Стилизация и шрифтовые пары

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Все шриф­ты, вклю­чая и му­сор­ные, со­чета­емы при тех или иных обс­то­ятель­ствах.

Все шриф­ты, вклю­чая и му­сор­ные, со­чета­емы при тех или иных обс­то­ятель­ствах. Но на то и хо­роший

шрифт, что­бы убе­речь за­каз­чи­ка, ди­зай­не­ра и пуб­ли­ку от де­шёвых сти­лиза­ций и ал­лю­зий. Вы­бор шриф­та — воп­рос не мо­мен­та, а все­го лич­но­го и об­щепро­фес­си­ональ­но­го опы­та. Стро­го го­воря, этим вы­бором ве­да­ет вре­мя.
Тем­пе­рамент — «жиз­ненная энер­гия и спо­соб­ность к внут­ренне­му подъ­ёму». Бо­юсь, у ны­неш­ней русс­кой ти­пог­ра­фики во­об­ще нет тем­пе­рамен­та. Наш гра­фичес­кий ди­зайн дер­жится сплошь на за­имс­тво­вании, а в шриф­то­вом деле это чуть ли не свя­щен­ный прин­цип. Увы, чу­жой (за­пад­ный) тем­пе­рамент за­имс­тво­вать­ся не мо­жет. От кре­ати­ва твор­чест­вом не пах­нет.
В. Г. Кричевский — российский графический дизайнер, искусствовед, художественный критик, автор книг и многочисленных статей по типографике.
Слайд 4

Появление шрифтов Религия Родословные

Появление шрифтов

Религия

Родословные

Слайд 5

Появление шрифтов Первым выдающимся мастером по популяризации шрифта считается Леонард Вагнер

Появление шрифтов

Первым выдающимся мастером по популяризации шрифта считается Леонард Вагнер (1454

- 1522), монах-бенедиктинец, известный немецкий каллиграф, который в 1507 году в Аугсбурге издал рукописную книгу LProba centum scriturarum (Образцы ста писем).

http://sandres.livejournal.com/1397.html

Страница из книги Леонарда Вагнера «Образцы ста писем», 1507

Слайд 6

Готические шрифты Страница из книги Леонарда Вагнера «Образцы ста писем», 1507 Ширококонечное перо Вычурность Торжественность

Готические шрифты

Страница из книги Леонарда Вагнера «Образцы ста писем», 1507

Ширококонечное

перо

Вычурность
Торжественность

Слайд 7

Печатные станки С появлением печатных станков шрифты стали более строгими и

Печатные станки

С появлением печатных станков шрифты стали более строгими и похожими,

но все равно для разной продукции использовались разные шрифты
Строгость
Порядок

Древнейшее изображение печатного станка на гравюре «Танец смерти».

Слайд 8

Печатные станки Автором первой печатной книги образцов шрифта является Иоганн Нойдерфер

Печатные станки

Автором первой печатной книги образцов шрифта является Иоганн Нойдерфер старший

(1497 - 1563). Самым значительным его произведением следует считать вышедшую в 1538 году книгу "Anweysung einer gemeinen hanndschrift" (Обучение обыкновенному письму).

Страница из книги немецкого художника эпохи Ренессанса Иоганна Нойдерфера старшего, исполненной фрактурным шрифтом.
Нюрнберг, 1549, Гравюра на дереве

Слайд 9

ХХ век В начале XX века ведется поиск экспрессивной типографики, стремившейся

ХХ век

В начале XX века ведется поиск экспрессивной типографики, стремившейся как

бы воссоздать образность авторской речи путем перемены шрифтовых кеглей и начертаний, активизации незапечатанного фона, а порой и уподобления наборной полосы некоему изображению
Сложный ритм
Нагруженная фактура

В. Каменский Танго с коровами. 1914

Слайд 10

Эпоха оптимизации. Интернет Символьные шрифты позволяют объединять иконки в файл шрифта,

Эпоха оптимизации. Интернет

Символьные шрифты позволяют объединять иконки в файл шрифта, вместо

графического спрайта.
Наглядность
Простота
Спрайт
графический объект в компьютерной графике. Чаще всего — растровое изображение, свободно перемещающееся по экрану.

