Презентация "Язык программирования Си. Приведение типов, операции, потоковый ввод-вывод" - скачать презентации по Информатике

Содержание

Слайд 2

Приведение типов Переменной (параметру функции, результату функции и т. п.) присваивается

Приведение типов

Переменной (параметру функции, результату функции и т. п.) присваивается значение, имеющее не её тип:
char

K = 100; short P = K;
long long T = 100L;
float R = 3;
double Z = R;
float Bound() {return 10;}
Это возможно, т. к. программа произведёт приведение типов — преобразует (приведёт) передаваемое значение к требуемому типу.
Приведение типов выполняется автоматически.
Слайд 3

Приведение типов Возможны проблемы: short P = 500; char K =

Приведение типов

Возможны проблемы:
short P = 500; char K = P;
Значение может

выходить за рамки назначаемого типа — переполнение.
При этом:
либо геренируется ошибка при выполнении программы (Runtime Error);
либо в результате получается неверное значение.
Контролируйте приведение типов.
Слайд 4

Приведение типов Приведения, не вызывающие проблем: «коротких» целочисленных типов — к

Приведение типов

Приведения, не вызывающие проблем:
«коротких» целочисленных типов — к более «длинным» с такой

же знаковостью (расширение типа):
short ← char,
unsigned long long ← unsigned short;
«коротких» вещественных типов — к более «длинным» (расширение типа):
double ← float, long double ← double;
целых типов — к вещественным достаточной точности:
float ← char, float ← short, double ← long.
Слайд 5

Приведение типов Возможны переполнения при приведении: «длинных» числовых типов — к

Приведение типов

Возможны переполнения при приведении:
«длинных» числовых типов — к более «коротким» (сужение типа):
char

← long (500), float ← double (7.5E+50);
беззнаковых целочисленных типов — к знаковым целочисленным:
signed short ← unsigned short (40000);
знаковых целочисленных типов — к беззнаковым целочисленным:
unsigned char ← signed char (-1).
Слайд 6

Приведение типов Возможны потери точности при приведении: вещественных типов — к

Приведение типов

Возможны потери точности при приведении:
вещественных типов — к целочисленным (отбрасывается дробная часть):
short

← float (6.9);
целочисленных типов — к вещественным недостаточной точности (потеря младших разрядов):
float ← long (1000000000),
double ← long long (200000000000000000).
Слайд 7

Приведение типов Можно явно указать тип, к которому нужно преобразовать значение

Приведение типов

Можно явно указать тип, к которому нужно преобразовать значение (операция приведения типа):
char K

= 120; P = (short)K;
Z = (unsigned long long)40000;
return (_Bool)F;
При приведении числового типа к типу _Bool значение 0 остаётся 0, любое другое — преобразуется к значению 1.
Явное указание типа не предотвращает возможных проблем.
Слайд 8

Операции Группы операций (операторов): арифметические (сложение, умножение…); сравнения («равно», «меньше»…); логические

Операции

Группы операций (операторов):
арифметические (сложение, умножение…);
сравнения («равно», «меньше»…);
логические («не», исключающее «или»…);
битовые (сдвиги,

битовые логические…);
присваивания;
прочие (индекс, разыменование, приведение типа, инкремент…).
Слайд 9

Свойства операций Операнд — величина, над которой выполняется операция. По числу

Свойства операций

Операнд — величина, над которой выполняется операция.
По числу операндов операции бывают:
унарные

(1 операнд):
–F, (short)Z, i++;
бинарные (2 операнда):
a = b, 7 – t, K >> 4, L & 0xFC;
тернарные (3 операнда):
F ? a : b.
Слайд 10

Свойства операций По способу записи унарные операции бывают: префиксные — записываются

Свойства операций

По способу записи унарные операции бывают:
префиксные — записываются перед операндом:
!K, (float)Y,

~6, –F;
постфиксные — записываются после операнда:
i++, j––.
Слайд 11

Приоритет Приоритет — свойство операции, влияющее на порядок вычисления её результата

Приоритет

Приоритет — свойство операции, влияющее на порядок вычисления её результата по отношению к другим

