Патриархальная теория происхождения государства

Содержание

Слайд 2

Суть теории. Суть теории: государство- это продукт разросшейся семьи. Согласно этой

Суть теории.

Суть теории: государство- это продукт разросшейся семьи. Согласно этой теории

люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последствие развитие и разрастание семьи в результате объединения людей, а также увеличение числа семей приводят к образованию государства. Власть государя есть естественное продолжение власти отца, «патриарха» в семье.
Слайд 3

Основные положение патриархальной теории монарх является отцом всего народа; благосостояние общества

Основные положение патриархальной теории

монарх является отцом всего народа;
благосостояние общества невозможно без

королевской (отцовской) заботы;
король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);
власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;
подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.
Слайд 4

Основоположники патриархальной теории происхождения государства Конфуций (551-479 гг. до н.э.) Аристотель

Основоположники патриархальной теории происхождения государства

Конфуций (551-479 гг. до н.э.)

Аристотель (384 -

322 г. до н. э.)

Платон (427–347 гг. до н. э.)

1) Иванников И. А. Теория государства и права:. 2010
2) Ахмеджанова Г.Б., Олжабаев Б.Х. Теория государства и права

Слайд 5

Конфуций (551-479 гг. до н.э.) Он рассматривал государство как большую семью.

Конфуций (551-479 гг. до н.э.)

Он рассматривал государство как большую семью.

Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.

Взгляд на теорию

Ахмеджанова Г.Б., Олжабаев Б.Х. Теория государства и права

Слайд 6

Платон (427–347 гг. до н. э.) Взгляд на теорию В каждом

Платон (427–347 гг. до н. э.)

Взгляд на теорию

В каждом семействе

был свой старший отец семейства. Власть отца с разрастанием семьи эволюционировала во власть царскую. Объединившись в сообщества, они имели свои собственные законы семей, родов (отцовское право). Затем люди должны были сообща избрать некоторых лиц из своей среды, чтобы те рассмотрели все законы и выбрали лучших для совета предводителей и вождей народа, которые играли роль царей.

Иванников И. А. Теория государства и права:. 2010

Слайд 7

Аристотель (384 - 322 г. до н. э.) Взгляд на теорию

Аристотель (384 - 322 г. до н. э.)

Взгляд на теорию

Исходил

из того, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.

Ахмеджанова Г.Б., Олжабаев Б.Х. Теория государства и права

Слайд 8

Сторонником патриархальной теории Р. Филмер (1604 – 1653 гг.) Н. Михайловский

Сторонником патриархальной теории

Р. Филмер
(1604 – 1653 гг.)

Н. Михайловский
(1842 -

1904 гг.).

О. Ю. Винниченко В. И. Попов. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. 2010

Слайд 9

Р. Филмер (1604 – 1653 гг.) В своей работе «Патриархия, или

Р. Филмер (1604 – 1653 гг.)

В своей работе «Патриархия, или

защита естественного права королей» обосновывал существование в Англии неограниченной власти монарха (абсолютизма). В частности, он утверждал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином. Затем Адам передал эту власть своему старшему сыну - патриарху, а тот - своим потомкам - королям. 

Вклад в теорию

 В.Г. Беспалько. КУРС: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. 2010

Слайд 10

Н. Михайловский (1842 - 1904 гг.). Считал, что древнейший тип государственной

Н. Михайловский (1842 - 1904 гг.).

Считал, что древнейший тип государственной

власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории в нашей стране укоренилась  традиция веры в "отца народа", хорошего царя, вождя, безупречного лидера. По своей же сути такая традиция антидемократична, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.  Традиции патернализма живы и сегодня. Нередко государственного деятеля вольно или невольно уподобляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды, считают безальтернативным спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерно широкими полномочиями, игнорируя при этом объективную оценку его действий.

Теория государства и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1993.,

Вклад в теорию

Слайд 11

Плюсы патриархальной теории Способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти; Культивирует

Плюсы патриархальной теории

Способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти;
Культивирует дух родства,

братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).
Теория справедливо обращает внимание на взаимосвязь «государства» и «семьи»;
Позволяет установить в обществе порядок как результат подчинения «воле отца»;
Поддерживает веру людей в нерушимость мира;
Раскрывает роль главы государства, на которую претендует человек, обладающий большим опытом.

В.Г. Беспалько. КУРС: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. 2010

Слайд 12

Минусы патриархальной теории Не позволяет раскрыть процесс возникновения государства во всех

Минусы патриархальной теории

Не позволяет раскрыть процесс возникновения государства во всех частях

мира;
Не объясняет, что если государство - единая семья, то почему происходит война?
Не объясняет жесткость законов.

В.Г. Беспалько. КУРС: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. 2010

Слайд 13

Недостатки теории Прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца.

Недостатки теории

Прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому

противоречат следующие факты:
в семье существуют действительные родственные связи, в то время как весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родст-венниками;
монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа; монарх не является родственником подавляюще го большинства населения; зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имеет кровнородственной связи с управляемым государством; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат прину-ждения);
вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи еще и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытнообщинного строя.

В.Г. Беспалько. КУРС: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. 2010

Слайд 14

Оценка теории Прежде всего надо отметить, что в ней правильно обращается

Оценка теории

Прежде всего надо отметить, что в ней правильно обращается

внимание на то, что такие понятия как «семья» и «государство» взаимосвязаны и что связь между государством и семьей не только долго не утрачивается после перехода в государственное состояние, но существует и поныне. Указывается на то, что вождь, правитель продолжает и в новом качестве быть отцом своих детей, да и к подданным относиться не как к чужим, а как к своим детям.
  Исторической наукой установлено, что патриархальная семья возникла из рода (общины) как результат его деления. Практически она появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. Ну и конечно, авторов этой теории и особенно ее продолжателей обвиняют в том, что они с помощью этой теории оправдывают монархическую власть и тем самым стараются задушить всякую инициативу народа в управлении делами общества.

В.Г. Беспалько. КУРС: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. 2010

Слайд 15

Заключение Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной

Заключение

Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи.

Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха. Зародилась эта теория в Греции, обоснование получила первоначально в трудах Аристотеля, но своё развитие нашла в XVII векев сочинениях англичанина Фильмера “Патриарх”. Он доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он, в свою очередь, получил свою власть от бога. Адам был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама и унаследовали от него свою власть. 

В.Г. Беспалько. КУРС: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. 2010

Слайд 16

В Китае эту теорию развивал Конфуций. Он рассматривал государство как большую

В Китае эту теорию развивал Конфуций. Он рассматривал государство как большую

семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.
В России последователем патриархальной теории был русский социолог Н. Михайловский. Позитивным в патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности Н. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.
В Древней Греции было очень важно эффективно организовать свое производство и умело построить отношения с соседями по региону. Занимались этим, старейшины, главы советов старейшин, затем вожди, которые, по мере увеличения населения, становились царями.

В.Г. Беспалько. КУРС: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. 2010