Западная философия II половины XIX – XX веков

Содержание

Слайд 2

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Неотомизм: онтология Бог – бесконечная,

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Неотомизм: онтология

Бог – бесконечная, вечная,

несотворенная, совершенная личностная реальность.
Он творец мира.
Он трансцендентен по отношению к миру, но охраняет в нем действенное присутствие

Бог:
сущность совпадает с существованием
Мир:
Бог дает ему и сущность, и существование, они разделены

Слайд 3

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Неотомизм: гносеология разум вера +

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Неотомизм: гносеология

разум

вера

+

=

гармония

Веруй – и думай,

как хочешь.
Э.Жильсон
Слайд 4

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Неотомизм: гносеология = гармония Вера

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Неотомизм: гносеология

=

гармония

Вера разум

Конечен
Постигает конечный
сотворенный

(Богом) мир

С помощью Откровения
постигает Бога
Вера первостепенна!

Наука значима и ценна

Слайд 5

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Пьер Тейяр де Шарден (1881

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Пьер Тейяр де Шарден
(1881

– 1955)

религия

наука

теория эволюции

+

+

радиальная энергия
(духовная)
связывает разнородные элементы
Закон возрастания

Мир

тангенциальная энергия
связывает элементы
одного порядка
Закон убывания (энтропии)

Слайд 6

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Пьер Тейяр де Шарден (1881

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Пьер Тейяр де Шарден
(1881

– 1955)

религия

наука

теория эволюции

+

+

Эволюция

1.
Преджизнь (литосфера)

2.
Жизнь (биосфера)

3.
Мысль (ноосфера)

Слайд 7

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Пьер Тейяр де Шарден (1881

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Пьер Тейяр де Шарден
(1881

– 1955)

религия

наука

теория эволюции

+

+

Ноосфера –
«мыслящая оболочка»

Ввел понятие
Эдуард Леруа
(1870–1954)

Вернадский
Владимир Иванович
(1863 – 1945)

Слайд 8

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Пьер Тейяр де Шарден (1881

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Пьер Тейяр де Шарден
(1881

– 1955)

религия

наука

теория эволюции

+

+

Эволюция

1.
Преджизнь (литосфера)

2.
Жизнь (биосфера)

3.
Мысль (ноосфера)

4.
Сверхжизнь

Точка α

Точка ω

Слайд 9

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Позитивизм Огюст Конт (1798-1858) Закон

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Позитивизм

Огюст Конт
(1798-1858)

Закон трех стадий

развития

1. Теологическая

2. Метафизическая

3. Научная (позитивная)

Слайд 10

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Позитивизм Огюст Конт (1798-1858) «Старая»

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Позитивизм

Огюст Конт
(1798-1858)

«Старая» философия уже

не нужна.
Философия должна исследовать науку.
Т.е. позитивизм – это философия науки

3. Научная (позитивная) стадия развития

«Позитивное знание» – опирающееся на факты, доказуемое, полезное.

Постичь первопричины невозможно.
Наука должна описывать
и устанавливать закономерности.

«Как?»

«Почему?»

Слайд 11

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Эмпириокритицизм махизм, «второй позитивизм» Эрнст

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Эмпириокритицизм
махизм,
«второй позитивизм»

Эрнст Мах
(1838-1916)

Рихард Авенариус


(1843—1896)

Нужно избавить науку от метафизики

Проблема материи в физике
(«материя исчезла»)

Нужно вернуться к «чистому опыту»

«Чистый опыт» – это ощущения.
Бытие - это «поток ощущений».

Слайд 12

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Эмпириокритицизм махизм, «второй позитивизм» Эрнст

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Эмпириокритицизм
махизм,
«второй позитивизм»

Эрнст Мах
(1838-1916)

Рихард Авенариус


(1843—1896)

«Чистый опыт» – это ощущения.
Бытие - это «поток ощущений».

