Химия на службе искусства (на примере древнерусской живописи) Выполнила Брагина Юлия

Содержание

Слайд 2

«Химия и искусство имеют внутреннюю общность, которая коренится в их творческой природе...» Марселен Бертло

«Химия и искусство имеют внутреннюю общность, которая коренится в их творческой

природе...»
Марселен Бертло
Слайд 3

Цели и задачи Цель: показать взаимосвязь химии и искусства на примере

Цели и задачи

Цель: показать взаимосвязь химии и искусства на примере древнерусской

живописи.
Задачи:
1) рассмотреть состав красок, применявшихся в иконописи
2) объяснить, почему фрески сохранились хуже, чем иконы
3) изучить состав смальты для мозаики
4) рассмотреть методы и средства реставрации произведений искусства
Слайд 4

Первые наскальные рисунки были выполнены углем и охрой

Первые наскальные рисунки были выполнены углем и охрой

Слайд 5

Охра – «красное золото» Австралии

Охра – «красное золото» Австралии

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Лазурит Na6Ca2(AlSiO4)6(SO4,S,Cl)2

Лазурит Na6Ca2(AlSiO4)6(SO4,S,Cl)2

Слайд 9

Ультрамарин – превосходная синяя краска

Ультрамарин – превосходная синяя краска

Слайд 10

Глауконит - природный минерал, содержащийся в осадочных породах.

Глауконит - природный минерал, содержащийся в осадочных породах.

Слайд 11

Фрески Ферапонтова монастыря под Вологдой иконописца Дионисия с применением «празелени»

Фрески Ферапонтова монастыря под Вологдой иконописца Дионисия с применением «празелени»

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

«Стенное письмо» Грановитой палаты Московского кремля

«Стенное письмо» Грановитой палаты Московского кремля

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Волконскоит

Волконскоит

Слайд 18

Икона «Святые апостолы Пётр и Павел» из Новгородского Софийского Собора XI

Икона  «Святые апостолы Пётр и Павел» из Новгородского Софийского Собора  XI века.

Икона имеет плохую сохранность и от изначальной живописи XI века сохранились только фрагменты.
Это самое раннее из известных русских произведений станковой живописи и, поэтому, очень ценное.
Слайд 19

Пурпур - любимая краска древнеримской знати Краситель индиго получали из листьев индигоферы

Пурпур - любимая краска древнеримской знати

Краситель индиго получали из листьев

индигоферы
Слайд 20

Ф.Грек ‘Пророк Илия’, ‘Столпник Даниил’ , фрески 1378 г.

Ф.Грек ‘Пророк Илия’,
‘Столпник Даниил’ , фрески 1378 г.

Слайд 21

Богоматерь на престоле, с архангелами Михаилом и Гавриилом, Ферапонтов монастырь

 Богоматерь на престоле, с архангелами Михаилом и Гавриилом, Ферапонтов монастырь

Слайд 22

Преображение Господне. Собор Спаса на Крови. Мозаика мастерской Фроловых

Преображение Господне. Собор Спаса на Крови. Мозаика мастерской Фроловых

Слайд 23

Мозаика с изображением Христа Пантократора, Софийский собор (Константинополь)

Мозаика с изображением Христа Пантократора, Софийский собор (Константинополь)

Слайд 24

Реставрация икон

Реставрация икон

Слайд 25

Слайд 26

Заключение В древнерусской иконописи применялись темперные краски на основе яичных эмульсий.

Заключение

В древнерусской иконописи применялись темперные краски на основе яичных эмульсий.
В состав

красок входили такие неорганические пигменты и минералы, как: охра, сурик, глауконит, лазурит и волконскоит.
Древнерусские фрески писались по сырой штукатурке, которая подготавливалась несколько лет путем вымораживания извести и добавления органического клея.
Фреска – очень трудоемкий вид живописи. Большинство фресок не дошли до наших дней.
Особыми характеристиками смальты как материала являются глубина цвета, широчайшая цветовая палитра, морозостойкость, водостойкость, практичность и долговечность.