Что такое программирование

Содержание

Слайд 2

Что такое программирование. Алгоритмы работы с величинами. Кто такие программисты; Что

Что такое программирование. Алгоритмы работы с величинами.

Кто такие программисты;
Что такое язык программирования;
Что

такое система программирования;
Компьютер как исполнитель алгоритмов;
Величины: константы и переменные;
Система команд;
Команда присваивания;
Команда ввода;
Команда вывода.
Слайд 3

Кто такие программисты? Назначение программирования – разработка программ управления компьютером с

Кто такие программисты?

Назначение программирования – разработка программ управления компьютером с целью

решения различных информационных задач.

Специалисты, профессионально занимающиеся программированием, называются программистами.

Слайд 4

В первые годы существования ЭВМ для использования компьютера в любой области

В первые годы существования ЭВМ для использования компьютера в любой области

нужно было уметь программировать.

В 1970-1980- х гг. начинает развиваться прикладное ПО. Бурное распространение прикладного ПО произошло с появлением ПК.
Люди, работающие на компьютерах, разделились на пользователей и программистов.

Слайд 5

программирование системное прикладное Разработка системного ПО: операционных систем, утилит, а также

программирование

системное

прикладное

Разработка системного ПО: операционных систем, утилит, а также систем программирования

Разработка прикладных

программ: редакторов, табличных процессоров, игр, обучающих программ и др
Слайд 6

Для составления программ существуют разнообразные языки программирования (ЯП). ЯП – это

Для составления программ существуют разнообразные языки программирования (ЯП).
ЯП – это фиксированная

система обозначений для описания алгоритмов и структур данных. Наиболее известные ЯП: Фортран, Паскаль, Бейсик, С (Си) и др.

На 2019 г

Слайд 7

Для создания и исполнения на компьютере программы, написанной на ЯП, используются

Для создания и исполнения на компьютере программы, написанной на ЯП, используются

системы программирования.
Система программирования – это ПО компьютера, предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ, записанных на определенном ЯП.

программирование

универсальное

узкоспециализированное

Слайд 8

Алгоритм Исполнитель Система программирования на определенном языке данные программа Необходимые величин

Алгоритм Исполнитель

Система программирования на определенном языке

данные

программа

Необходимые величин

Слайд 9

Величины: константы и переменные Всякая обрабатываемая программой величина занимает свое место

Величины: константы и переменные

Всякая обрабатываемая программой величина занимает свое место (ячейки)

в памяти ПК. Значение величины – это информация, хранимая в этом поле памяти.

Основные типы величин

числовой

символьный

логический

константы

переменные или идентификаторы

Значение константы хранится в выделенной под нее ячейке памяти и остается неизменным в течении работы программы

Слайд 10

Система команд: Присваивание Ввод Вывод Цикл Ветвление Обращение к вспомогательному алгоритму

Система команд:

Присваивание
Ввод
Вывод
Цикл
Ветвление
Обращение к вспомогательному алгоритму

Слайд 11

Еще раз посмотрите на «рейтинг» языков программирования. До 2020года в задачах

Еще раз посмотрите на «рейтинг» языков программирования.
До 2020года в задачах

ЕГЭ фигурировал язык Бейсик, но, к сожалению, в ЕГЭ-2021 его уже нет.
В учебнике 9 класса в качестве языка для программирования фигурирует Паскаль…но взгляните на «рейтинг». А давайте попробуем Питон (Python –Пайтон)

На 2019 год

Слайд 12

Среда программирования. Удобнее писать программы в специально предназначенном для этого месте

Среда программирования.

Удобнее писать программы в специально предназначенном для этого месте –

в среде программирования.
На наших (школьных) машинах есть несколько таких «сред»:
Это и ABS Pascal
VB6
Кумир (алгоритмический язык)
Добавим к этому перечню и
Python….
Слайд 13

Напомню, что в браузере школьного компьютера «забита» главная страница – сайт

Напомню, что в браузере школьного компьютера «забита» главная страница – сайт

Полякова Константина Юрьевича (где можно найти все необходимое для успешной подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и кроме того для общего развития.. тут и робототехника и микроконтроллеры, да много чего интересного, просто полюбопытствуйте, что тут есть ☺)
Дома вы просто в поисковике браузера наберите «Поляков информатика» и откройте главную страницу сайта. (см выше, как она выглядит)
Слайд 14

Находим пособие по Питону. И открываем ссылку.

Находим пособие по Питону. И открываем ссылку.