Учение о материи – предрассудок.
Спор материалистов и идеалистов бессмысленный.
Познание начинается с ощущений и полностью сводится к ним.
Вещи – это «комплексы ощущений».

Слайд 13

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Неопозитивизм «третий позитивизм» Мориц Шлик

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Неопозитивизм
«третий позитивизм»

Мориц Шлик
(1882 - 1936)

Венский

кружок

Рудольф Карнап
(1891 - 1970)
Раньше:
«Изгнать метафизику»
Знание должно быть точным,
наука описательной
Задача философии –
анализ языка

Слайд 14

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Неопозитивизм «третий позитивизм» Мориц Шлик

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Неопозитивизм
«третий позитивизм»

Мориц Шлик
(1882 - 1936)

Венский

кружок

Рудольф Карнап
(1891 - 1970)

Предложения

Истинные

Ложные

Бессмысленные

На основании
логики

На основании
опыта

На основании
опыта

На основании
логики

Например, философские

Слайд 15

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Неопозитивизм «третий позитивизм» Мориц Шлик

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Неопозитивизм
«третий позитивизм»

Мориц Шлик
(1882 - 1936)

Венский

кружок

Рудольф Карнап
(1891 - 1970)
Принцип верификации:
достоверность синтетических предложений выявляется эмпирически
Атомарный факт
(непосредственно воспринимаемое)
Протокольное предложение
(описывает атомарный факт)
Эмпирическая проверка

Слайд 16

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Неопозитивизм «третий позитивизм» Мориц Шлик

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Неопозитивизм
«третий позитивизм»

Мориц Шлик
(1882 - 1936)

Венский

кружок

Рудольф Карнап
(1891 - 1970)
Принцип верификации:
достоверность синтетических предложений выявляется эмпирически

Нельзя верифицировать закон

«Теоретическая нагруженность факта»

Слайд 17

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Постпозитивизм Принцип верификации: достоверность синтетических

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Постпозитивизм
Принцип верификации:
достоверность синтетических предложений

выявляется эмпирически

Карл Поппер
(1902—1994)
Принцип фальсификации

«Теоретическая нагруженность факта»:
нет «нейтрального опыта»

Антииндуктивизм
Нельзя доказать, зато можно опровергнуть

Слайд 18

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Постпозитивизм Карл Поппер (1902—1994) Принцип

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Постпозитивизм

Карл Поппер
(1902—1994)
Принцип фальсификации:
научно то, что

потенциально опровержимо
Раньше:
Научное знание точное, подтвержденное, основанное на «чистом опыте»
К.Поппер:
- нет «чистого опыта»;
- полностью подтвердить невозможно;
- в науке тоже нужны эмпирически непроверяемые положения.

Чем наука отличается от ненауки?

Критерий
демаркации

Слайд 19

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Постпозитивизм Парадигма Раньше: научное знание

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Постпозитивизм

Парадигма
Раньше:
научное знание накапливается постепенно, путем

прибавления
кумулятивизм
Т.Кун:
развитие науки происходит скачкообразно, путем научных революций

Томас Кун
(1922–1996)

Слайд 20

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Постпозитивизм Томас Кун (1922–1996) Парадигмы несоизмеримы Нормальная наука

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Постпозитивизм

Томас Кун
(1922–1996)

Парадигмы
несоизмеримы

Нормальная наука

Слайд 21

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Постпозитивизм Томас Кун (1922–1996) Парадигмы

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Постпозитивизм

Томас Кун
(1922–1996)

Парадигмы
несоизмеримы

Нормальная наука

Аномальные

факты

новая парадигма

новая парадигма

Новая парадигма

Слайд 22

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Постпозитивизм Методологический (эпистемологический) анархизм Пол

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Постпозитивизм

Методологический
(эпистемологический) анархизм

Пол Фейерабенд
(1924—1994)

У

науки нет приоритета перед мифом,
идеологией и т.д.
Принцип «anything goes»
Принцип пролиферации теорий

развитие науки
некумулятивно;
- парадигмы
несоизмеримы;
доказать что-то
точно невозможно.

