Культура, литература, религия Кореи и Японии с древнейших времен до конца ХХ века

Содержание

Слайд 2

Культура, литература, религия Кореи и Японии 8 лекций 8 семинаров Реферат

Культура, литература, религия Кореи и Японии

8 лекций
8 семинаров
Реферат
Зачет в декабре
(вопрос,

творческое задание и 2 термина)
Список литературы, список тем к рефератам, список вопросов к семинарским занятиям – на кафедре
Слайд 3

Что такое культура? Культура – это совокупность созданных человеком материальных и

Что такое культура?

Культура – это совокупность созданных человеком материальных и

духовных ценностей
Культура — многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности.
Слайд 4

Культура состоит из Материальной культуры производственно-технологическая культура, представляющая собой вещественные результаты

Культура состоит из

Материальной культуры производственно-технологическая культура, представляющая собой вещественные результаты

материального производства и способы технологической деятельности общественного человека; Под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.
Духовной культуры Духовная культура содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.), Духовная культура показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).
Слайд 5

Культура Кореи: периодизация Ранняя культура Кореи (30 – 20 тыс. л.

Культура Кореи: периодизация

Ранняя культура Кореи (30 – 20 тыс. л. до

н.э. – начало Х в. н.э.)
Культура государства Корё (918 – 1392 вв.)
Культура королевства Чосон (XV – XVIII вв.)
Культура Кореи в новое время (XIX –середина XX в.)
Современная культура КНДР и Республики Корея (1945 – начало ХХI века)
Слайд 6

Лекция 1. Ранняя культура Кореи (30 – 20 тыс. л. до

Лекция 1. Ранняя культура Кореи (30 – 20 тыс. л. до

н.э. – начало Х в. н.э.)

Периодизация
Протокорейская культура (до формирования корейского этноса)
Культура Эпохи Трех Государств (становление корейского этноса)
Культура Объединенного Силла 676-935

Слайд 7

Протокорейская культура Палеолит (культура Кульпхо) Неолит с рубежа 2 и 1

Протокорейская культура

Палеолит (культура Кульпхо)
Неолит
с рубежа 2 и 1 тыс. до

н.э. до
Бронзовый век
1 тыс. до н.э. - до 3 – 2 в. до н.э.
Ранний железный век
со 2 половины 2 в. до н.э.
Древний Чосон
Слайд 8

Палеолит на Корейском п-ове Первобытная культура на корейском п-ове. Прослеживается с

Палеолит на Корейском п-ове

Первобытная культура на корейском п-ове. Прослеживается с эпохи

нижнего палеолита (600 – 500 тыс. лет назад)
Свыше 50 памятников. Кульпхо. Сокдяним.
Уже в эпоху палеолита Корейский полуостров был связующим звеном между материком и японским архипелагом.
Слайд 9

Каменные орудия эпохи палеолита

Каменные орудия эпохи палеолита

Слайд 10

Неолит Оседлое население, занимавшееся охотой, скотоводством и первобытным земледелием Стоянки вдоль

Неолит

Оседлое население, занимавшееся охотой, скотоводством и первобытным земледелием
Стоянки вдоль побережья или

по берегам рек и озер.
Жилища – полуземлянки квадратной и круглой формы, с очагом. Диаметр жилища около 4 – 7 м.
Слайд 11

Жилище периода неолита

Жилище периода неолита

Слайд 12

Неолитическая керамика на Корейском полуострове (Гребенчатая керамика)

Неолитическая керамика на Корейском полуострове (Гребенчатая керамика)

Слайд 13

Наскальные росписи (петроглифы) Пангудэ, Ульсан

Наскальные росписи (петроглифы)

Пангудэ, Ульсан

Слайд 14

Бронзовый век 1 тыс. до н.э. - до 3 – 2

Бронзовый век 1 тыс. до н.э. - до 3 – 2

в. до н.э.

Городища с наземными жилищами, окруженные земляным валом.
Керамика со штампованным орнаментом, обжигается в специальных гончарных печах.

Слайд 15

Долмен на острове Кангва до, 20 в. до н.э.

Долмен на острове Кангва до, 20 в. до н.э.

Слайд 16

Бронзовые изделия в 1-2 вв. до н.э.

Бронзовые изделия в 1-2 вв. до н.э.

Слайд 17

Бронзовые изделия в 1-2 вв. до н.э.

Бронзовые изделия в 1-2 вв. до н.э.

