Основные черты арабо-мусульманской культуры

Содержание

Слайд 2

План: 1. Основные черты арабо-мусульманской культуры; 2. Арабский язык и арабская культура; 3. Арабские города.

План:

1. Основные черты арабо-мусульманской культуры;
2. Арабский язык и арабская культура;
3. Арабские

города.
Слайд 3

Основные черты арабо-мусульманской культуры В результате арабских завоеваний новая религия вышла

Основные черты арабо-мусульманской культуры

В результате арабских завоеваний новая религия вышла за

пределы Аравийского полуострова и устремилась на восток и на запад.
Слайд 4

Со временем мусульманские завоеватели соединили свою религию с духовными и художественными

Со временем мусульманские завоеватели соединили свою религию с духовными и художественными

ценностями покоренных ими народов и развивали свою собственную культуру. Этот процесс сопровождался активной исламизацией завоеванных народов.
Слайд 5

Христиане, иудеи и зороастрийцы поощрялись к принятию ислама экономически — мусульмане

Христиане, иудеи и зороастрийцы поощрялись к принятию ислама экономически — мусульмане

платили единственный налог­ десятину — ушр, а немусульмане были обязаны выплачивать более тяжелый поземельный налог — харадж (до двух третей урожая) и подушную подать — джизью.
Слайд 6

Жители Сирии, Ирака, Египта, Персии, Испании стали активными участниками создания единой

Жители Сирии, Ирака, Египта, Персии, Испании стали активными участниками создания единой

арабо­мусульманской культуры, которая включила в себя крупные культурные центры Ближнего Востока, где был сконцентрирован тысячелетний опыт городской культуры Шумера, Аккада, Древнего Египта и др. Все культурные ценности, формировавшиеся в ходе тысячелетий различными восточными цивилизациями и эллинизмом, были освоены арабами.
Слайд 7

Арабский язык и арабская культура Языком новой формирующейся культуры с самого

Арабский язык и арабская культура

Языком новой формирующейся культуры с самого начала

стал арабский язык. Поэтому процессы арабизации протекали неразрывно с ходом исламизации.
Слайд 8

Арабский язык был неразрывно связан с Кораном, так как священная книга

Арабский язык был неразрывно связан с Кораном, так как священная книга

мусульман была дана Мухаммеду именно на этом языке. И все мусульмане, независимо от своего происхождения, были обязаны знать, понимать и цитировать Коран на арабском языке.
Слайд 9

Арабский язык в течение неполного века из языка бедуинов Аравии превратился

Арабский язык в течение неполного века из языка бедуинов Аравии превратился

в официальный язык ученых и философов. А воинственные бедуины скоро стали покровителями наук и философии, меценатами, способствующими развитию искусства, и особенно литературы.
Слайд 10

Из городов арабского мира крупнейшими центрами науки и искусства были Багдад,

Из городов арабского мира крупнейшими центрами науки и искусства были Багдад,

Каир, Кордова, Севилья, Гранада. Там жили и работали не только мусульманские ученые, поэты и философы, но и христианские и иудейские, приезжавшие учиться у арабов, отличавшихся в то время веротерпимостью и духом свободы.
Слайд 11

Сочинения античных авторов были переведены на арабский язык. На основе античной

Сочинения античных авторов были переведены на арабский язык. На основе античной

традиции рождается арабская философия, среди крупнейших представителей которой — Аль­Фараби, автор комментариев к сочинениями Аристотеля, философ и врач Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс), который перевел с сирийского и прокомментировал ряд сочинений Аристотеля, и др.
Слайд 12

Аль-Фараби (род: около 870-умер около 950 гг.) философ, математик, теоретик музыки,

Аль-Фараби (род: около 870-умер около 950 гг.)
 философ, математик, теоретик музыки, учёный

Востока. Один из крупнейших представителей средневековой восточной философии. Аль-Фараби — автор комментариев к сочинениям Аристотеля (отсюда его почётное прозвище «Второй учитель») и Платона. Его труды оказали влияние на Ибн Сину, Ибн Баджу, Ибн Туфайля, Ибн Рушда
Слайд 13

Ибн Сина (Авиценна) (род: 970-умер 1037 гг.) учёный, философ и врач,

Ибн Сина (Авиценна)
(род: 970-умер 1037 гг.)
 учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма.

Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274.
Слайд 14

Ибн Рушд (род: 1126-умер 1198 гг.) Автор трудов по логике, аристотелевской

Ибн Рушд (род: 1126-умер 1198 гг.)
Автор трудов по логике, аристотелевской и

исламской философии, богословию, религиозному праву маликитского мазхаба, географии, математике, физике, астрономии, небесной механике, медицине, психологии и политике. Перипатетик, видный представитель восточного аристотелизма, основоположник аверроизма; переводы его трудов на латынь способствовали популяризации Аристотеля в Европе.
Слайд 15

Развиваются математика (арабскими цифрами мы пользуемся и сегодня), оптика, астрономия, химия

Развиваются математика (арабскими цифрами мы пользуемся и сегодня), оптика, астрономия, химия

(алхимия), медицина, география. Работы арабских философов и ученых переводились на Западе особенно активно с XII в., во многом именно они возродили интерес к знаниям в Европе, в отдельных аспектах подготовили Европейское Возрождение.
Слайд 16

Арабские города Очень важным элементом арабо­мусульманского общества и культуры был город,

Арабские города

Очень важным элементом арабо­мусульманского общества и культуры был город, значительно

отличающийся от средневекового европейского города. Точнее, он отличался в классический век арабо­мусульманской культуры, а после XI в., когда нарастали процессы распада, мусульманские города стали похожими на феодальные западноевропейские города того времени, теряя свой первоначальный облик имперских метрополий.
Слайд 17

Слайд 18

Города «золотого века» были средними или большими, так как пустыни и

Города «золотого века» были средними или большими, так как пустыни и

полупустыни, занимающие огромные территории в мусульманских странах, делают удобные для жизни места привлекательными для большого количества людей. Поэтому все, кто не занимался земледелием и кочевым скотоводством, жили в городах.
Слайд 19

В плане это были типично античные города, выстроенные по прямоугольной схеме,

В плане это были типично античные города, выстроенные по прямоугольной схеме,

с двумя главными улицами, пересекавшимися под прямым углом в центре города. В одном из этих главных кварталов находился дворец правителя с соборной мечетью. В других кварталах — частные особняки людей, служащих ему.
Слайд 20

Но классический исламский город был не только политическим, но и экономическим

Но классический исламский город был не только политическим, но и экономическим

центром. Поэтому там был колоннадный проспект, на котором располагались лавки купцов и, конечно, знаменитые базары — их было несколько, так как они были специализированными.
Слайд 21

Обязательной принадлежностью города был дворец правителя — место протекания официальной жизни

Обязательной принадлежностью города был дворец правителя — место протекания официальной жизни

государя с приемами, церемониями. В то же время дворец был и местом частной жизни государя, поскольку там находились покои его и его близких.
Слайд 22

Можно сказать, что дворец был средоточием всего самого совершенного в плане

Можно сказать, что дворец был средоточием всего самого совершенного в плане

как материального комфорта, так и чувственных и духовных утех. Там проходили пиры, на которых музыка и танцы услаждали зрение и слух.
Слайд 23

Там были места для занятия спортом, в том числе верховой ездой.

Там были места для занятия спортом, в том числе верховой ездой.

Там же собирались поэтические кружки, устраивались состязания в красноречии, дискуссии между философами и учеными. Там же хранились настоящие сокровища — ткани, украшения, диковинные животные в зверинцах, дорогие книги. По сути дела, такой дворец был настоящим городом в городе. При этом век таких дворцов был недолог.
Слайд 24

Еще одной неизменной частью исламского города была соборная мечеть, куда в

Еще одной неизменной частью исламского города была соборная мечеть, куда в

пятницу в полдень собирались жители на общую молитву. Первоначально город имел лишь одну соборную мечеть, но по мере роста городов их число также увеличивалось. Так, в X в., в Багдаде было пять соборных мечетей. Помимо них были многочисленные молельни, служившие для дневных молитв.
Слайд 25

Реконструкция города Багдад.

Реконструкция города Багдад.