Слайд 23

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Герменевтика Фридрих Шлейермахер (1768 —

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Герменевтика

Фридрих Шлейермахер
(1768 — 1834)

Обосновал

герменевтику как науку,
как универсальную теорию истолкования

Цель герменевтики:
понять текст и его автора лучше, чем сам автор понимал себя и свое собственное творение.

Слайд 24

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Герменевтика Фридрих Шлейермахер (1768 —

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Герменевтика

Фридрих Шлейермахер
(1768 — 1834)

Герменевтический

круг
Целое

Часть

?

?

Слайд 25

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Герменевтика Вильгельм Дильтей (1833—1911) науки

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Герменевтика

Вильгельм Дильтей
(1833—1911)

науки о

природе

науки о духе


Особые методы:
понимание и истолкование

Слайд 26

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Герменевтика Онтологизация проблематики герменевтики Мартин

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Герменевтика

Онтологизация
проблематики герменевтики

Мартин Хайдеггер
(1889

- 1976)

Понимание – не процедура,
а способ бытия человека

«Язык – дом бытия»

Подлинный субъект речи – не человек, а язык.
Предмет герменевтики – язык.

Слайд 27

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Герменевтика Онтологизация проблематики герменевтики Предпонимание

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Герменевтика

Онтологизация
проблематики герменевтики

Предпонимание

Ганс Георг

Гадамер
(1900—2002)

«Горизонт понимания»

Предрассудок

Слайд 28

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Постмодернизм Изначально – в архитектуре,

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Постмодернизм

Изначально – в архитектуре, живописи,

литературе

Чарльз Дженкс
Thematic House, Лондон

 Френк Гери, Влад Милунович
Танцующий дом, Прага

Слайд 29

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Постмодернизм Изначально – в архитектуре,

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Постмодернизм

Изначально – в архитектуре, живописи,

литературе

Энди Уорхол

Особенности:
эклектичность;
мозаичность;
ироничность;
цитатность;
пародийность;
неприятие деления искусства на элитарное и массовое;
преодоление границы между искусством и повседневной жизнью .

Слайд 30

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Постмодернизм Жан-Франсуа Лиотар (1924 –

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Постмодернизм

Жан-Франсуа Лиотар
(1924 – 1998) 

Жак Деррида 
(1930

– 2004)

Мишель Фуко 
(1926–1984)

Жиль Делёз
(1926 – 1995)

Феликс Гваттари
(1930 – 1992) 

Жан Бодрийяр
(1929 - 2007)

Слайд 31

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Постмодернизм Постструктурализм Деконструктивизм Жан-Франсуа Лиотар

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Постмодернизм

Постструктурализм
Деконструктивизм

Жан-Франсуа Лиотар
(1924 – 1998) 

«Упрощая до

крайности, мы считаем "постмодерном" недоверие в отношении
метарассказов».

Метарассказы - все те "объяснительные системы", которые организуют бщество и служат для него средством самооправдания: религиозные, исторические, научные, психологические, художественные и т.д.

Распад единства;
рост плюрализма

Слайд 32

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Постмодернизм Постструктурализм Деконструктивизм Жиль Делёз

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Постмодернизм

Постструктурализм
Деконструктивизм

Жиль Делёз
(1926 – 1995)

Феликс Гваттари
(1930

– 1992) 

Стержневая корневая система

Мочковатая корневая система

Слайд 33

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Постмодернизм Постструктурализм Деконструктивизм Жиль Делёз

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Постмодернизм

Постструктурализм
Деконструктивизм

Жиль Делёз
(1926 – 1995)

Феликс Гваттари
(1930

– 1992) 

Ризома
(корневище)

Мир как хаос

Слайд 34

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Постмодернизм Постструктурализм Деконструктивизм «Мир как

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Постмодернизм

Постструктурализм
Деконструктивизм

«Мир как текст»

Жак Деррида 
(1930

– 2004)

Ничто не существует вне текста

Дискурс – социально обусловленная организация системы речи и действия.

