Ричард Рорти Историография философии: четыре жанра (1984)

Содержание

Слайд 2

«Историография философии: четыре жанра» (1984) В статье дается разбор четырех основных

«Историография философии: четыре жанра» (1984)

В статье дается разбор четырех основных «жанров»,

или методологических канонов, историографии, бытующих в современной философии.
рациональная реконструкция,
историческая реконструкция,
доксография
история духа.
Каждый из названных жанров имеет свои особенности и может, по мнению Рорти, с большим или меньшим успехом (в зависимости от намерений и мастерства исследователя) применяться в истории философии.
Слайд 3

Рациональная реконструкция Представляет собой метод изучения и интерпретации философских концепций прошлого

Рациональная реконструкция

Представляет собой метод изучения и интерпретации философских концепций прошлого в

терминах более поздней (современной исследователю) философии.
Слайд 4

Историки-презентисты, реконструирующие учения мыслителей предшествующих эпох рациональным способом, делают это «в

Историки-презентисты, реконструирующие учения мыслителей предшествующих эпох рациональным способом, делают это «в

надежде на то, что им удастся представить великих философов прошлого своими современниками, коллегами и партнерами по разговору, с которыми можно свободно обмениваться мнениями и аргументами»
Слайд 5

Мало волнует историческая правдивость и «достоверность» воспроизведения материала В результате смысл

Мало волнует историческая правдивость и «достоверность» воспроизведения материала
В результате смысл исследуемого

текста (намеренно или неосознанно) искажается, подгоняется под якобы «вне-(транс-)историческую» (Крюгер) проблематику текущих философских дебатов.
Слайд 6

Рациональные реконструкторы главным образом озабочены тем, чтобы сформулировать и обосновать свою

Рациональные реконструкторы главным образом озабочены тем, чтобы сформулировать и обосновать свою

собственную позицию; их мало волнует историческая правдивость и «достоверность» воспроизведения материала; они избавлены от «ложного пиетета» перед великими учеными и философами, властителями умов минувших эпох.
Слайд 7

догадок и приближений к тому, что признается за «объективную истину» Интеллектуальное

догадок и приближений к тому, что признается за «объективную истину»

Интеллектуальное прошлое

изображается ими в виде истории предвосхищений, осторожных подступов, догадок и приближений к тому, что признается за «объективную истину» современными профессорами философии.
Слайд 8

Их историко-философские повествования «напоминают рассказы о путешественниках, которые могли бы открыть

Их историко-философские повествования «напоминают рассказы о путешественниках, которые могли бы открыть

Америку, если бы проплыли чуть дальше, вместо того чтобы остановиться на полпути»
Слайд 9

Ярким примером Ярким примером таких повествований, выдержанных в жанре рациональной ре-

Ярким примером

Ярким примером таких повествований, выдержанных в жанре рациональной ре- конструкции,

могут служить, по мнению Рорти, исследования П.Стросона (о Канте), А.Айера и Дж.Беннета (о британском эмпиризме), М.Даммита (о Фреге).
Слайд 10

Историческая реконструкция Второй жанр историографии в классификации Рорти – историческая реконструкция

Историческая реконструкция

Второй жанр историографии в классификации Рорти – историческая реконструкция –

не пересекается с реконструкцией рациональной и не отменяет ее, а по-своему дополняет. Исследователи, работающие в этом жанре, видят свою задачу в обеспечении максимальной «аутентичности» историко-философской реконструкции и стремятся всячески избежать анахронизма.
Слайд 11

Они предпочитают «описывать предшественников в их собственных терминах», ошибки и заблуждения

Они предпочитают «описывать предшественников в их собственных терминах», ошибки и заблуждения

древних мыслителей в контексте возникновения их учений представляя менее случайными и абсурдными.
Слайд 12

«Архаизировать» образ мыслей (mentalité) философов- современников В отличие от исследований в

«Архаизировать» образ мыслей (mentalité) философов- современников

В отличие от исследований в жанре

рациональной реконструкции, направленных на то, чтобы «осовременить прошлое», исторические реконструкции преследуют целью, если можно так выразиться, «архаизировать» образ мыслей (mentalité) философов- современников.
Слайд 13

РОРТИ о Исторической реконструкции «В ряде случаев, – пишет Рорти, –

РОРТИ о Исторической реконструкции

«В ряде случаев, – пишет Рорти, – бывает

полезно и целесообразно… воссоздать интеллектуальную ауру, в которой предшествующие философы и ученые жили своей жизнью, воспроизвести разговоры (реальные или вымышленные), которые они вели (или могли бы вести), мысли, которыми обменивались с современниками.
Слайд 14

Полезно иметь представление о том, как, о чем и почему говорили

Полезно иметь представление о том, как, о чем и почему говорили

люди, жившие до нас и не знавшие всего того, что известно нам… Приобретение и усвоение этого исторического знания, – поясняет далее Рорти, – совпадает с вытеснением из активной памяти ученого его собственного, более развитого знания»
Слайд 15