операциям.
Приоритет выражается числом.
Больше число — выше приоритет.
Операция вычисляется только после того, как над её операндами вычислены все операции с бо́льшим приоритетом:
z = C + A * (long)x + B * (long)y;

16

16

16

16

16

16

16

14

14

2

12

12

13

13

Слайд 12

Приоритет Порядок вычисления, как правило, такой: Унарные. Арифметика, сдвиги. Логика: сравнения,

Приоритет

Порядок вычисления, как правило, такой:
Унарные.
Арифметика, сдвиги.
Логика: сравнения, битовая, обычная.
Условие.
Присваивания.
Приоритет обычно соответствует

«естественному» порядку их понимания.
Приоритет можно менять с помошью скобок (): R = (2 + 2) * 2;
Слайд 13

Ассоциативность Ассоциативность — свойство операции, означающее порядок вычисления в цепочке операций

Ассоциативность

Ассоциативность — свойство операции, означающее порядок вычисления в цепочке операций с таким же приоритетом.

Бывает:
слева направо: a + 7 – 2 + 6 – f — 2;
справа налево: a = b = c = d = 0.
На порядок вычисления операций влияют их приоритет и ассоциативность.
z = C + A * (long)x + B * (long)y;

16

16

16

16

16

16

16

14
<

14
<

2
<

12
>

12
>

13
>

13
>

Слайд 14

Ассоциативность Ассоциативность операций обычно соответствует «естественному» порядку их понимания: Унарные префиксные

Ассоциативность

Ассоциативность операций обычно соответствует «естественному» порядку их понимания:
Унарные префиксные — справа налево.
Унарные

постфиксные — слева направо.
Присваивания — справа налево.
Остальные бинарные — слева направо.
Слайд 15

Арифметические операции Определены 5 арифметических операций: сложение (+): 5 + 6,

Арифметические операции

Определены 5 арифметических операций:
сложение (+): 5 + 6, a + b

+ c, 1.5 + K;
вычитание (–): 9.0 – 7.4, -6E-3 – A;
умножение (*): 10 * a, k * x;
деление (/): 100 / 3, Prime / 5, 4.2 / 0.6;
получение остатка от деления (деление по модулю) (%): 100 % 3, U % p.
Операнды целые или вещественные (для % — только целые).
Тип результата — «больший» из типов операндов.
Если появляется «минус», то знаковый.
Слайд 16

Смена знака Определены 2 операции смены знака: плюс (+): +b, +(e

Смена знака

Определены 2 операции смены знака:
плюс (+): +b, +(e - 2);
минус (смена

знака) (–): –Y, -(B + 2).
Операнды целые или вещественные.
Тип результата — как у операнда.
Если появляется «минус», то знаковый. Возможно расширение типа.
Слайд 17

Битовый сдвиг Определены 2 операции битового сдвига: сдвиг вправо (>>): A

Битовый сдвиг

Определены 2 операции битового сдвига:
сдвиг вправо (>>): A >> 7, 0xFF

>> p;
сдвиг влево (<<): 1 << p.
Операнды целые.
Тип результата — int или long long.
Второй операнд может быть отрицательным (сдвиг в обратную сторону).
Сдвиг вправо — арифметический, сохраняет старший бит (знак) операнда.
Слайд 18

Битовый сдвиг Сдвиги используются в операциях над битами, а также для

Битовый сдвиг

Сдвиги используются в операциях над битами, а также для быстрого умножения

и деления целых чисел на степени двойки:
K << 4 ~ K * 16
P >> 10 ~ P / 1024
(для положительных P)
P >> 10 ~ (P - 1) / 1024
(для отрицательных P)
Слайд 19

Операции сравнения Операнды логического типа (целые — 0 или 1), результат

Операции сравнения

Операнды логического типа (целые — 0 или 1), результат логического типа.
У операций «равно»

и «не равно» приоритет ниже, чем у остальных операций сравнения.
Не путайте сравнение на равенство (==) с присваиванием (=).

Определены 6 операций сравнения:

равно (==);
больше (>);
меньше (<);

не равно (!=);
меньше или равно (<=);
больше или равно (>=).