Мишель Фуко 
(1926–1984)

Слайд 35

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Постмодернизм Жан Бодрийяр (1929 -

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Постмодернизм

Жан Бодрийяр
(1929 - 2007)

Симулякр –

образ отсутствующей действительности.

Гиперреальность

«Симулякр - это вовсе не то, что скрывает собой истину, - это истина, скрывающая, что ее нет».

Слайд 36

Русская философия 1) Относительно поздний исторический старт Крещение Руси 988г. В.В.Зеньковский:

Русская философия
1) Относительно поздний исторический старт

Крещение Руси
988г.

В.В.Зеньковский:
«Самостоятельное творчество в области философии,

вернее, первые начатки его, мы находим в России лишь во второй половине XVIII века».

Особенности:

Первый самостоятельный философ –
Соловьев
Владимир Сергеевич
(1853-1900)

Слайд 37

Русская философия 1) Относительно поздний исторический старт 2) Формировалась под сильным

Русская философия
1) Относительно поздний исторический старт
2) Формировалась под сильным
влиянием западной

философии

Крещение Руси
988г.

Особенности:

3) Религиозность

4) Актуальность проблемы национального самоопределения, проблемы отношения к Востоку или Западу

5) Важность поисков «русской идеи»

Слайд 38

Русская философия 6) Тесная связь с историческими и социальными реалиями, с

Русская философия
6) Тесная связь с историческими и
социальными реалиями, с конкретными
социально-политическими обстоятельствами


Особенности:

7) Философские идеи часто выражались в форме публицистических произведений, художественных произведений, литературной критики, писем и проч.

8) Пристальное внимание к проблемам этики, социальной философии (социальная справедливость и проч.), философии истории.

Слайд 39

Русская философия Периодизация до Петра I XVIII век I. До возникновения

Русская философия

Периодизация

до Петра I

XVIII век

I. До возникновения систем (XIX-ый век до


70-ых гг.)

Пролог
к русской философии

II. Возникновение систем
(конец XIX-го века –
20-ые гг. XX века)

III. XX век

Слайд 40

Русская философия Иларион Киевский (кон. X - сер. XI вв.) «Слово

Русская философия

Иларион Киевский
(кон. X - сер. XI вв.)

«Слово о законе

и благодати»
Философия истории
Попытка определить место Руси в мире

Спор иосифлян и нестяжателей:
о церковных землях и имуществе

нестяжатели:
не должно быть;
пустынножительство;
исихазм

Нил Сорский
(1433 - 1508)

иосифляне:
должно быть;
у Церкви есть социальная миссия

Иосиф Волоцкий
(1439 - 1515)

Слайд 41

Русская философия «Москва – третий Рим» (16 век) «Послание старца Псковского

Русская философия

«Москва – третий Рим»
(16 век)

«Послание старца Псковского Елеазарова монастыря

Филофея к великому князю Василию Ивановичу»:
«Церкви старого Рима пали из-за неверия Аполлинариевой ереси; двери церквей второго Рима, города Константинополя, внуки Агари секирами рассекли.
…помни и слушай, благочестивый царь, - все христианские царства сошлись в твое единое, два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть; твое христианское царство иным не заменится...».
Слайд 42

Русская философия Ломоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765) Просвещение Радищев Александр

Русская философия

Ломоносов Михаил Васильевич
(1711 – 1765)

Просвещение

Радищев
Александр Николаевич
(1749 –

1802)

«Путешествие из Петербурга в Москву» (1790)

«О человеке, о его смертности и бессмертии» (1790-1792)

Слайд 43

Русская философия Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856) Публикация первого «Философического письма» в

Русская философия

Петр Яковлевич Чаадаев
(1794—1856)

Публикация первого «Философического письма»
в 1836г.