Слайд 15

Прокрутите страницу вниз Ниже на этой странице масса гиперссылок на полезный материал

Прокрутите страницу вниз

Ниже на этой странице масса гиперссылок на полезный материал

Слайд 16

И вот перед нами и сам интерпретатор Питона и среды разработки на любой вкус.

И вот перед нами и сам интерпретатор Питона и среды разработки

на любой вкус.
Слайд 17

Перейдем на сайт разработчиков Питона и скачаем интерпретатор языка (если у

Перейдем на сайт разработчиков Питона и скачаем интерпретатор языка
(если у вас

не очень мощный компьютер, то лучше скачать версию постарее)

Можно и сразу найти сайт разработчиков, попросту набрав в «поисковике»:
Язык Питон
И вот: https://www.python.org/

Слайд 18

Вот тут все версии

Вот тут все версии

Слайд 19

Самая свежая версия Питона не будет работать на школьных компьютерах тк:

Самая свежая версия Питона не будет работать на школьных компьютерах тк:

«Версия Python 3.9 несовместим с этой неподдерживаемой версией Windows 7», а у нас установлена именно Win7 ☺
Поэтому ставлю со страницы
«древнюю» версию Python 3.7.4
Для 32 разрядных машин

Внимание! На школьных компьютерах корректно заработала версия 3.7.4!
Версию 3.7.8 пришлось деинсталлировать.

Слайд 20

Скачиваем и запускаем установщик: Windows x86 executable installer (это для Win7

Скачиваем и запускаем установщик:
Windows x86 executable installer
(это для Win7

(32 разрядной ОС)

Выбираем установку «выборочную»

«галку» можно поставить, потом может пригодится

Слайд 21

Место установки программы желательно изменить…

Место установки программы желательно изменить…

Слайд 22

Слайд 23

Подождем…

Подождем…

Слайд 24

Слайд 25

Если все прошло успешно то в Программах появится папка Python3.7 А

Если все прошло успешно то в Программах появится папка Python3.7

А в

ней, то что нам нужно, ярлыки запуска среды программирования Питона
Слайд 26

Можно начинать программировать ☺

Можно начинать программировать ☺

Слайд 27

Пора написать первую «программу» ☺ По старой традиции обычно передают привет

Пора написать первую «программу» ☺
По старой традиции обычно передают привет миру…не

будем от этой традиции отступать…

Запускаем… (просто нажимаем «Enter»)

Слайд 28

Удобнее все таки писать программу в среде IDLE

Удобнее все таки писать программу в среде IDLE

Слайд 29

Выберем новый файл: Появится новое окно (консоль) В которой мы и

Выберем новый файл:

Появится новое окно (консоль)
В которой мы и будем работать.
Расположите

эти два окна поудобнее…
Слайд 30

Начнем с команд присваивания (можно кстати и по учебнику, но в

Начнем с команд присваивания (можно кстати и по учебнику, но в

учебнике рассматривается язык Паскаль, который несколько устарел ☺)

Команда присваивания, одна из основных во всех системах программирования. Смысл этой команды в том. Что мы можем «переменным» a,b, c и тд присваивать любые значения (хоть символьные, хоть числовые)
Например в Паскале это выглядит так:
а:=5 (то есть буква а (переменная а) равна теперь 5
В Бэйсике (VB6) или Питоне (Python) присваивать значения можно без всяких двоеточий:
a=1
b=2
c=-3
Проверим как это работает

Слайд 31

Запуск программы (а это мы написали именно программу. Пусть и очень

Запуск программы (а это мы написали именно программу. Пусть и очень

простую

Машина предлагает сохранить вашу программу

Слайд 32

Сохраните в удобное место под понятным названием. Я сохранил на Рабочий стол под названием 1

Сохраните в удобное место под понятным названием.
Я сохранил на Рабочий стол

под названием 1
Слайд 33

И (увы) ничего не произошло…странно, а почему? Да мы просто машине

И (увы) ничего не произошло…странно, а почему?
Да мы просто машине не

сказали. Чтобы она показала нам результат вычислений!
Исправим (отладим программу)
Слайд 34

Добавим первую команду машине – напечатай! (print) И обязательно со скобками…иначе опять не поймет

Добавим первую команду машине – напечатай! (print)
И обязательно со скобками…иначе опять

не поймет
Слайд 35

Опять спрашивает, сохранить или нет…конечно (ОК)

Опять спрашивает, сохранить или нет…конечно (ОК)

Слайд 36

Заработало!

Заработало!

