Геометрические символы

Содержание

Слайд 2

ТОЧКА ( •) В древности точка символизировала космогонический процесс (творение мира),

ТОЧКА ( •)

В древности точка символизировала космогонический процесс (творение мира), его

Начало,
Центр и Первопричину.
Место, откуда все происходит и куда все возвращается.
Слайд 3

Сакральной точкой является алтарь в храме – это место таинства. В

Сакральной точкой является алтарь в храме – это место таинства.
В древнеегипетском

храме – это обелиск, знаменующий рождение первого луча.
Слайд 4

А позднее - золотая ладья, в которой происходит чудо «омоложения» Солнца/Ра.

А позднее - золотая ладья,
в которой происходит чудо «омоложения» Солнца/Ра.

Слайд 5

Собор Св. Софии Константинопольской. 532-537. Стамбул

Собор Св. Софии Константинопольской. 532-537. Стамбул

Слайд 6

Собор Сан-Марко. Центральный неф.XI в. Венеция Собор Св. Софии Константинопольской. Интерьер

Собор Сан-Марко. Центральный неф.XI в. Венеция

Собор Св. Софии Константинопольской. Интерьер

Слайд 7

Базилика Св. Петра. 330. Рим. Реконструкция

Базилика Св. Петра. 330. Рим. Реконструкция

Слайд 8

Базилика Рождества Христова. Интерьер. Вифлеем

Базилика Рождества Христова.
Интерьер. Вифлеем

Слайд 9

В мифологии символ «точка/зерно/семя» нашел воплощение в культе плодородия, умирающего и воскрешающего бога растительности.

В мифологии символ «точка/зерно/семя» нашел воплощение в культе плодородия, умирающего и

воскрешающего бога растительности.
Слайд 10

Развертывание точки на плоскости и в пространстве может принимать разные конфигурации.

Развертывание точки на плоскости и в пространстве может принимать разные конфигурации.

Простейший вариант – прямая ЛИНИЯ – может превратиться в луч солнца, в стрелу, копье.

Божество солнца называли Даждьбогом, Хорсом

Слайд 11

Бог ветра – под именем Стрибог

Бог ветра – под именем Стрибог

Слайд 12

МОКОШЬ – Мать Сыра Земля. Всемогущие боги трепещут перед ней, ведь

МОКОШЬ – Мать Сыра Земля. Всемогущие боги трепещут перед ней, ведь

в руках у Мокоши, священные нити судеб. Она прядёт полотно из жизненных нитей.
Слайд 13

Волнистые и ломаные линии – древнейшие символы влажной, плодоносящей земли и

Волнистые и ломаные линии – древнейшие символы влажной, плодоносящей земли и

воды.
Волнообразность движения объединяла в сознании древних воду, огонь и змея. В результате молния (огненный змей) тоже изображался в виде ломаной линии, зигзага.
Слайд 14

Перун Громовержец – грозный бог, покровитель князей и воинов

Перун Громовержец – грозный бог, покровитель князей и воинов

Слайд 15

КРУГ Круг является символом единства, целостности и законченности, бесконечности и вечности, высшего божественного совершенства.

КРУГ

Круг является символом единства, целостности и законченности, бесконечности и вечности,

высшего божественного совершенства.
Слайд 16

Обладает удивительным свойством совмещать в себе противоположности с одной стороны, он

Обладает удивительным свойством совмещать в себе противоположности с одной стороны, он

конечен (ограниченность той части плоскости, которую окружность отрезает от пространства), с другой – он бесконечен, так как круговое движение, образующее его, потенциально бесконечно, у него нет начала и конца.
Слайд 17

Круг символизирует единство женского и мужского начала: сам круг связан с

Круг символизирует единство женского и мужского начала: сам круг связан с

женским началом, а его центр – с мужским.

Женское начало

Мужское начало

Слайд 18

Темная часть круга – это «ИНЬ», женское начало, а светлая – «ЯНЬ», мужское начало.

Темная часть круга – это «ИНЬ», женское начало,
а светлая –

«ЯНЬ», мужское начало.
Слайд 19

Круг, поделенный на две части, соединяет свет и тьму, жизнь и

Круг, поделенный на две части, соединяет свет и тьму, жизнь и

смерть, день и ночь, лето и зиму, их бесконечную смену в природном цикле.
Слайд 20

Во многих культурах Космос представляется в виде шара и его предметных

Во многих культурах Космос представляется в виде шара и его предметных

образов (яйцо, черепаха, диск).