«Дело в

том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось».

Провиденциализм.
Цель истории –
путь к Царствию Божьему.

Россия приняла «не то христианство»

Слайд 44

Русская философия Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856) «Апология сумасшедшего» 1837г. Провиденциализм. Цель

Русская философия

Петр Яковлевич Чаадаев
(1794—1856)

«Апология сумасшедшего»
1837г.

Провиденциализм.
Цель истории –
путь

к Царствию Божьему.

Изменения:

Наша изоляция – это благо
Мы не повторим ошибки Европы
У России – особая миссия

«Мы призваны обучить Европу множеству вещей, которых ей не понять без этого. Не смейтесь, вы знаете, – это мое глубокое убеждение. Придет день, когда мы станем умственным средоточием Европы... таков будет логический результат нашего долгого одиночества... наша вселенская миссия уже началась.»

Слайд 45

Русская философия Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856) Его оценка прошлого и будущего

Русская философия

Петр Яковлевич Чаадаев
(1794—1856)
Его оценка прошлого и будущего России

Споры;
формулировка возможных

позиций

западники

славянофилы

Слайд 46

Русская философия «Что лучше: старая или новая Россия? Много ли поступило

Русская философия

«Что лучше: старая или новая Россия?
Много ли поступило чуждых

стихий в ее теперешнюю организацию?...
Много ли она утратила своих коренных начал, и таковы ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть и стараться их воскресить?»

Славянофилы

Статья А. С. Хомякова
«О старом и новом» (1839)

Алексей Степанович
Хомяков
(1804—1860)

Иван Васильевич
Киреевский
(1806—1856)

Константин Сергеевич Аксаков
(1817—1860)

Юрий Федорович
Самарин
(1819—1876)

Слайд 47

Русская философия 1. Самобытное развитие России («свой путь») 2. Своеобразие России

Русская философия

1. Самобытное развитие России («свой путь»)
2. Своеобразие России прежде всего

в православии, соборности и царской власти
3. У России – особая миссия в мире

Славянофилы

Алексей Степанович
Хомяков
(1804—1860)

Иван Васильевич
Киреевский
(1806—1856)

Константин Сергеевич Аксаков
(1817—1860)

Юрий Федорович
Самарин
(1819—1876)

Слайд 48

Русская философия Славянофилы Алексей Степанович Хомяков (1804—1860) Соборность это множество, объединенное

Русская философия

Славянофилы

Алексей Степанович
Хомяков
(1804—1860)

Соборность
это множество, объединенное силой любви в

свободное и органическое единство.
«…единство по благодати Божией, а не человеческому установлению»

Отдельная личность есть совершенное бессилие и внутренний непримиримый разлад.
«По поводу Гумбольдта»

Католицизм:
единство без свободы

Протестантизм:
свобода без единства

Православие

Слайд 49

Русская философия Западники 1. Есть только общечеловеческий путь развития (им идет

Русская философия

Западники

1. Есть только общечеловеческий путь развития (им идет Европа)
2. Важнейшие

ценности – это свобода, право, личность.

Александр Иванович
Герцен
(1812—1870)

Виссарион Григорьевич
Белинский
(1810—1848)

Николай Платонович
Огарева
(1813—1877)

Константин Дмитриевич
Кавелин
(1818—1885)

Слайд 50

Русская философия Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) Проблема смысла жизни

Русская философия

Лев Николаевич
Толстой
(1828 - 1910)

Проблема
смысла жизни

«Зачем же мне жить,

зачем чего-нибудь желать, зачем что-нибудь делать?» Ещё иначе выразить вопрос можно так: «Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?»
«Исповедь»

Федор Михайлович
Достоевский
(1821 - 1881)

Проблема
человеческой души

"Только как же, спрашиваю, после того человек-то? Без бога-то и без будущей жизни? Ведь это стало быть теперь всё позволено, всё можно делать?" - "А ты и не знал?" говорит. Смеется.
«Братья Карамазовы»

Слайд 51

Русская философия Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) Всеединство – это философская категория

Русская философия

Соловьев
Владимир Сергеевич
(1853-1900)
Всеединство
– это философская категория (идея, принцип),

выражающая органическое единство универсального мирового бытия, взаимопроникнутость и раздельность образующих его частей, их тождественность друг другу и целому при качественной специфичности и индивидуальности.

