Содержание
- 2. Возникновение русской философии и ее основной вопрос Вопрос о пути развития России возник вследствие осмысления обществом
- 3. Предпосылки возникновения основного вопроса русской философии В общественном мировоззрении достигло осознание столкновение двух культурных традиций, восходивших
- 4. Концепция «Москва – третий Рим» Суть концепции заключалась в том, что Москва (Россия) является единственным является
- 5. Концепция «Прорубание окна в Европу» Суть концепции заключается в том, что причины снижения влияния России в
- 6. Славянофилы и западники А. С. Хомяков И. В. Киреевский И. С. Аксаков К. С. Аксаков Н.
- 7. Взгляды славянофилов и западников ОБЩЕЕ И те и другие не принимали современную им российскую действительность: военно-полицейское
- 8. Генезис русской идеи Специфика русской культуры Миссия русского народа Русская идея
- 9. Учение А. С. Хомякова В своем учение философ противопоставляет два образа и стиля мышления: иранство и
- 10. Споры о соборности Согласно одной из существующих точек зрения сама концепция соборности является осмыслением в религиозном
- 11. «Религиозность» русского человека Многие отечественные и зарубежные мыслители отмечали, что русской культуре присуща «религиозность». Об этом
- 22. Скачать презентацию
Возникновение русской философии и ее основной вопрос
Вопрос о пути развития России
Возникновение русской философии и ее основной вопрос
Вопрос о пути развития России
Вопрос состоял в том, существует ли собственный, специфический для России уникальный путь развития, или она просто «отстала» в развитии от ведущих европейских держав.
Собственно говоря, с момента философской постановки этого вопроса и можно говорить о возникновении русской философии как таковой.
Предпосылки возникновения основного вопроса русской философии
В общественном мировоззрении достигло осознание столкновение
Предпосылки возникновения основного вопроса русской философии
В общественном мировоззрении достигло осознание столкновение
Иван III (1440-1505)
Петр I (1672-1725)
Концепция «Москва – третий Рим»
Суть концепции заключалась в том, что Москва
Концепция «Москва – третий Рим»
Суть концепции заключалась в том, что Москва
Эта концепция противопоставляла Русскую цивилизацию всему остальному миру, как еретическому, подчеркивая ее особый путь.
Концепция «Прорубание окна в Европу»
Суть концепции заключается в том, что причины
Концепция «Прорубание окна в Европу»
Суть концепции заключается в том, что причины
Эта концепция подчеркивала безальтернативность европейской цивилизации и принадлежность к ней России.
Славянофилы и западники
А. С. Хомяков
И. В. Киреевский
И. С. Аксаков
К. С. Аксаков
Н.
Славянофилы и западники
А. С. Хомяков
И. В. Киреевский
И. С. Аксаков
К. С. Аксаков
Н.
А. И. Герцен
П. Я. Чаадаев
В. Г. Белинский
Взгляды славянофилов и западников
ОБЩЕЕ
И те и другие не принимали современную им
Взгляды славянофилов и западников
ОБЩЕЕ
И те и другие не принимали современную им
РАЗЛИЧИЯ
По разному понимали причины существующего негативного положения и путь выхода из сложившейся ситуации.
Славянофилы видели причину проблем в реформах Петра I, свернувшего с естественного пути развития страны и разрушившего традиционный уклад русской жизни. Идеалом для них служила Московская (допетровская) Русь.
Западники видели причину проблем в отсталости русской жизни, лишь поверхностно преобразованной Петром I. Они призывали к продолжению заимствования современных им форм европейской жизни.
При этом и славянофилы не полностью отвергали весь без исключения европейский опыт, и западники не все принимали в нем. Идеалом западников скорее был «улучшенный запад», например, А. И. Герцен подвергал европейскую жизнь серьезной критике.
Генезис русской идеи
Специфика русской культуры
Миссия русского народа
Русская идея
Генезис русской идеи
Специфика русской культуры
Миссия русского народа
Русская идея
Учение А. С. Хомякова
В своем учение философ противопоставляет два образа и
Учение А. С. Хомякова
В своем учение философ противопоставляет два образа и
Выражением кушитства является и рационализм, который практически вытеснил иранство везде, кроме Израиля, к моменту возникновения христианства. В христианстве иранское начало возродилось, но его сохранение всегда связано с противоборством наступающему кушитству (рационализму), победившему в Европе.
Отличительной чертой русской духовной жизни является соборность.
По сути дела речь идет об особой форме социальной солидарности, объединенных рамками единой веры людей, которые именно за счет своего мистического воцерковленного единства становятся обладателями высшей истины.
Вот интерпретация мысли А. С. Хомякова: «Философ особо подчеркивает, что церковные догматы недоступны мысли, находящейся в уединении. Они открываются лишь духовному единству христианского общества, то есть принимаются соборным сознанием и являются его свидетельством» (А. Ф. Пестрецов).
Споры о соборности
Согласно одной из существующих точек зрения сама концепция соборности
Споры о соборности
Согласно одной из существующих точек зрения сама концепция соборности
Другая точка зрения, озвученная рядом религиозных мыслителей, рассматривает и русскую общину и коммуну, как своеобразное «извращение» соборности, лишенное его духовного начала. Г. В. Флоровский видит в коммуне «заблудившуюся жажду соборности».
В месте с тем, обе стороны признают связь между коллективизмом коммунистического общества, русской общиной и соборностью, даже если одна из них и считает первые две «заземлением» третьей.
«Религиозность» русского человека
Многие отечественные и зарубежные мыслители отмечали, что русской культуре
«Религиозность» русского человека
Многие отечественные и зарубежные мыслители отмечали, что русской культуре
Е. Н. Трубецкой говорил об аберрации релииозного сознания русской интеллигенции, проявляющегося в ее фанатичном увлечении разного рода утопическими учениями., ибо русский интеллигент не может без идолов и делает их из всего на свете.
Н. А. Бердяев рассматривал русский коммунизм как религиозное явление. В его понимании уже нигилизм был вывернутой наизнанку, безблагодатной аскезой.
С ним соглашается американец Дж. Кейнс, утверждавший, что ленинизм – это синтез религии и бизнеса.
С. Г. Кара-Мурза усматривает религиозность в диссидентской борьбе против советской власти.
Иными словами, речь идет скорее о форме, чем о содержании религиозности, о специфическим восприятии мира, предельно фундированом идеалами и оторванном от реальной действительности.
Отсюда вытекает и мессианизм, находящий свое воплощение в самых разных идейных конструкциях, и в этом отношении религиозный мессианизм последнего сохранившегося государства с истинной верой, наследника иранской религиозности и мессианизм первой в мире страны победившего пролетариата – разные содержания одной формы.
И в этом отношении даже идейно противоположные в религиозном плане представления о миссии русского народа Н. Я. Данилевского и В. С. Соловьева лежат в одном русле.