Содержание
- 2. Не заостряя внимание на жилищах древнего человека из подручных материалов, костей животных веток, природных пещер и
- 3. Основная форма древнегреческого дома прямоугольная постройка со входом в торце и портиком (т.е. колонадой) спереди. Причем
- 4. В центре такого дома располагался, как правило, внутренний открытый дворик перистиль вокруг которого группировались остальные помещения.
- 5. Жилище делилось на мужскую и женскую половины. В мужской половине находилась комната для приемов гостей, а
- 6. В древнем Риме бытовали два основных типа семейного жилья домусы и виллы. Центральной частью домуса был
- 7. Непременной частью дома продолжал оставаться открытый внутренний дворик перестиль, который стало модно окружать колонадой. Т.е. дом
- 8. Вообще дома римской эпохи более замысловаты и богаты по своему внутреннему убранству. Здесь появляются сводчатые потолки,
- 9. Другим типом жилья обычно для семей состоятельных горожан являлись виллы, которые строились на окраине города или
- 10. Для древнего Рима в отличие от древней Греции характерно стремление к роскоши и новизне. Усложняются узоры
- 11. Основными особенностями азиатского дома, например, еврейского или арабского, была большая роль двора, образованного глухим высоким забором
- 12. Во дворе, обычно мощенном и обсаженном зеленью нередко обедали, принимали гостей и т.д. Для сна, молений
- 13. Примерно таким же был городской дом в Индии. Он представлял из себя небольшое глинобитное или каменное,
- 14. Отличием китайского или японского дома являются его компактные размеры и многофункциональность комнат. Окна заделывались, как правило,
- 15. Средневековое жилище – это прежде всего оборонительное сооружение, крепость. В отличии от античного жилища, открытого природе
- 16. Подражая сеньорам, из камня и кирпича строили свои дома и горожане. Жилище могло быть также комбинированным
- 17. В городе, как и в поместьях живут обычно «большой семьей». Дом богатого бюргера напоминает жилище дворянина
- 18. Полы в западноевропейском средневековом городе настилали деревянными досками или керамической плиткой. Керамической плиткой или изразцами обкладывали
- 19. В западноевропейском городе появляются некоторые новации: межкомнатные двери, широко распространяются стеклянные окна и печное отопление. Проблема
- 20. Одним из древних опытов создания интерьеров стал период античности. Античный дом, как и дома в азиатских
- 21. Убранство дома было простым. Оштукатуренные стены обычно расписывались яркими красками, полы были просто земляными, а в
- 22. Мебели в античном доме было немного. Для хранения вещей использовались сундуки или лари, шкафы хотя уже
- 23. Для сна и еды использовали ложе. Высокие ложе клине имели раму, красивые точеные ножки и наклонное
- 24. Из выше изложенного можно сделать вывод, что уже в античности были изобретены почти все виды отделки
- 25. В древнем Риме появились небольшие узкие окна, прикрывавшиеся деревянными ставнями. Именно с отсутствием окон многие исследователи
- 26. Существовали столы, причем рабочие, были достаточно редки, так как эпистолярный жанр был уделом немногих избранных, а
- 27. Греки любили принимать пищу, особенно обедать и ужинать в кругу семьи и друзей. Для таких групповых
- 28. Четвертая сторона держалась свободной, чтобы слуги могли подавать новые блюда и убирать грязную посуду. Такое сооружение,
- 29. Более разнообразной была мебель для сидения. Бытовали массивные парадные кресла, напоминающие восточный церемониальный трон, лавки и
- 30. Излюбленным видом стула был клисмос - небольшой деревянный стул с серповидными ножками.
- 31. Особенностью римского периода является широкое применение для изготовления мебели разнообразных материалов камня, разных пород древесины, бронзового
- 32. Бытовали небольшие складные Х-образной формы табуреты, использовавшиеся как дома, так и для передвижения по городу, например,
- 33. Было распространено и передвижение в носилках имевших две основные формы – сидячие открытые носилки-селла и закрытые
- 34. Освещались жилища факелами и маслеными светильниками.
- 35. Античный интерьер не мыслим без ваз, статуэток, бронзового литья, украшавших жилище.
