Тема Родины в лирике Есенина

Содержание

Слайд 2

Тема Родины в лирике Есенина Русская деревня, природа средней полосы России,

Тема Родины в лирике Есенина

Русская деревня, природа средней полосы России,

устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант.
Слайд 3

Народные истоки Пейзажная лирика Философские размышления о судьбе Родины

Народные истоки

Пейзажная лирика

Философские размышления о судьбе Родины

Слайд 4

С. Есенин родился и вырос в Рязанской губернии, в селе Константиново,

С. Есенин родился и вырос в Рязанской губернии, в селе Константиново,

в крестьянской семье

«Я рос в атмосфере
народной поэзии»,-
вспоминает он. Поэтическая
речь Есенина развивалась
в духе народных традиций.

Слайд 5

Народные истоки Мир народной жизни во всех её проявлениях открывается нам,

Народные истоки

Мир народной жизни во всех её проявлениях открывается нам, когда

мы читаем Есенина. И благодаря поэту мы словно погружаемся в чудесное состояние праздника.
Чуткая, восприимчивая душа откликалась на всё, что окружало, наполняясь тихой песней, веками создаваемой народом, песней, в которой русский человек привык высказывать свою радость и печаль, которая была и его познанием, и его слиянием с ним. Потому становится есенинская лирика песней, что рождена народной фольклорной традицией, одухотворявшей природу, наделявшей её человеческими чертами, человеческими тревогами и болями, надеждами и радостями
Слайд 6

Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина. Основы

Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина.

Основы

поэтики Есенина – народные, в ней намного сильнее влияние традиционного русского фольклора.
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
Сердце-вещун, мать –голубица, сокол-ветер, берёзка-невеста, месяц-ягнёнок, девица-вьюга – вот далеко не полный перечень излюбленных тропов поэта, попавших к нему из лаборатории народного творчества
Слайд 7

Природа в лирике С.Есенина Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и

Природа в лирике С.Есенина

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В

поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, —
Я одурманен весной.

Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено цели — дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы:

Слайд 8

Тема Родины в раннем творчестве Своеобразным символом России стала береза; Россия

Тема Родины в раннем творчестве

Своеобразным символом России стала береза;
Россия –

бескрайние просторы, огромные поля и луга, «бесконечные дороги», шири степных раздолий, сини озер,седые вербы. Он создаёт зримые образы заросшего пруда, поля, белого сада. Синий цвет- символ свободы; возвышение роли России до небес; золотой- золотые купола, рожь, бескрайние поля.
Слайд 9

"Я покинул родимый дом" Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь.

"Я покинул родимый дом"
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды

березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
1918
Слайд 10

Анализ стихотворения - Каким настроением окрашено стихотворение? - Что мы представляем,

Анализ стихотворения

- Каким настроением окрашено стихотворение? - Что мы представляем, когда читаем

эти строки? - Какой образ в конце стихотворения?
Слайд 11

Клён – хранитель родного очага.

Клён – хранитель родного очага.

Слайд 12

Пейзажная лирика

Пейзажная лирика

Слайд 13

Особенности изображения природы в поэзии Есенина Строй сравнений, образов, метафор, всех

Особенности изображения природы в поэзии Есенина

Строй сравнений, образов, метафор, всех

словесных средств взят из крестьянской жизни, родной и понятной.
Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба
И с хрустом мысленно кусаю огурцы,
За ровной гладью вздрогнувшее небо
Выводит облако из стойла под уздцы.
Здесь даже мельница - бревенчатая птица
С крылом единственным - стоит, глаза смежив.
Слайд 14

Использование цветописи в лирике Есенина В стихах Есенина разнообразны оттенки красного

Использование цветописи в лирике Есенина

В стихах Есенина разнообразны оттенки красного

цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки жёлтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зелёного цвета, синего и голубого. Есть и белый, и чёрный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки

«Красный костёр окровил таганы/ В хворосте белые веки луны… Оловом светится лужная голь…/Грустная песня, ты- русская боль.»(«Чёрная, потом пропахшая выть!»)
«Задремали звёзды золотые/ Задрожало зеркало затона/
Брезжит свет на заводи речные/ И румянит сетку небосклона» («С добрым утром!»)

Слайд 15

Любимые цвета поэта — синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают

Любимые цвета поэта — синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают

ощущение необъятности просторов России…

Природа у Есенина — не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории.

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Слайд 16

Природа в его стихах, как и в народном творчестве, чувствует по-человечески,

Природа в его стихах, как и в народном творчестве, чувствует по-человечески,

а человек ощущает себя деревом, травой, рекой, лугом.

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.

Слайд 17

Использование звукописи в пейзажной лирике Звуковое изображение часто встречается в стихах

Использование звукописи в пейзажной лирике

Звуковое изображение часто встречается в стихах

Есенина:
«Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поёт зима, аукает,/ Мохнатый лес баюкает/ Стозвоном сосняка»; «Я хотел бы затеряться /В зеленях твоих стозвонных».
В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и песня, и множество других звуковых образов
Слайд 18

Лирика в годы революции и в послереволюционное время. Появляются грустные тона

Лирика в годы революции и в послереволюционное время.

Появляются грустные тона

в описании природы: «стынет поле в тоске волоокой», «дождик мокрый», «печаль полей» ;
Тяжелая, нищая, отсталая жизнь деревни с ее ветхими, сиротливо прячущимися избами, заброшенными церквушками. В стихах Есенина преобладает тихая, «плакучая дума», возникают унылые, тусклые пейзажи;
Конечно, не все радует взор поэта в старой деревенской Руси, но она гораздо ближе Есенину, чем новая
индустриальная Россия.
Слайд 19

Лирика последних лет жизни 1924-1925 годы отмечены удивительной творческой активностью С.

Лирика последних лет жизни

1924-1925 годы отмечены удивительной творческой активностью С.

Есенина, которая подтверждала готовность жить и творить, хотя жизнь порой ставила почти в безвыходное положение. Поэт остро чувствует и переживает тяжёлое для народа и Родины время, поэтому стихи, написанные в этот период, отличаются глубоким философским смыслом
Слайд 20

Исповедальность лирики последних лет Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом

Исповедальность лирики последних лет

Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в

последние годы, явно или подспудно свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая...»
(1924 г.), где пронзительно
звучат характерные для всего
творчества Есенина мотивы
странничества, кратковременности
пребывания человека на земле…