Слайд 37

Заработать то заработало, но как то не очень понятно для человека…просто

Заработать то заработало, но как то не очень понятно для человека…просто

выдала результат и все
Никаких пояснений…
Добавим «красоты»
Слайд 38

Уже что то осмысленное…

Уже что то осмысленное…

Слайд 39

ДЗ Попробуйте написать программу. Которая будет находит периметр (сумму длин всех

ДЗ

Попробуйте написать программу. Которая будет находит периметр (сумму длин всех сторон)

прямоугольника со сторонами 3 метра и 4 метра. (а вдруг сможете ☺ )
Слайд 40

Для первого раза достаточно Но если будет интересно то: https://www.youtube.com/channel/UCMcC_43zGHttf9bY-xJOTwA

Для первого раза достаточно

Но если будет интересно то:
https://www.youtube.com/channel/UCMcC_43zGHttf9bY-xJOTwA

Слайд 41

Если ваш компьютер не ваш ☺ Если вам нельзя устанавливать программное

Если ваш компьютер не ваш ☺
Если вам нельзя устанавливать программное обеспечение

на компьютер
Если ваша машина «забита под завязку» и места для новой программы просто нет… то сообщаю: можно работать «в облаке», не устанавливая среду программирования
https://www.onlinegdb.com/online_python_compiler
Слайд 42

Для «подведения итога»

Для «подведения итога»

Слайд 43

Первый оператор с которым мы познакомились – Print (англ. – Печать).

Первый оператор с которым мы познакомились – Print (англ. – Печать).
Выводит

на экран текст. Который заключен в кавычках (ну и в скобках)

Еще раз, внимательно, только текст в кавычках, ниже неправильная запись

Слайд 44

Можно написать целый «рассказ»:

Можно написать целый «рассказ»:

Слайд 45

Для тех кто решил по учебнику изучать Паскаль: Подготовлен материал и для этого языка ☺

Для тех кто решил по учебнику изучать Паскаль:

Подготовлен материал и для

этого языка ☺
Слайд 46

Команда присваивания: := Примеры: a:=2; a:=2+3; a:=b*2+1; Неправильные примеры: a+1:=a; 2:=b+3.

Команда присваивания:
<переменная>:=<выражение>
Примеры: a:=2; a:=2+3; a:=b*2+1;
Неправильные примеры: a+1:=a; 2:=b+3.
Команда ввода:
Значения

переменных, являющихся исходными данными решаемой задачи, задаются вводом. Окно ввода в Pascal открывается при выполнении процедур read и readln в ходе работы программы. Ввод данных в окно ввода сопровождается эхо-выводом в окно вывода. После нажатия клавиши Enter данные из окна ввода попадают в соответствующие переменные, окно ввода закрывается, и программа продолжает работать дальше.
Слайд 47

Команда вывода: Результаты решения задачи сообщаются компьютером пользователю путем выполнения команды

Команда вывода:
Результаты решения задачи сообщаются компьютером пользователю путем выполнения команды вывода.
Операторы

вывода – write и writeln выводят заданную информацию на монитор. Оператор writeln после этого еще и переводит курсор на следующую строку. Операторы могут иметь произвольное число аргументов, разделенных запятыми. В качестве аргументов могут выступать буквальные константы (например, строки символов) и переменные стандартных типов (в т.ч. и целочисленные).
Пример:
write(' Текстовая строка');
writeln(a,b);
Слайд 48

Практическая часть: Горячие клавиши: F2, Ctrl-S - сохранить файл F3, Ctrl-O

Практическая часть:

Горячие клавиши: F2, Ctrl-S - сохранить файл F3, Ctrl-O - загрузить файл F12

- сохранить файл под новым именем Ctrl-Shift-S - сохранить все открытые файлы Ctrl-Shift-0 ... Ctrl-Shift-9 - установить закладку с номером 0...9 Ctrl-0 ... Ctrl-9 - перейти к закладке с номером 0...9 Ctrl-Tab, Ctrl-Shift-Tab - перейти к следующему/предыдущему окну редактора
Слайд 49

Под окном редактора расположено окно вывода. Оно предназначено для вывода данных

Под окном редактора расположено окно вывода. Оно предназначено для вывода данных

процедурами write и writeln, а также для вывода сообщений об ошибках и предупреждений во время работы программы.
Слайд 50

Целочисленные вычисления на языке Pascal Program Prog1; var a, b :

Целочисленные вычисления на языке Pascal

Program Prog1; var a, b : integer; begin write(' Введите

число '); readln(a); b:=a*a; writeln(' Квадрат этого числа = ',b); end.
Термины: var – начало секции описания переменных a, b, Prog1 – идентификаторы (имена) различных объектов a, b – переменные целочисленного (integer) типа integer – целочисленный тип write, writeln – операторы вывода readln – оператор ввода b:=a+1 – оператор присваивания (переменной b присваивается значение выражения a+1) begin ... end – операторные скобки
Слайд 51

