соотношения веры и разума в патристике Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан

Проблема соотношения веры и разума в патристике

Квинт Септимий Флоренс
Тертуллиан
155/156

— 220/240 гг

1. Идея главенства веры над разумом

ВЕРУЮ, ИБО АБСУРДНО!

Сын Божий распят – это не стыдно, ибо достойно стыда;
и умер Сын Божий – это совершенно достоверно, ибо нелепо;
и, погребенный, воскрес – это несомненно, ибо невозможно

Написанного сверху, Я НЕ ГОВОРИЛ!!!

Идея полного отвержения разума была неприемлемой для церкви, так как
без разума систематическое вероучение невозможно

Слайд 15

Формула Августина: желающих учиться великому и сокровенному дверью к этому служит

Формула Августина: желающих учиться великому и сокровенному дверью к этому служит

лишь авторитет

«К изучению наук ведет нас двоякий путь – авторитет и разум.
Итак, хотя авторитет людей добрых представляется полезнее для невежественной толпы, а разум приличнее для ученых, однако так как всякий человек делается образованным из необразованного, а всякий необразованный не может знать того, каким он должен явиться пред людьми учащими, и посредством какой жизни может сделаться способным к учению, то для всех желающих учиться великому и сокровенному дверью к этому служит лишь авторитет…».
(О количестве души, VII).

Слайд 16

Иоанн Скот Эриугена: вера и разум неразделимы. «Истинная философия есть истинная

Иоанн Скот Эриугена: вера и разум неразделимы.

«Истинная философия есть истинная

религия и обратно, истинная религия есть истинная философия».
Разум и авторитет «проистекают из одного и того же источника, а именно, из божественной мудрости»
«Никто не восходит на Небо иначе, чем через философию»
Слайд 17

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ РАЗУМА И ВЕРЫ Ансельм Кентерберийский 1033-1109 верую, чтобы понимать Credo, ut intelligum

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ РАЗУМА И ВЕРЫ

Ансельм Кентерберийский 1033-1109
верую, чтобы понимать

Credo, ut intelligum
Слайд 18

Ансельм Кентерберийский верую, чтобы понимать Credo, ut intelligum Я стремлюсь понять

Ансельм Кентерберийский

верую, чтобы понимать
Credo, ut intelligum
Я стремлюсь понять хоть в

какой-то степени Твою истину, в которую мое сердце верит и которую оно любит…Я не ищу того, чтобы понять, дабы уверовать, но я верю, дабы понять. Ибо я верю также в то, что если бы я не уверовал, то я бы и не понял.
Слайд 19

Петр Абеляр СООТНОШЕНИЯ РАЗУМА И ВЕРЫ Петр Абеляр 1079-1142 понимаю, чтобы

Петр Абеляр СООТНОШЕНИЯ РАЗУМА И ВЕРЫ

Петр Абеляр 1079-1142
понимаю, чтобы верить

(Intelligo ut credam)
Абеляр различает:
Божественный разум
Диалектический разум человека
Обычный разум человека

Петр Абеляр
1079-1142

Слайд 20

П. Абеляр: понимаю, чтобы верить Сомнение – исходный пункт любого исследования.

П. Абеляр: понимаю, чтобы верить

Сомнение – исходный пункт любого

исследования.
Дело ученого – следуя путем разума, перейти от сомнения к истине. Это возможно только при последовательном и правильном применении диалектики (логики).
Диалектический разум вправе сомневаться в Св. Писании.
Но он может понимать христианские истины, которые обычному разуму кажутся абсурдными, например, триединство Бога.
Слайд 21

Аверроэс и латинские аверроисты 1126—1198 1235 - 1282

Аверроэс и латинские аверроисты

1126—1198

1235 - 1282

Слайд 22

Аверроэс Тезис 1. Философия с ее рациональными доказательствами не может противоречить

Аверроэс

Тезис 1. Философия с ее рациональными доказательствами не может противоречить

богооткровенным знаниям, поскольку «истина не противополагает себя истине.
Тезис 2. В случае, когда философские выводы не согласуются с буквальным смыслом священных текстов, необходимо прибегать к аллегорическому толкованию последних.
Тезис 3. Перед простым народом было бы пагубно разглашать содержание аллегорических толкований и вообще философских доктрин.
Слайд 23