удерживают от повторения старых ошибок, от «изобретения философских велосипедов» Исторические реконструкции

удерживают от повторения старых ошибок, от «изобретения философских велосипедов»

Исторические реконструкции –

«объяснительные» (explanatory) нарративы, в терминологии П.Мунца, – предполагают более углубленное и скрупулезное изучение философии прошлого; в отличие от рациональных реконструкций, всегда замкнутых на современной проблематике («интерпретативных» (interpretative) нарративов), такие работы способствуют расширению профессионального кругозора философов и удерживают от повторения старых ошибок, от «изобретения философских велосипедов». Образцом исторической реконструкции является книга Дж.Данна о Локке; Рорти также упоминает работы Г.Слуги и Дж.Б.Шнеевинда
Слайд 16

Помочь философу «обрести себя» Знание прошлого, доказывают историки, необходимо для лучшего

Помочь философу «обрести себя»

Знание прошлого, доказывают историки, необходимо для лучшего понимания

настоящего, для нашего самопознания (Тейлор) – адекватного (более полного и глубокого, очищенного от «поздних» интеллектуальных иллюзий и комплексов) понимания самих себя (Кэмпбелл); философ не может оставаться «пленником настоящего» (Макинтайр); задача историка – помочь философу «обрести себя» (Йолтон); «философия без истории философии была бы глуха, слепа и нема» (Селларс)
Слайд 17

В разные исторические эпохи люди, называвшиеся философами, придерживались разных представлений о

В разные исторические эпохи люди, называвшиеся философами, придерживались разных представлений о

предмете и сущности философии как дисциплины

Презентисты как будто не замечают этого; они полагают, что существует только одна философия, история которой заканчивается (или начинается, если прошлое считать предысторией настоящей философии) в наше время. Критики же рационально-реконструктивных проектов, напротив, высказывают сомнение, вправе ли мы вообще говорить об истории (в единственном, а не множественном числе) и прогрессе философии как «естественном виде» знания

Слайд 18

Исследователь не в состоянии «вы-прыгнуть из собственной кожи» В любом историко-философском

Исследователь не в состоянии «вы-прыгнуть из собственной кожи»

В любом историко-философском исследовании

неизбежно присутствуют элементы рациональной реконструкции: исследователь не в состоянии «вы- прыгнуть из собственной кожи»
Слайд 19

историк науки руководствуется своим пониманием научной корректности, оценивая, какие вопросы, занимавшие

историк науки руководствуется своим пониманием научной корректности, оценивая, какие вопросы, занимавшие

Аристотеля или Парацельса, все еще значимы, а какие утратили актуальность»
Слайд 20

Нечто большее, чем участие в ритуалах, смысл которых остается для нас

Нечто большее, чем участие в ритуалах, смысл которых остается для нас

неопре-деленным»

«Минимальное понимание» (minimal sort of understanding), конечно, возможно и без рациональной реконструкции, однако с философской точки зрения оно будет совершенно бессодержательным и пустым, – подобным тому «пониманию», которое возникает при обмене вежливыми приветствиями с иностранцами, когда мы оказываемся неспособными перевести их слова на наш язык. «Перевод необходим, если “понимание” означает нечто большее, чем участие в ритуалах, смысл которых остается для нас неопределенным»

Слайд 21

История духа – формирование канона Третьим жанром историографии, согласно классификации Рорти,

История духа – формирование канона

Третьим жанром историографии, согласно классификации Рорти, является

Geistesgeschichte – история духа. Парадигмальные представители этого жанра – Гегель и Маркс, а в ХХ веке М.Хайдеггер, Г.Рейхенбах, М.Фуко, Г.Блуменберг и А.Макинтайр.
Историки духа исследуют философскую проблематику в целостности, in toto: их интересует постановка проблем, а не различные варианты частных решений. Здесь все внимание уделяется происхождению и генеалогии мысли: почему такой-то философ рассматривал такую-то проблему как фундаментальную? как сложилось, что рассматриваемый вопрос (именно этот, а не другой) приобрел в определенное время интерес для философов? почему одна тема считается важной и значимой, другая
Слайд 22

преимущество перед рациональной и исторической реконструкциями: Geistesgeschichte дает ясное представление об

преимущество перед рациональной и исторической реконструкциями: Geistesgeschichte дает ясное представление об

исторической изменчивости философской проблематики и описывает философию в ее развитии

Одно важное преимущество перед рациональной и исторической реконструкциями: Geistesgeschichte дает ясное представление об исторической изменчивости философской проблематики и описывает философию в ее развитии.

Слайд 23

В отличие от рациональной реконструкции и истории науки, третий жанр чувствителен

В отличие от рациональной реконструкции и истории науки, третий жанр чувствителен

к анахронизму, ведь для историка духа вполне очевидно, что ответ на сакраментальный вопрос: «кто является парадигмальным философом?» – не вытекает с необходимостью из практики и контекста современного философствования.