- 36. Интерьеры греческих жилищ до эпохи эллинизма отличались простотой. Образно говоря, эпоха эллинизма наполнила содержанием многие вещи,
- 37. В Помпеях, где сохранность жилищ считается наилучшей, отмечено несколько стилей росписи стен – «под кладку» т.
- 38. Третий – орнаментальный, т.е. украшавший пространство стен и потолков различными выпуклыми орнаментами ( колоннами, гирляндами, пилястрами,
- 39. Четвертый – когда вся плоскость стены покрывалась одним цветом, поверх которого наносился растительный или другой орнамент
- 40. Мозаичный пол также меняется от простых орнаментов «круг, вписанный в квадрат» к сложным по цветовому решению
- 41. В Пергаме широкое распространение получили «дома с не подметенным полом», где мозаичники искусно создавали впечатление мусора
- 42. В римское время мозаикой стали отделывать не только полы и стены, но даже потолки. Мозаика стала
- 43. В восточных странах, например Китае дом также не имел внутренних стен и перегораживался в зависимости от
- 44. В период ренессанса (15-16 вв.) западноевропейская культура не только достигла уровня античной повседневной культуры, но и
- 45. С постепенным упадком и крушением Римской империи античная культура была утрачена, отдельные образцы ее сохранились в
- 46. Нет ничего удивительного в том, что в эпоху раннего средневековья в области внутреннего убранства дома обращалось
- 47. Феодальная раздробленность и связанные с ней междоусобные войны и нестабильность долгое время не позволяли сосредоточится на
- 48. Обстановка дома мебель, посуда, одежда - мобильны, т.е. приспособлены для перемещения с собой. Даже само слово
- 49. По мнению специалистов на систему средневековых интерьеров оказали влияние три главных фактора: христианство, феодальная система и
- 50. Церковь выступала одним из главных и самых богатых заказчиков произведений искусства и ремесел, была очагом, где
- 51. Отдельных комнат в замках и домах раннего средневековья было немного. Наиболее рано из всех помещений выделилась
- 52. Отдельные спальни полагались особо важным персонам, жизнь прочих происходила на глазах друг у друга. Затем выделяются
- 53. Стены в помещениях штукатурили, белили или красили. Нередки были настенные росписи с сюжетами из библии, повседневной
- 54. На севере Европы, в Англии, Германии, Скандинавии стены и потолки чаще украшались деревянными панелями, причем часто
- 55. Залы украшали рыцарскими атрибутами: знаменами, щитами, оружием, гербами, охотничьими трофеями и т.д. Впоследствии в эпоху ренессанса
- 56. Особенно популярны были гобелены и интарсия .
- 57. Интарсия – это технология составления живописных картин путем аппликации из разных пород дерева. Расцвету этой технологии
- 58. Интарсиями украшали стены, двери и мебель, музыкальные инструменты и другие предметы. Мастерство достигло таких высот, что
- 59. Полы были в основном деревянными. Реже встречались полы выделанные каменной или керамической плиткой. В менее зажиточных
- 60. Большой популярностью пользовались циновки или «египетские коврики».
- 61. В 18-19 веке, при сохранении просто деревянных и отделанных керамической плиткой полов в моду входит паркет.
- 62. В наборных паркетах, которыми украшали полы в парадных помещениях, использовались различные породы дерева с помощью которых
- 63. Окна в домах эпохи раннего средневековья довольно маленькие, прикрытые пергаментом или промасленной тканью, пластинками слюды. Хотя
- 64. Особое распространение оно получило на севере Европы, из-за климатических особенностей региона (ветра и холода). Окна укреплялись
- 65. Для отопления на Западе Европы используется камин,
- 66. а на Востоке (Россия, Польша, Германия, Венгрия) – печь.
- 67. И камин и печь украшаются росписью по побелке, глазированными и простыми изразцами, лепниной, скульптурными композициями и
- 68. Камины пригораживаются специальными каминными экранами, обычно богато украшенными росписью, орнаментом, резьбой и т.д.