Аверроэс Вывод: у Аверроэса истина философии (истина разума) имеет приоритет над

Аверроэс
Вывод: у Аверроэса истина философии (истина разума) имеет приоритет над

религиозной истиной: богооткровенные тексты в случае противоречия истинам разума должны подвергаться аллегорическому толкованию.
У Аверроэса концепция двойственной истины превращается в концепцию, согласно которой истину способна адекватно представить только философия.
Слайд 24

Аверроэс и латинские аверроисты (Сигер Брабантский) 1235 - 1282 ПОНИМАЮ, ЧТОБЫ

Аверроэс и латинские аверроисты (Сигер Брабантский)

1235 - 1282
ПОНИМАЮ, ЧТОБЫ ВЕРИТЬ
Закон

Божий совершенно ясно делает обязательным объяснение природы с помощью разума, благодаря чему мы можем сделать заключение о существовании Бога через Его творение.
Откровение необходимо – для тех, кто не способен рационально мыслить.
Слайд 25

Сигер Брабантский «Нет более возвышенной жизни, чем жизнь философская» «В мире

Сигер Брабантский

«Нет более возвышенной жизни, чем жизнь философская»
«В мире нет мудрости

иной, чем мудрость философов»
«Ни во что нельзя верить, кроме того, что или самоочевидно, или может быть выведено из самоочевидных утверждений»
«Христианское Откровение является препятствием для учености»
«Знание теологии никому не прибавляет знаний ни на йоту»
«Теология зиждется на выдумках»
Из 219 утверждений аверроистов, осужденных церковью в 1277 г.
Слайд 26

Концепция двойственной истины у аверроистов Если выводы философии находятся в противоречии

Концепция двойственной истины у аверроистов

Если выводы философии находятся в противоречии

с Откровением, то следует принять их – как необходимые результаты логического рассуждения.
Поскольку философия независима от религии, постольку возможно противоречие между утверждениями философии и религиозными догмами.
Слайд 27

Фома Аквинский соотношения разума и веры Гармония веры и разума Следует

Фома Аквинский соотношения разума и веры

Гармония веры и разума
Следует пытаться

понять, если возможно понимание.
Там, где понимание невозможно, следует верить

Фома Аквинский
1221-1274

Слайд 28

Вера: основание практики и теории, сила, соединяющая с Богом, одна из

Вера: основание практики
и теории, сила, соединяющая
с Богом, одна из трех


добродетелей (вера, надежда,
любовь). Вера принимает знание без оснований, опираясь на Писание.

Разум: способность к анализу и классификации. Разум
сомневается во всем и ищет
окончательную истину. Разум
принимает лишь очевидное или обоснованное, опираясь на опыт и на логику.

Проблема разума: чувственный опыт часто недостоверен, а логика нуждается в том, чтобы в основание наших силлогизмов были положены достоверные истины. Откуда их взять? Ответ средневековья — из веры. Разум нуждается в вере, так как разум без веры ведет к потере оснований.

Проблема веры — достаточно ли веры, при отсутствии разума? Кажется, что для спасения души, - да. Но вера без разума способна вести к ереси, значит нуждается в нем.

Любая старуха знает больше любого
теолога, ибо любая старуха без
доказательств знает, что душа
бессмертна

Фома Аквинский соотношения разума и веры

Слайд 29

Фома Аквинский соотношения разума и веры Оба метода познания — вера

Фома Аквинский соотношения разума и веры

Оба метода познания — вера и

разум — не исключают, а дополняют друг друга. Оба созданы Богом, ни один из них нельзя отбрасывать. Однако это не означает их равноправия.
Вера принимает истину, прежде всего, истину о существовании Бога-творца, основываясь на чувстве, желании, воле.
Разум же постоянно сомневается в добытых им истинах, ищет доказательств (даже такой истины, как бытие Бога!).
Поэтому вера выше разума; а теология – выше философии.
Слайд 30

Фома Аквинский соотношения разума и веры Истины Откровения, доступные только вере:

Фома Аквинский соотношения разума и веры

Истины Откровения, доступные только вере:
Троичность

Бога, Воплощение Бога, Искупление
Истины Откровения, доступные также и пониманию разума:
существование Бога и его атрибутов
существование человеческой души и ее бессмертие
Слайд 31

Концепция двойственной истины у Фомы Аквината Философия и религия абсолютно различны

Концепция двойственной истины у Фомы Аквината

Философия и религия абсолютно различны по

методу, но лишь частично — по предмету.
Если имеет место противоречие между утверждениями учения религиозного и учения философского, то либо утверждения религии следует признать сверхразумными, либо в обосновании утверждений учения философского следует искать ошибки.
Слайд 32

Дунс Скот : разрушение гармонии веры и разума. Тезис 1: Всемогущество

Дунс Скот : разрушение гармонии веры и разума.

Тезис 1: Всемогущество

Бога, Его необъятность, вездесущность, провидение, справедливость, сострадание – догматы веры, недоступные рациональному доказательству
Тезис 2: догматы веры, не имеют характера истин самоочевидных, а принимаются лишь в силу авторитета их сообщающего.

Дунс Скот
1270-1308

Слайд 33

Дунс Скот : разрушение гармонии веры и разума. В Боге существуют

Дунс Скот : разрушение гармонии веры и разума.

В Боге существуют

два вечных внутренних атрибута: разум и воля — ведение и любовь; первым рождается божественное Слово или Сын, второю изводится Святой Дух, а единое начало обеих есть Бог Отец.
Тезис 3 : Теология есть врачевание духа (Medicina mentis): она основана на вере, имеющей своим прямым предметом не природу Божества, а волю Божию.

Дунс Скот
1270-1308

Слайд 34

Философия Теология Дунс Скот: различие философии и религии

Философия Теология

Дунс Скот: различие философии и религии

Слайд 35

Дунс Скот Вопреки большинству своих предшественников и современников в философии Дунс

Дунс Скот
Вопреки большинству своих предшественников и современников в философии Дунс Скот

понимал индивидуальность не как что‑то привходящее (accidens) к сущности, а как нечто существенное, само по себе (entitas).
Эта неизреченная индивидуальная сущность не есть ни материя, ни форма, ни сложное из обоих, а крайняя реальность всякого существа (haecceitas) – «этость» как некая определенная реальность и таинственность вещи или человека одновременно .
Слайд 36

Дунс Скот: различие философии и религии А) Вера над разумом Б)

Дунс Скот: различие философии и религии
А) Вера над разумом
Б) Интуиция

– над абстракцией
В) Отдельное – над общим
Г) Воля – над мыслью
Но Воля Бога, свободна лишь в выборе возможностей (Идей)
Слайд 37

Вильям Оккам: разрушение гармонии веры и разума. 1288-1349 Тезис 1: Абсолютно

Вильям Оккам: разрушение гармонии веры и разума.

1288-1349

Тезис 1: Абсолютно ничего

из того, что касается Бога, нельзя доказать с помощью естественного разума – даже Его существование.
Тезис 2: Любые теологические суждения – вероятностны. (т.к основаны не на умозаключениях, а на авторитете)
Слайд 38

Уильям Оккам Разум ничего не может понять в делах веры, догматы

Уильям Оккам

Разум ничего не может понять в делах веры, догматы невозможно

осмыслить.
Надо отсечь, как бритвой, все фантастическое и сверхъестественное при объяснении действительности (творения).
Природное (тварное) есть естественное, подвластное разуму и потому вполне познаваемое (принцип «бритвы Оккама»).
Философии принадлежит главная роль в познании мира как творения в целом, природы, нас окружающей во всех ее проявлениях.
Слайд 39

Проблема универсалий: номинализм (В. Оккам) Универсалии реально присутствуют: в познающем уме

Проблема универсалий: номинализм (В. Оккам)

Универсалии реально присутствуют: в познающем уме человека как

наименования вещей.
Только то, что единично и конкретно, может реально существовать
Бритва Оккама
«Non sunt entia multiplicanda praeter necessitatem»
Не нужно множить сущности без необходимости.