Слайд 20

Логические операции Определены 7 логических операций: Операции «НЕ» — префиксные: ~P,

Логические операции

Определены 7 логических операций:

Операции «НЕ» — префиксные: ~P, !(K > 5).
Типы

операндов и результата битовых операций — int или long long, логических — логический.

Логические:
«НЕ» (!);
«И» (&&);
«ИЛИ» (||).

Битовые:
«НЕ» (~).
«И» (&);
«ИЛИ» (|);
исключающее «ИЛИ» (^).

Слайд 21

Приращения Определены 4 операции приращения: префиксный инкремент (++): ++P; префиксный декремент

Приращения

Определены 4 операции приращения:
префиксный инкремент (++): ++P;
префиксный декремент (––): ––P;
постфиксный инкремент

(++): P++;
постфиксный декремент (––): P––.
Увеличивают (уменьшают) значение операнда на единицу. Операнд — только переменная.
Результат того же типа, что и операнд.
Слайд 22

Приращения Префиксный инкремент (декремент) изменяет значение аргумента и возвращает его новое

Приращения

Префиксный инкремент (декремент) изменяет значение аргумента и возвращает его новое значение:
k

= 7; p = ++k;
k = 7; p = ––k;
Постфиксный инкремент (декремент) возвращает текущее значение аргумента и только потом его изменяет:
k = 7; p = k++;
k = 7; p = k––;

k = 8, p = 8
k = 6, p = 6

k = 8, p = 7
k = 6, p = 7

Слайд 23

Присваивания Определены 10 операций присваивания: =, +=, –=, *=, /=, %=,

Присваивания

Определены 10 операций присваивания:
=, +=, –=, *=, /=, %=, <<=, >>=,

&=, ^=, |=.
Левый операнд — только переменная.
Сами возвращают присвоенное значение с типом левого операнда: a = b + (c = 6) * 2.
Присваивания с операциями работают так:
k += 7; аналогично k = k + 7;
T *= 7 + e; аналогично T = T * (7 + e);
Приоритет — низкий.
Ассоциативность — справа налево.
Слайд 24

Условие Единственная тернарная операция — условие: операнд1 ? операнд2 : операнд3

Условие

Единственная тернарная операция — условие:
операнд1 ? операнд2 : операнд3
Если значение первого операнда

«истинно» (не ноль), то возвращает второй операнд, иначе возвращает третий операнд:
если операнд1 , то операнд2 , иначе операнд3
max = x > y ? x : y;
sign = a == 0 ? 0 : a > 0 ? 1 : -1;
Ассоциативность — справа налево.
Слайд 25

Потоковый ввод-вывод Потоковый ввод-вывод доступен в C++. Используется заголовочный файл iostream.

Потоковый ввод-вывод

Потоковый ввод-вывод доступен в C++.
Используется заголовочный файл iostream.
Для его использования

пишем в начале кода:
#include
Также включаем пространство имён:
using namespace std;
Каждая программа в операционной системе по умолчанию уже может работать с несколькими стандартными потоками.
Слайд 26

Потоковый ввод-вывод Поток — способ единообразной работы с файлами, устройствами ввода-вывода

Потоковый ввод-вывод

Поток — способ единообразной работы с файлами, устройствами ввода-вывода и т. п.
Обычно определены 4

стандартных потока:
Если не указать пространство имён в заголовке, то придётся это делать перед именами потоков: std::cin, std::cout.
Слайд 27

Потоковый ввод-вывод Вывод значений констант, переменных и т. п. на экран

Потоковый ввод-вывод

Вывод значений констант, переменных и т. п. на экран — с помощью операции <<:
cout <<

a;
Ввод значений переменных с клавиатуры — с помощью >>:
cin >> K;
Можно вводить (выводить) несколько значений:
cin >> A >> B >> C;
Слайд 28

Потоковый ввод-вывод Манипуляторы задают некоторые параметры ввода-вывода. Примеры: cin >> oct >> N; cout

Потоковый ввод-вывод

Манипуляторы задают некоторые параметры ввода-вывода.
Примеры:
cin >> oct >> N; cout

<< dec << p << endl;