Постмодернизм и его альтернативы

Содержание

Слайд 2

Постмодернизм Постмодерни́зм (фр. postmodernisme — после модернизма) — понятие, отражающее структурно

Постмодернизм

Постмодерни́зм (фр. postmodernisme — после модернизма) — понятие, отражающее структурно сходные явления

в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века и начала XXI века.
Особую роль в этом процессе сыграло появление в 1979 г. книги "Состояние постмодерна" французского философа Ж. Ф. Лиотара, где многие черты постмодернизма впервые предстали в обобщенном виде. Книга вызвала оживленные споры, которые помогли постмодернизму получить окончательное признание.
Слайд 3

Постмодернизм изначально являлся критикой структурализма — течения, ориентированного на анализ формальной

Постмодернизм изначально являлся критикой структурализма — течения, ориентированного на анализ формальной

структуры социальных и культурных явлений. По мнению структуралистов, смысл любого знака (слова в языке, обычая в культуре) зависит не от человека и не от предметов реального мира, а от связей этого знака с другими знаками. При этом смысл раскрывается в противопоставлении одного знака другому. Структурализм в философии сменяется постструктурализмом, который стал теоретической основой для идей постмодернизма.
Слайд 4

В постмодернизме язык обладает такими свойствами: Власть языка над культурой и

В постмодернизме язык обладает такими свойствами:

Власть языка над культурой и субъектом.

Язык, рождая новые смыслы, формирует субъекта, определяет способ и содержание человеческого мышления.

Активность, способность порождать смыслы, а не пассивно отражать мир. Таким образом, смысл не предшествует языку, а наоборот непрерывно производится языком.

Функционирование («порождение») языка происходит бессознательно и др.

Порождение и восприятие текста всегда есть игра (без цели, без центра, т.е. основной идеи, без предсказуемости и т.п.).

Слайд 5

Основные категории постмодернистской философии: Деконструкция. Термин введен Жаком Деррида (род. 1930).

Основные категории постмодернистской философии:

Деконструкция. Термин введен Жаком Деррида (род. 1930).

Деконструкция — это сложный процесс, направленный на преодоление таких стереотипов. По мнению Деррида, в мире нет ничего жестко зафиксированного, все можно деконструировать, т.е. интерпретировать по-новому, показать противоречивость и зыбкость того, что казалось истиной.

. Децентрация (текста). В тексте отсутствует центральная объединяющая идея или автор как центр произведения. Текст бессистемен, «неуловим», нелогичен, опять же ассоциативен. В искусстве это проявляется как эклектичность, коллажность, бессюжетность, фрагментарность. Всё это тоже является выражением абсурдности и «безыдейности» нашей жизни и культуры.

Слайд 6

«Смерть автора» и «смерть субъекта». Эти понятия фиксируют идею самодвижения текста

«Смерть автора» и «смерть субъекта». Эти понятия фиксируют идею самодвижения текста

как самодостаточной процедуры смыслопорождения. Язык («письмо») убивает автора в том смысле, что текст подчиняет автора себе и развивается «сам по себе», рождает новые смыслы, ведет за собой автора. В тексте отсутствует авторское мнение, авторская позицияКаждое прочтение текста всегда является его интерпретацией. Автор становится скриптором – просто носителем языка, а не активным его субъектом. Автор, Читатель и Текст растворяются в едином вербально-дискурсивном пространстве.
Слайд 7

Ж. Деррида: Деконструкция Деррида в своих работах выступал против логоцентризма —

Ж. Деррида: Деконструкция

Деррида в своих работах выступал против логоцентризма — представления о том,

что в реальности все подчинено строгим логическим законам, а бытие содержит некую «истину», которую способна раскрыть философия. На самом деле стремление объяснять все при помощи плоского детерминизма только ограничивает и обедняет наше понимание мира.
Слайд 8

М. Фуко: Знание и власть Одним из мощных идеологических инструментов, согласно

М. Фуко: Знание и власть

Одним из мощных идеологических инструментов, согласно Фуко,

является представление о субъекте. На деле субъект — иллюзия. Сознание человека формируется культурой: все, что он может сказать, навязано его родителями, окружением, телевидением, наукой и т.д. Человек все менее самостоятелен и все больше зависим от разных дискурсов. В современности можно говорить о смерти субъекта.
Слайд 9

Ж. Ф. Лиотар: Закат метанарраций Метарассказами (или метанаррациями) Лиотар называл любые

Ж. Ф. Лиотар: Закат метанарраций

Метарассказами (или метанаррациями) Лиотар называл любые универсальные системы знания,

при помощи которых люди пытаются объяснить мир. К ним можно отнести религию, науку, искусство, историю и т.д. Самыми влиятельными метарассказами Нового времени Лиотар считал идеи об общественном прогрессе, всепобеждающей роли науки и т.д. Постмодернизм - время заката метарассказов. 
Слайд 10

Р. Рорти: Случайность, ирония, солидарность Американский философ Р. Рорти полагает, что

Р. Рорти: Случайность, ирония, солидарность

Американский философ Р. Рорти полагает, что одним из таких

метарассказов является и философия, точнее традиционная теория познания, направленная на поиск истины. Рорти пишет, что философия нуждается в терапии: ее нужно лечить от претензий на истину, поскольку эта претензия бессмысленна и вредна. Цель философии — не в поиске истины и оснований, а в поддержании разговора, коммуникации различных людей. Она должна отойти от научности и стать больше похожей на литературную критику или даже на художественную литературу.