Символьные шрифты

Слайд 11

Стилизация шрифта Декоративность – совокупность художественных свойств, усиливающих эмоциональную выразительность и

Стилизация шрифта

Декоративность – совокупность художественных свойств, усиливающих эмоциональную выразительность и художественно организационную

роль произведений пластических искусств в окружающей человека предметной среде.
Стилизация (франц. – «стиль») – подчинение художественного изображения условным, орнаментальным формам. Выражается в декоративном обобщении изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов, упрощения рисунка и формы, цвета и объема.
Слайд 12

Кельты Стили напоминают те, что использовались ранее в резьбе по камню,

Кельты

Стили напоминают те, что использовались ранее в резьбе по камню, ювелирных

изделиях, - это сложные стилизованные орнаменты, включающие изображения животных и птиц.

Линдисфарнское Евангелие (Англия, Нортумберленд, ок. 698)

Слайд 13

Слайд 14

Романский стиль Романский стиль - стиль в архитектуре конца XI-XII вв.,

Романский стиль

Романский стиль - стиль в архитектуре конца XI-XII вв., основанный

на древнеримских принципах строительства.
Элементы более ранних стилей, в частности кельтские плетенки, иконографические фигуры из Византии и буквицы с псевдоисторическими сценами

Винчестерская Библия (Англия, Винчестер, середина XII в.)

Слайд 15

Слайд 16

Готика Готика – период в развитии средневекового искусства на территории Западной,

Готика

Готика – период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и

отчасти Восточной Европы с XII по XV-XVI вв. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его.
(в переводе с итал. – непривычный, варварский).
Слайд 17

Бастарда или Швабахер — разновидность готического шрифта

Бастарда или Швабахер — разновидность готического шрифта

Слайд 18

Ротунда, швабское письмо (XV в.) В Италии развивается особый вид раннего

Ротунда, швабское письмо (XV в.)

В Италии развивается особый вид раннего готического

письма — так называемое круглоготическое письмо или ротунда (итал. rotondo— круглый, округлый)
Промежуточная форма между готикой и антиквой.
Слайд 19

Слайд 20

Ренессанс Так же как живопись и музыка эпохи Ренессанса, ренессансные формы

Ренессанс

Так же как живопись и музыка эпохи Ренессанса, ренессансные формы букв полны чувственного

и неспешного света и пространства. Они служили эталонами типографики в течение пятисот лет.
Слайд 21

Слайд 22

Маньеризм Искусство маньеризма — это искусство Ренессанса, к которому были добавлены

Маньеризм

Искусство маньеризма — это искусство Ренессанса, к которому были добавлены изысканные преувеличения — например,

длина, угловатость и напряжение, длинные деликатные выносные элементы.
Слайд 23

Барокко Типографика барокко, как и барочная живопись и музыка, имеет богатую

Барокко

Типографика барокко, как и барочная живопись и музыка, имеет богатую историю и наслаждается беспокойной

и драматичной игрой противоречивых форм. Одной из самых очевидных черт любого барочного шрифта является большое разнообразие наклонов осей, меняющихся от буквы к букве. 
Слайд 24

Рококо Типографы эпохи рококо часто окружали свои тексты наборными орнаментами, гравированными

Рококо

Типографы эпохи рококо часто окружали свои тексты наборными орнаментами, гравированными надписями

на медальонах и т. п. Тенденция к преувеличению.
Слайд 25

Неоклассические шрифты Неоклассическое искусство статичнее и сдержаннее, чем искусство Ренессанса или

Неоклассические шрифты

Неоклассическое искусство статичнее и сдержаннее, чем искусство Ренессанса или барокко, и гораздо

больше интересуется строгой последовательностью. Неоклассические формы литер также отвечают этому принципу. 
Слайд 26

Романтизм Неоклассицизм и романтизм не являются последовательными движениями в европейской истории.