Всеединство – систематизирующий принцип философии

«Если в нравственной области (для воли) всеединство есть абсолютное благо, если в области познавательной (для ума) она есть абсолютная истина, то осуществление всеединства во внешней действительности, его реализация или воплощение в области чувствуемого материального бытия есть абсолютная красота».
«Критика отвлеченных начал»

Слайд 52

Русская философия Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) Всеединство – систематизирующий принцип философии

Русская философия

Соловьев
Владимир Сергеевич
(1853-1900)

Всеединство – систематизирующий принцип философии

Онтология

Бог

Мир
«становящееся всеединое»

Человек

София
Душа мира

София:
«есть

и единое и все – она занимает посредствующее место между множественностью живых существ и безусловным единством Божества»;
«заключает в себе и божественное начало и тварное бытие, но, не определяясь ни тем, ни другим, пребывает свободной».
Слайд 53

Русская философия Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) Всеединство – систематизирующий принцип философии

Русская философия

Соловьев
Владимир Сергеевич
(1853-1900)

Всеединство – систематизирующий принцип философии

Гносеология

Эмпирическое
(наука)

Рациональное (философия)

Мистическое (богословие)

«Цельное

знание»
Слайд 54

Русская философия Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) Всеединство – систематизирующий принцип философии

Русская философия

Соловьев
Владимир Сергеевич
(1853-1900)

Всеединство – систематизирующий принцип философии

Этика

Стыд
«Стыжусь – следовательно,

существую»

Жалость

Благоговение

Нравственность

Слайд 55

Русская философия Религиозно-философский ренессанс (русский духовный ренессанс) Николай Александрович Бердяев (1874-1948)

Русская философия

Религиозно-философский ренессанс
(русский духовный ренессанс)

Николай Александрович Бердяев
(1874-1948)

Семен Людвигович
Франк (1877–1950)

Николай Онуфриевич


Лосский
(1870 – 1965)

Павел Александрович
Флоренский
(1882-1937)

Сергей Николаевич 
Булгаков
(1871-1944)

Василий Васильевич
Розанов
(1856-1918)

Слайд 56

Русская философия Николай Александрович Бердяев (1874-1948) Духовный мир (свобода) Материальный мир

Русская философия

Николай Александрович Бердяев
(1874-1948)

Духовный мир
(свобода)
Материальный мир
(необходимость)

Человек

Бог

Бездна
добытийственная свобода

Слайд 57

Русская философия Николай Александрович Бердяев (1874-1948) Духовный мир (свобода) Материальный мир

Русская философия

Николай Александрович Бердяев
(1874-1948)

Духовный мир
(свобода)
Материальный мир
(необходимость)

Человек

Бог

Объективация – это отчуждение духа

от самого себя при выходе в материальный мир
Слайд 58

Русская философия Космизм Естественно-научный Религиозно-философский Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935 ) Владимир

Русская философия

Космизм

Естественно-научный

Религиозно-философский

Константин Эдуардович
Циолковский
(1857-1935 )

Владимир Иванович
Вернадский
(1863 – 1945)

Николай Федорович
Федоров
(1828—1903) 

Слайд 59

Русская философия Космизм Религиозно-философский Николай Федорович Федоров (1828—1903) В мире царят

Русская философия

Космизм

Религиозно-философский

Николай Федорович
Федоров
(1828—1903) 

В мире царят
«небратские» отношения

Причина этого –

существование смерти

Смерть необходимо победить