Современная западная философия. Американский прагматизм

Содержание

Слайд 2

Американский прагматизм

Американский прагматизм

Слайд 3

Прагматизм — философское течение, базирующееся на практике, как критерии истины и смысловой значимости.

Прагматизм — философское течение, базирующееся на практике, как критерии истины и

смысловой значимости.
Слайд 4

Ч. Пирс (1839- 1914 г.) Принцип прагматизма - смысл суждения заключается

Ч. Пирс (1839- 1914 г.)

Принцип прагматизма - смысл суждения заключается в его

логических (или физических) последствиях.
"Логическое рассуждение добротно, когда оно таково, что дает правильный вывод из верных - и никак иначе”
Слайд 5

У. Джеймс (1842-1910г.) Философ ищет такой мир, который подходил бы к

У. Джеймс (1842-1910г.)

Философ ищет такой мир, который подходил бы к

его темпераменту, и поэтому верит в любую соответственную картину мира. Темперамент влияет на ход мыслей философа несравненно сильнее, чем любая из его безукоризненно объективных предпосылок.
Слайд 6

Д. Дьюи (1859-1952г.) Основная задача философии не в том, чтобы, «правильно

Д. Дьюи (1859-1952г.)

Основная задача философии не в том, чтобы, «правильно используя

опыт, добиваться единичных целей, а в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, систематически совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни
Слайд 7

Фрейдизм Фрейдизм — направление в глубинной психологии, названное по имени австрийского

Фрейдизм

Фрейдизм  — направление в глубинной психологии, названное по имени австрийского психолога

З. Фрейда . Фрейдизм является первым и одним из наиболее влиятельных направлений в психоанализе .
Слайд 8

Зигмунд Фрейд (1856 – 1939г.) австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель

Зигмунд Фрейд (1856 – 1939г.)

австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической

школы, терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.
Слайд 9

Психоана́лиз (нем Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX —

Психоана́лиз (нем Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским

неврологом Зигмундом Фрейдом а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории
Слайд 10

модель психического аппарата Сознание — это одна из форм, в которой

модель психического аппарата

Сознание — это одна из форм, в которой объективная

действительность отражается в психике человека.
Сознание -часть психики, осознаваемая индивидом — определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное сферу.

Бессознательное или неосознава́емое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективныйконтроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания.

Слайд 11

Либидо Либидо (лат. libido — похоть, влечение, желание, страсть, стремление) —

Либидо

Либидо (лат. libido — похоть, влечение, желание, страсть, стремление) — одно из

основных понятий психоанализа, разработанных Фрейдом. Оно обозначает сексуальное желание или половой инстинкт. Этот термин необходим для описания разнообразных проявлений сексуальности. Фрейд приравнял либидо к Эросу Платона и определил его как энергию влечения ко всему тому, что охватывается словом «любовь»: половая любовь, себялюбие (нарциссизм), любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие и т. д. Термин «либидо» используется Фрейдом при объяснении причин возникновения психических расстройств, невроза, и также для описания хода психического развития нормального человека, его научной и художественной деятельности, сублимации.
Слайд 12

Основные положения психоанализа заключаются в следующем: человеческое поведение, опыт и познание

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

человеческое поведение, опыт и познание во

многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
эти влечения преимущественно бессознательны;
попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;
освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке[
Слайд 13

Карл Густав Юнг Карл Густав Юнг — швейцарский психиатр, основоположник одного

Карл Густав Юнг

Карл Густав Юнг — швейцарский психиатр, основоположник одного

из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений
Слайд 14

Учение юнга о «коллективном бессознательном» и психологических типах Ввёл термин «коллективное

Учение юнга о «коллективном бессознательном» и психологических типах

Ввёл термин «коллективное

бессознательное», и существенно изменил его значение по сравнению с психоанализом.
Слайд 15

Коллективное бессознательное Коллективное бессознательное — одна из форм бессознательного, единая для

Коллективное бессознательное

Коллективное бессознательное — одна из форм бессознательного, единая для общества в

целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом.
Слайд 16

архетип Коллективное бессознательное состоит из архетипов (общечеловеческих первообразов) и идей. Архети́п

архетип

Коллективное бессознательное состоит из архетипов (общечеловеческих первообразов) и идей.
Архети́п (от греч.