Программа, высчитывающая куб числа

Программа, высчитывающая куб числа

Слайд 52

Модифицировать программу так, чтобы она вводила не одно, а два числа, и вычисляла сумму их квадратов

Модифицировать программу так, чтобы она вводила не одно, а два числа,

и вычисляла сумму их квадратов
Слайд 53

Program Prog1; var a, b : integer; begin write(' Введите число

Program Prog1; var a, b : integer; begin write(' Введите число '); readln(a);

b:=a*a-2*a; writeln(' Квадрат числа - удвоенное значение числа= ',b); end.

Программа вводит одно число, и вычисляет его квадрат, вычитая из него удвоенное значение введенного числа.

Слайд 54

Программа вводит два числа, выводит сумму квадратов этих чисел минус их

Программа вводит два числа, выводит сумму квадратов этих чисел минус их произведение.

Program

Prog1;
var a, b, c : integer;
begin
write(' Введите числа ');
readln(a,b);
c:=sqr(a)+sqr(b)-a*b;
writeln(' сумм квадратов этих чисел минус их произведение= ',c);
end.
Слайд 55

Программа вводит два числа, выводит сумму их модулей Program Prog1; var

Программа вводит два числа, выводит сумму их модулей

Program Prog1;
var a,

b, c : integer;
begin
write(' Введите числа ');
readln(a,b);
c:=abs(a)+abs(b);
writeln(' Сумма модулей чисел =',c);
end.
Слайд 56

Напишите программу, которая решает следующую задачу Оплата Интернета в школе состоит

Напишите программу, которая решает следующую задачу Оплата Интернета в школе состоит из

двух частей: 1000 рублей в месяц за доступ и 50 рублей в месяц за поддержку школьного сайта. Платеж можно делать независимо за любое количество месяцев за доступ и за поддержку сайта. Напишите программу, которая позволяла бы вводить отдельно количество оплачиваемых месяцев для доступа и поддержки и выводила бы сумму оплаты.

Program Prog1;
var a,b: integer;
begin
write(' Введите количество месяцев ');
readln(a);
b:=105*a;
writeln(' Сумма оплаты за ',a,' месяцев составляет = ',b, ' $');
end.

Слайд 57

В здании был большой конференц-зал в форме прямоугольника. Его разделили на

В здании был большой конференц-зал в форме прямоугольника. Его разделили на

четыре меньших прямоугольных помещения, поставив две перпендикулярные стены (см.рисунок).

a

b

c

Для проведения ремонта необходимо определить периметр каждого из четырѐх помещений. Три из четырѐх помещений имеют периметр, равный a, b, c (в порядке обхода по часовой стрелке, начиная с левого верхнего угла плана). Определите периметр четвѐртого помещения. Напишите программу нахождения периметра четвертого помещения.

Слайд 58

Ответ: a+c-b Реализация на Паскале: Program Prog1; var a, b, c,

Ответ: a+c-b

Реализация на Паскале:
Program Prog1;
var a, b, c, v : integer;
begin
write('

Введите значения периметров ');
readln(a,b,c);
v:=a+c-b;
writeln(' Периметр четвертого помещения = ',v);
end.
Слайд 59

Команда присваивания: := Примеры: a:=2; a:=2+3; a:=b*2+1; Неправильные примеры: a+1:=a; 2:=b+3.

Команда присваивания:
<переменная>:=<выражение>
Примеры: a:=2; a:=2+3; a:=b*2+1;
Неправильные примеры: a+1:=a; 2:=b+3.
Команда ввода:
Значения

переменных, являющихся исходными данными решаемой задачи, задаются вводом. Окно ввода в Pascal открывается при выполнении процедур read и readln в ходе работы программы. Ввод данных в окно ввода сопровождается эхо-выводом в окно вывода. После нажатия клавиши Enter данные из окна ввода попадают в соответствующие переменные, окно ввода закрывается, и программа продолжает работать дальше.
Слайд 60

Команда вывода: Результаты решения задачи сообщаются компьютером пользователю путем выполнения команды

Команда вывода:
Результаты решения задачи сообщаются компьютером пользователю путем выполнения команды вывода.
Операторы