- 69. Гобеленами в середине 17 века назывались изделия парижской мануфактуры красильщиков Гобеленов, представлявшие из себя тканые полотна
- 70. Техника, по которой ткутся гобелены, была известна давно, но многообразие сюжетов и цветов, а также употребление
- 71. Со временем гобелены стали не просто развешивать на стенах, а натягивать на рамы заполняя такими картинами
- 72. Впоследствии, от гобеленов будет сделан шаг к обивки внутренних помещений дома более легкими тканями (глазетом, ситцем),
- 73. Пространство стен в комнатах членилось на отдельные части с помощью рамок , деревянных панелей или лепнины.
- 74. На потолке лепнина обрамляла плафоны, образуя композиции со светильниками.
- 75. На стенах лепнина подчёркивала планировку комнат, сочетаясь со скульптурой, гобеленами, зеркалами и другими декоративными деталями.
- 76. Особым украшением городского жилища в Средневековье становятся ковры. Известные еще в античности они вновь появляются в
- 77. Материалом из которого изготовлялись ковры были шерсть, хлопок и шелк, лен, пенька и джут в различных
- 78. Первоначально ковры ценились очень дорого и вешались на стены, а также стелились на кровати, диваны и
- 79. Интерье́р (от лат. interior — внутренний) — архитектурно и художественно оформленное внутренних помещений дома, призванное обеспечивать
- 80. В 14-16 вв. Западная Европа переживают эпоху Возрождения. В 17 в. преобладает стиль барокко, а в
- 81. В 18 в. появляется прозрачное стекло, зеркала, картины, часы, а также все основные виды мебели, которыми
- 82. В России вплоть до 18 века рядовая городская застройка даже в столичных и губернских городах мало
- 83. До середины 19 века такая застройка в провинции преобладает, а особняки, принадлежащие дворянству и купечеству являются
- 84. Бытуют как дома с завалинкой, так и на высоком подклете, в Сибири встречались дома с жилым
- 85. Дворянский городской особняк также напоминал по структуре помещичью усадьбу и был характерным прежде всего для крупных
- 86. Фасад особняков конца 18 – начала 19 века имел в средней своей части высокие окна, а
- 87. Так внешне разделялась парадная, гостевая часть дома и жилая, а верхние маленькие окошки принадлежали антресолям –
- 88. Антресоли могли заменяться мезонином – узкой чердачной надстройкой-полуэтажом.
- 89. Классический дом мог быть двух типов планировки центрической, когда все остальные помещения располагались вокруг главного парадного
- 90. Обычно между входной дверью и прихожей располагались небольшие сени, служившие для предотвращения попадания в помещения дома
- 91. Прихожая или парадное из которой на верхние этажи шла центральная парадная лестница, как правило, была богато
- 92. Богато украшалась и сама лестница. Уже попадая в дом гость должен был видеть уровень достатка хозяев.
- 93. Сбоку от парадной лестницы могла находится лакейская,- небольшая комната с очень простым интерьером, где прислуга мужского
- 94. Рядом с парадным могла находится небольшая гостиная для визитёров декорированная и украшенная как обычная гостиная, где
- 95. Парадная двухстворчатая дверь вела из передней в гостиную. В богатых домах гостиных могло быть несколько, но
- 96. Основная гостиная была самым парадным и богато украшенным помещением в доме. Она декорировалась обоями и гобеленами,
- 97. Отопительные печи, облицованные кафелем и получившие архитектурное оформление располагались в углах или выходили в гостиную задними
- 98. В богатых домах гостиных было несколько, чтобы на больших приёмах, проведение которых считалось частью этикета в
- 99. Мебель группировалась в уютные уголки со столиками для закусок и сидячими местами для отдыха и бесед
- 100. Как особые виды гостиных в богатых домах выделялись диванная и боскетная. Диванная - изящно украшенная комната,
- 101. Боскетная или бильярдная гостиная, в которой обычно играли в карты или другие игры.
- 102. Одним из атрибутов боскетной был ломберный или игральный столик.
- 103. Дом-музей М.Е. Салтыкова-Щедрина. Киров Часто гостиные оформлялись в особом стиле или в цвете и так и
- 104. Голубая гостиная Екатерининский дворец. Царское село.
- 105. Гостиная дом-музей Волконских. Иркутск
- 106. Куропаточная гостиная Екатерининский дворец. Петергоф.