Романтизм

Неоклассицизм и романтизм не являются последовательными движениями в европейской истории. И неоклассические, и романтические формы букв

сохраняют рационалистические оси овалов и выглядят скорее начерченными, нежели написанными, но между ними можно обнаружить несколько тонких различий. Самая очевидная разница — контраст.
Романтическим буквам не хватает плавного и постоянного ритма ренессансных форм.
Слайд 27

Реализм Дизайнеры шрифта реалистического типа делали грубоватые простые буквы, основанные на

Реализм

Дизайнеры шрифта реалистического типа делали грубоватые простые буквы, основанные на письме людей,

лишённых возможности учиться писать и читать бегло и уверенно. Реалистические буквы очень часто имеют такую же основную форму, как и неоклассические и романтические, но у большинства из них тяжёлые брусковые засечки или вообще нет засечек.
Слайд 28

Модернизм Модернизм в типографике в своей основе — это повторное утверждение

Модернизм

Модернизм в типографике в своей основе — это повторное утверждение ренессансной

формы. Между модернистским дизайном и реконструкцией ренессансных форм нет никакой жёсткой границы.
Слайд 29

Экспрессионизм Дизайнеры-экспрессионисты используют много разных инструментов. Вырезание букв в металле или

Экспрессионизм

Дизайнеры-экспрессионисты используют много разных инструментов. Вырезание букв в металле или дереве, конструирование

ручкой на грубой бумаге и тд.
Слайд 30

Постмодерн В постмодернистских формах букв, как и в постмодернистских зданиях, часто

Постмодерн

В постмодернистских формах букв, как и в постмодернистских зданиях, часто цитируются неоклассические, романтические и иные

домодернистские формы. В лучших образцах это делается с подкупающей лёгкостью касания и тонким чувством юмора. Постмодернистское искусство является большей частью высокоосознанным, но открыто несерьёзным.
Слайд 31

Эволюция антиквы

Эволюция антиквы

Слайд 32

Эволюция гротеска

Эволюция гротеска

Слайд 33

Сочетаемость шрифтов Несочетаемые гарнитуры вызывают безотчётное раздражение, придавая изданию неуловимый, но

Сочетаемость шрифтов

Несочетаемые гарнитуры вызывают безотчётное раздражение, придавая изданию неуловимый, но явственный

душок провинциальности и дилетантства.
Напротив, грамотный подбор шрифтового материала — непременное условие профессиональной работы
Слайд 34

Сколько шрифтов использовать? В большинстве случаев можно обойтись одним шрифтом. Главное,

Сколько шрифтов использовать?

В большинстве случаев можно обойтись одним шрифтом.
Главное, чтобы у

этого шрифта было несколько начертаний, как минимум Regular, Bold и курсив.
Достаточно для создания иерархии
Не нужно подбирать шрифтовую пару
Скучный дизайн
Существует негласное правило, согласно которому в одном дизайне нужно использовать не более трех шрифтов:
Шрифт в логотипе
Шрифт для заголовков (персонализированный)
Шрифт для текста (основной)
Слайд 35

Основной шрифт Гайдлайн компании Читаемость «Проверенные» шрифты гайдлайн (guideline) это набор

Основной шрифт

Гайдлайн компании
Читаемость
«Проверенные» шрифты
гайдлайн (guideline)
это набор стандартов и инструкций по применению

знаков, логотипов и т.д.
Слайд 36

Шрифт заголовка Особенный, но при этом не слишком броский. Привлекать внимание,

Шрифт заголовка

Особенный, но при этом не слишком броский.
Привлекать внимание, но не

мешать чтению.
Каждому шрифту присущи характерные особенности –некоторые шрифты бывают строгими, другие плавными, третьи – резкими и т.д.
Слайд 37

Принципы подбора Процесс выбора подходящей гарнитуры больше походит на процесс выбора

Принципы подбора

Процесс выбора подходящей гарнитуры больше походит на процесс выбора одежды.