Мадонна со святыми (Алтарь Монтефельтро). Пьеро Делла Франческа

Слайд 21

Форма ТОНДО Форма тондо в силу своей идеальности и абсолютной законченности

Форма ТОНДО

Форма тондо в силу своей идеальности и абсолютной законченности используется

только в период классики
(«Тондо» - круглые по форме картины или рельеф)
Слайд 22

«Мадонна Дони» Микеланджело

«Мадонна Дони» Микеланджело

Слайд 23

Мадонна Делла Седиа (Мадонна в кресле) Рафаэль Одно из самых прекрасных изображений Девы Марии с младенцем

Мадонна Делла Седиа (Мадонна в кресле)
Рафаэль

Одно из самых прекрасных изображений Девы

Марии с младенцем
Слайд 24

КВАДРАТ Квадрат – это, прежде всего символ земли. Квадрат ассоциировался с

КВАДРАТ

Квадрат – это, прежде всего символ земли.

Квадрат ассоциировался с понятиями

равенства, простоты, единообразия и порядка. Квадрат ассоциировал мужское начало, правоту, мудрость, истину, справедливость.
Слайд 25

Обручение Девы Марии. Рафаэль Композиция состоит из круга (небо) и квадрата (земля)

Обручение Девы Марии. Рафаэль

Композиция состоит из круга (небо) и квадрата (земля)

Слайд 26

«Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари» Рафаэль

«Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари»
Рафаэль

Обратите внимание

на то, что изображение Девы Марии обрамлено не только навесом балдахина, но и сводчатыми стенами на заднем плане
Слайд 27

Примером слияния идеально рассчитанной, как математическая формула, композиция картины и ее

Примером слияния идеально рассчитанной, как математическая формула, композиция картины и ее

символики является «Крещение Христа» Пьеро Делаа Франческа
Слайд 28

ТРЕУГОЛЬНИК Конкретным воплощением этого символа являются образы Мировой горы и пирамиды

ТРЕУГОЛЬНИК

Конкретным воплощением этого символа являются образы Мировой горы и пирамиды –

своеобразных лестниц в небо.
Наиболее значимым для изобразительного искусства является треугольник в квадрате, означающий божественное в человеческом, духовное в материальном, небесное в земном.
Слайд 29

«Святое семейство» Рафаэль (Когда помимо Мадонны с младенцем в композиции присутствует

«Святое семейство» Рафаэль
(Когда помимо Мадонны с младенцем в композиции присутствует Иосиф,

объект картины именуется Святым семейством)

Треугольник фигур хранит божественное дитя

Слайд 30

«Мадонна в скалах» Треугольной формой-символом виртуозно владел Леонардо да Винчи

«Мадонна в скалах»

Треугольной формой-символом виртуозно владел Леонардо да Винчи

Слайд 31

Мона Лиза (Джаконда) Устойчивый равнобедренный треугольник полуфигуры как символ внутренней гармонии

Мона Лиза (Джаконда)

Устойчивый равнобедренный треугольник полуфигуры как символ внутренней гармонии

Слайд 32

Тайная вечеря

Тайная вечеря

Слайд 33

КРЕСТ Один из самых наиболее сложных и многозначных символов. Сама его

КРЕСТ

Один из самых наиболее сложных и многозначных символов.
Сама его конфигурация

(соединение вертикали и горизонтали, верха и низа) указывает на его двойственность, двойную функцию, вызывающую противоположные чувства, и объясняет соединение в нем таких противоположных смыслов, как жизнь, плодородие, процветание, прибавление (вспомните знак «плюс» в математике), но одновременно и мучение, смерть, инструмент пыток, страстей, а также воскресение через смерть на кресте.
Слайд 34

Слайд 35

В вертикальной проекции крест схематически совпадает и с Мировым деревом, и

В вертикальной проекции крест схематически совпадает и с Мировым деревом, и

с фигурой человека с раскинутыми в стороны руками, позе моления (как вариант – «Оранта»)
Слайд 36

Шествие на Голгофу. Рафаэль

Шествие на Голгофу. Рафаэль

Слайд 37

Сошествие во ад (Воскресение). Икона XVI в.

Сошествие во ад (Воскресение). Икона XVI в.

Слайд 38

Поклонение волхвов. Сандро Боттичелли - Проанализируйте выбранные вами произведения живописи с

Поклонение волхвов. Сандро Боттичелли

- Проанализируйте выбранные вами произведения живописи с точки

зрения геометрического кода ?

Святой Марк на троне в окружении четырех святых. Тициан