- 107. Нередким явлением в гостиной был камин гостиные украшались также изящными мебельными гарнитурами, настольными и напольными часами,
- 108. Непременной частью богатого дома была обширная парадная столовая.
- 109. Там располагался длинный обеденный стол – сороконожка с рядами легких стульев на который и подавался торжественный
- 111. Иногда подставлялись по бокам отдельные маленькие столики для спиртного и закусок или для чая и сладостей.
- 112. К столовой примыкала небольшая буфетная, где хранилась посуда. Скатерти, и т.д. куда лакеи доставляли блюда для
- 113. В богатых домах была необходима отдельная зала для танцев, которая обставлялась по бокам стульями и диванами,
- 114. В особняках 18 века непременно имелась парадная спальня с роскошной кроватью под балдахином, на которой никто
- 115. Парадная спальня во дворце Меньшикова
- 116. Зато стали модными библиотеки или картинные галереи. Наличие библиотеки или картинной галерея не всегда свидетельствовало об
- 117. В библиотеки располагались высокие книжные шкафы, большой стол, несколько стульев и кресел, иногда специальные шкафы с
- 118. Картинная галерея. Дворец Строгановых
- 119. Жилые покои хозяев, расположенные в задней, тыльной части дома разделялись на женскую и мужскую половину. Разделять
- 120. Кухню располагали в подвальных, цокольных этажах, а ещё чаще старались вынести за пределы дома, чтобы кухонные
- 121. В мужской половине основное место занимал кабинет хозяина, отличавшийся богатым убранством. Здесь располагался диван, на котором
- 122. Кабинет К. Романова. Мраморный дворец.
- 123. На стене над диваном висел ковер, на котором было модно развешивать различное оружие, в кабинетах размещали
- 124. Непременной принадлежностью кабинета была стойка для трубок, прочие курительные принадлежности и колокольчик для вызова прислуги. К
- 125. В женской половине центральным помещением была спальня хозяйки, называвшаяся еще будуаром, реже кабинетом. Будуар Великой княгини
- 126. Здесь находилась обширная двуспальная кровать, корзиной для белья, небольшой ночным столиком, на который ставили кувшина с
- 127. Здесь же располагался небольшой столик с письменными принадлежностями несколько стульев и кресел, поскольку в будуарах не
- 128. Там располагались ее белье, одежда, умывальник, удобство, столик для туалета, на котором располагалась косметика, драгоценности и
- 129. На женской половине располагалась девичья – комната для женской прислуги, которой в богатых домах было больше
- 130. Часто в женской половине проживали дети. Нередко комнаты для детей размещались на антресолях. Там же были
- 131. В некоторых домах имелись образные. Обычно это были небольшие комнаты с родовыми иконами, церковными книгами и
- 132. По желанию хозяев в доме могли быть устроены и другие помещения: зимние сады, концертные залы, картинные
- 133. Описанные выше богатые дворянские особняки, стояли обычно на обширных усадьбах, были огорожены железными или каменными заборами
- 134. Чем менее зажиточен был хозяин тем меньше был его дом и тем более многофункциональными становились помещения,
- 135. Купеческие дома обычно были деревянными, но на цокольном каменном полу этаже. В цоколе купеческих домов обычно
- 136. Наверху обычный дом купца средней руки имел парадную залу (она же столовая, гостиная и танцевальный зал),
- 137. Спальня хозяев была общей с большой кроватью, комодом, где хранилось постельное белье и ценности, поэтому комоды
- 138. Также в доме имелись задние комнаты или боковушки для взрослых детей, престарелых родителей, родственников и гостей.
- 139. У просвещенных купцов новой формации, крупных торговцев и промышленников дома по своему устройству и убранству приближались
- 140. Внутренняя обстановка жилищ, принадлежащих мещанству и мелкому купечеству мало чем отличается от интерьера крестьянской избы. Здесь
- 141. Городская усадьба зажиточного и среднего горожанина непременно имела большой двор. В богатых домах имелся сад или
- 142. Многие усадьбы имели собственные бани и свой колодец. Во дворе могли располагаться один или несколько флигелей,
- 143. Домашнее задание. Используя ресурс Дворцы и усадьбы подготовить презентацию на 10 минут о любой городской усадьбе
- 145. Скачать презентацию