Так же, как и в гардеробе – существуют экспрессивные и стильные гарнитуры, в противоположность полезным и уместным во многих ситуациях, a наша задача в том, чтобы постараться найти баланс в каждом конкретном случае. 
Уместность
Универсальность
Слайд 38

Принципы подбора Создание некой структуры, которая послужит ориентиром при классификации различных

Принципы подбора

Создание некой структуры, которая послужит ориентиром при классификации различных гарнитур.
Геометрические

шрифты
+ четкость, функциональность, современность и универсальность.
холодность, обезличенность и скука.
Гуманистические гротески
+ человечные и современные, четкие и эмоциональные.
- невыразительность и лицемерие, неискренность
Слайд 39

Принципы подбора Шрифты переходного и нового стиля + четкость, стиль и

Принципы подбора

Шрифты переходного и нового стиля
+ четкость, стиль и динамичность
- не

хватает стилевой определенности слишком броские и барочные, слишком громоздкие.
Слайд 40

Принципы подбора Старый стиль + классика, традиции, удобочитаемость - те же

Принципы подбора

Старый стиль
+ классика, традиции, удобочитаемость
- те же классические и традиционные

черты.
Брусковые шрифты
+ авторитетность, дружелюбие
- урбанизм
Слайд 41

Принципы подбора Соответствие и Контраст - это основной принцип дизайна. Либо

Принципы подбора

Соответствие и Контраст - это основной принцип дизайна.
Либо меняйте все

кардинально, либо не трогайте вообще – избегайте скучных, средних и невыразительных вариантов.
Не соединять друг с другом две разные гарнитуры одной и той же группы.
Один общий визуальный элемент, во всем остальном сильно разнятся.
Учитывать апертуру (закрытые и открытые шрифты)
Хорошо сочетаются:
Гарнитуры одного исторического периода
Шрифты одного дизайнера
Слайд 42

Принципы подбора Умеренность и Акцент

Принципы подбора

Умеренность
и Акцент

Слайд 43

Принципы подбора (вариант)

Принципы подбора (вариант)

Слайд 44

Антиква + Гротеск «антиква — гротеск» является одной из самых распространенных

Антиква + Гротеск

«антиква — гротеск» является одной из самых распространенных шрифтовых

пар, это одно из самых выигрышных решений, поэтому и столь популярное.
Значительная проблема заключается в нахождении в гарнитурах единства: одним из важных критериев при сочетании антиквы и гротеска является схожесть их внутренней структуры (величина очка, размер выносных элементов, степень открытости, степень динамичности).
Слайд 45

Антиква + Скрипт Историческое соответствие и подобие является основными принципами при подборе антиквы и каллиграфического шрифта.

Антиква + Скрипт

Историческое соответствие и подобие является основными принципами при подборе

антиквы и каллиграфического шрифта. 
Слайд 46

Антиква + Антиква Текстовую антикву можно использовать в качестве заголовочной. Но

Антиква + Антиква

Текстовую антикву можно использовать в качестве заголовочной. Но её

характер должен быть более ярким.
Антиквы, которые структурно различные, лучше не использовать вместе вовсе, за исключением гарнитур с ярко выраженной декоративностью.
Слайд 47

Гротеск + Гротеск При комбинировании гротесков похожей эстетики и близкого времени

Гротеск + Гротеск

При комбинировании гротесков похожей эстетики и близкого времени разработки

даст в итоге более гарантированный результат. 
Слайд 48

Идентичные шрифты Сходство по толщине штриха, размеру и наличию декоративных элементов

Идентичные шрифты

Сходство по толщине штриха, размеру и наличию декоративных элементов нивелирует

индивидуальность этих шрифтов.
Они решают задачу практически одними и теми же средствами, но различия в мелочах вступают в противоречие, что портят общее впечатление.
Слайд 49

В наше время выходит такое количество печатных материалов, что обесценивается значимость

В наше время выходит такое количество печатных материалов, что обесценивается значимость

отдельных работ. Мы просто не можем перечитать все, что издается сегодня. Задача типографики — разделить, организовать и растолковать эту массу печатных материалов таким образом, чтобы читатель имел шанс найти то, что интересно ему».
Эмиль Рудер, известный швейцарский типограф