Αρχέτυπο — первообраз) — в аналитической психологии, основанной Карлом Юнгом — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок. Теоретически возможно любое число архетипов.
Слайд 17

Неофрейдизм (др.- греч. νέος — новый + фрейдизм) — направление в

Неофрейдизм

(др.- греч. νέος — новый + фрейдизм) — направление в

психологии, развившееся в 20—30-е годы XX века из фрейдизма, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны, например, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека.
Слайд 18

Феноменология Феноменология (нем. Phänomenologie — учение о феноменах) — направление в

Феноменология

Феноменология (нем. Phänomenologie — учение о феноменах) — направление в философии XX

века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт
Слайд 19

Феноменология Феноменология обращает наше внимание на «человеческий фактор» как ключ к

Феноменология

Феноменология обращает наше внимание на «человеческий фактор» как ключ к тому,

что реально существует.
Феноменологическая установка — это убеждение, что мы никогда не доберемся до реальности, если будем объяснять жизнь и людей — ее конкретных носителей, объективно (как объект-вещь, наряду с другими вещами или телами), извне, естественнонаучными и традиционно-психологическими средствами.
Цель феноменологии — описание того, как мы изучаем опыт в терминах «сущностей» и «резонов».
Сознание — реальнейшая из реальностей
Слайд 20

Феноменология Эдмунда Гуссерля Девиз феноменологии как метода — назад к вещам!

Феноменология Эдмунда Гуссерля

Девиз феноменологии как метода — назад к вещам!
Феномен

- что само себя обнаруживает, предмет, непосредственно явленный сознанию
Феномен — это идеальная сущность, идеальный смысл, обладающий непосредственной достоверностью, неопровержимой данностью, стабильной очевидностью.
Феноменология работает не с вещами, а с их смысловыми эквивалентами, содержательно-познавательными сущностями.
Слайд 21

Главная цель феноменологии заключается в том, чтобы построить философию как строгую

Главная цель феноменологии заключается в том, чтобы
построить философию как строгую

науку и раскрыть «жизненный мир»,
т.е. мир повседневной жизнедеятельности, как основу всякого познания

Сознание является основным предметом философии

Нужно стремиться выделить «чистое», т.е. допредметное,
досимволичное сознание и определить его особенности.

Чтобы обнаружить «чистое сознание» необходим особый метод -
метод феноменологической редукции

ПРИНЦИПЫ ФЕНОМЕНОЛОГИИ

Слайд 22

Герменевтика Герменевтика - направление в философии, которое использует теорию и практику,

Герменевтика

Герменевтика - направление в философии, которое использует теорию и практику, истолкования,

интерпретации, понимания.
Основатель Ф. Шлейермахер
Слайд 23

Основные философские направления главных представителей герменевтики Работы первых герменевтов Средневековые теологи-схоласты

Основные философские направления главных представителей герменевтики

Работы первых
герменевтов

Средневековые
теологи-схоласты
(Ф. Аквинский)

Теория

Ф. Шлейермахера

Основные положения

При истолковании текста возможны два метода –
Грамматический («дух языка») и психологический
(«дух автора»)

Герменевтика имеет смысл при родственности душ
автора и читателя

Понимание осуществляется при помощи, во-первых,
при дивинации – искусственного «вчувствования»,
«вживания» в душу автора произведения

Дивинация должна чередоваться со сравнением и
наоборот.

Слайд 24

Философский мистицизм. Под мистикой в широком смысле понимают единство необычных («мистических»)

Философский мистицизм.

Под мистикой в широком смысле понимают единство необычных («мистических»)

состояний психики человека и «мистицизма», то есть «теорий», объясняющих и оправдывающих эти состояния
мистицизм утверждает, что целенаправленное изменение сознания — это и есть путь спасения, путь освобождения от зла «неистинного существования».
Слайд 25

МИСТИКА Философская сторона Социальная сторона вненаучная духовная практика, сознательно снимающая противоположность

МИСТИКА

Философская сторона

Социальная сторона

вненаучная духовная практика,
сознательно снимающая
противоположность субъекта
и объекта

познания и
деятельности. Это сотворение
уникальной духовной реальности,
уникальной в том смысле, что
создается каждым мистиком
лично, что наряду с природной
реальностью и реальностью
культурного мира здесь
утверждается существование
специфически иной, третьей
реальности, явно не имеющей
характеристик трансцендентного
Бога традиционных религий

способ решения жизненных проблем,
в том числе обретения нравственного
смысла жизни, проблем
психологической адаптации и
собирания себя в личностную
целостность, проблем, связанных
с психическими травмами и
страхами, когда отсутствуют
общепринятые средства их решения.