вывода – write и writeln выводят заданную информацию на монитор. Оператор writeln после этого еще и переводит курсор на следующую строку. Операторы могут иметь произвольное число аргументов, разделенных запятыми. В качестве аргументов могут выступать буквальные константы (например, строки символов) и переменные стандартных типов (в т.ч. и целочисленные).
Пример:
write(' Текстовая строка');
writeln(a,b);
Слайд 61

Практическая часть: Горячие клавиши: F2, Ctrl-S - сохранить файл F3, Ctrl-O

Практическая часть:

Горячие клавиши: F2, Ctrl-S - сохранить файл F3, Ctrl-O - загрузить файл F12

- сохранить файл под новым именем Ctrl-Shift-S - сохранить все открытые файлы Ctrl-Shift-0 ... Ctrl-Shift-9 - установить закладку с номером 0...9 Ctrl-0 ... Ctrl-9 - перейти к закладке с номером 0...9 Ctrl-Tab, Ctrl-Shift-Tab - перейти к следующему/предыдущему окну редактора
Слайд 62

Под окном редактора расположено окно вывода. Оно предназначено для вывода данных

Под окном редактора расположено окно вывода. Оно предназначено для вывода данных

процедурами write и writeln, а также для вывода сообщений об ошибках и предупреждений во время работы программы.
Слайд 63

Целочисленные вычисления на языке Pascal Program Prog1; var a, b :

Целочисленные вычисления на языке Pascal

Program Prog1; var a, b : integer; begin write(' Введите

число '); readln(a); b:=a*a; writeln(' Квадрат этого числа = ',b); end.
Термины: var – начало секции описания переменных a, b, Prog1 – идентификаторы (имена) различных объектов a, b – переменные целочисленного (integer) типа integer – целочисленный тип write, writeln – операторы вывода readln – оператор ввода b:=a+1 – оператор присваивания (переменной b присваивается значение выражения a+1) begin ... end – операторные скобки
Слайд 64

Программа, высчитывающая куб числа

Программа, высчитывающая куб числа

Слайд 65

Модифицировать программу так, чтобы она вводила не одно, а два числа, и вычисляла сумму их квадратов

Модифицировать программу так, чтобы она вводила не одно, а два числа,

и вычисляла сумму их квадратов
Слайд 66

Program Prog1; var a, b : integer; begin write(' Введите число

Program Prog1; var a, b : integer; begin write(' Введите число '); readln(a);

b:=a*a-2*a; writeln(' Квадрат числа - удвоенное значение числа= ',b); end.

Программа вводит одно число, и вычисляет его квадрат, вычитая из него удвоенное значение введенного числа.

Слайд 67

Программа вводит два числа, выводит сумму квадратов этих чисел минус их

Программа вводит два числа, выводит сумму квадратов этих чисел минус их произведение.

Program

Prog1;
var a, b, c : integer;
begin
write(' Введите числа ');
readln(a,b);
c:=sqr(a)+sqr(b)-a*b;
writeln(' сумм квадратов этих чисел минус их произведение= ',c);
end.
Слайд 68

Программа вводит два числа, выводит сумму их модулей Program Prog1; var

Программа вводит два числа, выводит сумму их модулей

Program Prog1;
var a,

b, c : integer;
begin
write(' Введите числа ');
readln(a,b);
c:=abs(a)+abs(b);
writeln(' Сумма модулей чисел =',c);
end.
Слайд 69

Напишите программу, которая решает следующую задачу Оплата Интернета в школе состоит

Напишите программу, которая решает следующую задачу Оплата Интернета в школе состоит из

двух частей: 1000 рублей в месяц за доступ и 50 рублей в месяц за поддержку школьного сайта. Платеж можно делать независимо за любое количество месяцев за доступ и за поддержку сайта. Напишите программу, которая позволяла бы вводить отдельно количество оплачиваемых месяцев для доступа и поддержки и выводила бы сумму оплаты.

Program Prog1;
var a,b: integer;
begin
write(' Введите количество месяцев ');
readln(a);
b:=105*a;
writeln(' Сумма оплаты за ',a,' месяцев составляет = ',b, ' $');
end.

Слайд 70

В здании был большой конференц-зал в форме прямоугольника. Его разделили на

В здании был большой конференц-зал в форме прямоугольника. Его разделили на

четыре меньших прямоугольных помещения, поставив две перпендикулярные стены (см.рисунок).

a

b

c

Для проведения ремонта необходимо определить периметр каждого из четырѐх помещений. Три из четырѐх помещений имеют периметр, равный a, b, c (в порядке обхода по часовой стрелке, начиная с левого верхнего угла плана). Определите периметр четвѐртого помещения. Напишите программу нахождения периметра четвертого помещения.