Слайд 18

Ранний железный век Приемы обработки железа заимствованы из Китая через культуру

Ранний железный век

Приемы обработки железа заимствованы из Китая через культуру Лоллан
Культура

Лоллан основана переселенцами из ханьской империи, направленными на колонизацию переферийных земель. Центр – в районе современного Пхеньяна
Слайд 19

Древний Чосон Корейское протогосударство на севере полуострова Мифический основатель - Тангун

Древний Чосон

Корейское протогосударство на севере полуострова
Мифический основатель - Тангун

Слайд 20

Культура Эпохи Трех Государств Когурё Пэкче Силла

Культура Эпохи Трех Государств

Когурё
Пэкче
Силла

Слайд 21

Верования в эпоху Трех государств 1) шаманизм 2) Буддизм Принятие буддизма

Верования в эпоху Трех государств

1) шаманизм
2) Буддизм
Принятие буддизма в качестве государственной

религии
Когурё в 372
Пэкче в 384
Силла в 528.
Буддийские тексты читались на китайском языке
Слайд 22

Конфуцианство и письменность Проникает на Корейский п-ов одновременно с буддизмом В

Конфуцианство и письменность

Проникает на Корейский п-ов одновременно с буддизмом
В Когурё –

высшая школа для аристократии Тхэхак (372 г.), где изучались конфуцианские тексты
По конфуцианским текстам изучался китайский язык и китайская письменность
Китайский язык – ханмун (вэньянь) использовался в письменной речи
Силла, 3 в. – иду, «чиновничье письмо» - система записи китайскими иероглифами корейского языка
Слайд 23

Образец записи «иду»

Образец записи «иду»

Слайд 24

Исторические хроники Под влиянием конфуцианства в Трех государствах возникает традиция историографии

Исторические хроники

Под влиянием конфуцианства в Трех государствах возникает традиция историографии
Сыма Цянь

«Исторические записки» - образец
Когуре, ок. 600 г. : «Записи об оставшемся от прошлого» (Юги), 100 томов
Пэкче, в период правления Кынчхогована (346 – 375) «Летописные записи» (Соги)
Слайд 25

Архитектура эпохи трех государств Анхак – третья столица Когурё

Архитектура эпохи трех государств

Анхак – третья столица Когурё

Слайд 26

Дворец Анхаккун. Реконструкция.

Дворец Анхаккун. Реконструкция.

Слайд 27

Кёнджу, обсерватория Чхомсондэ 632 г.

Кёнджу, обсерватория Чхомсондэ 632 г.

Слайд 28

Погребальные комплексы в эпоху трех государств: мавзолеи сокчхунпун Гробница полководца. 412 г. Тунгоу.

Погребальные комплексы в эпоху трех государств: мавзолеи сокчхунпун

Гробница полководца. 412

г. Тунгоу.
Слайд 29

Погребальные комплексы в эпоху трех государств: подземные гробницы понтхобун Гробница Муёнгхон

Погребальные комплексы в эпоху трех государств: подземные гробницы понтхобун

Гробница Муёнгхон –

вана (501-523) в королевстве Пэкче
Слайд 30

Роспись в гробницах Когурё 7 век Портрет хозяина гробницы

Роспись в гробницах Когурё 7 век

Портрет хозяина гробницы

Слайд 31

Роспись в гробницах Когурё 7 век Бытовые сцены из «Гробницы с танцорами»

Роспись в гробницах Когурё 7 век

Бытовые сцены из «Гробницы с танцорами»

Слайд 32

Роспись в гробницах Когурё 7 век Сцена охоты из «Гробницы с танцорами»

Роспись в гробницах Когурё 7 век

Сцена охоты из «Гробницы с танцорами»

Слайд 33

Буддийская храмовая архитектура в эпоху Трех государств Пагода монастыря Чоннимса, 662

Буддийская храмовая архитектура в эпоху Трех государств

Пагода монастыря Чоннимса, 662 г.

Пагода

монастыря Мирыкса, начало VII в.
Слайд 34

Буддийская храмовая архитектура в эпоху Трех государств: меморативная пагода- «ступа»

Буддийская храмовая архитектура в эпоху Трех государств: меморативная пагода- «ступа»

Слайд 35

Пагода монастыря Пунхванса, 634 г. Горельефы локапал у входа в пагоду

Пагода монастыря Пунхванса, 634 г.

Горельефы локапал у входа в пагоду

Слайд 36

Буддийская скульптура в эпоху Трех государств Подражание китайским образцам «архаическая улыбка»

Буддийская скульптура в эпоху Трех государств

Подражание китайским образцам
«архаическая улыбка» скульптур
Наибольшее количество

изваяний сохранилось в Силла
Большинство сохранившихся скульптур датируются временем после VI в.
Слайд 37

Созерцающий Мирык (Майтрейя): эволюция образа Бронза, 7 в. Бронза, конец 6 в. Бронза, 6 в.

Созерцающий Мирык (Майтрейя): эволюция образа

Бронза, 7 в.

Бронза, конец 6 в.

Бронза, 6

в.
Слайд 38

Прикладное искусство: бронза Бронзовый сосуд, Пэкче, 7 в. Сосуд для вина

Прикладное искусство: бронза

Бронзовый сосуд, Пэкче, 7 в.

Сосуд для вина «Воин на

коне», керамика, 5 – 6 вв.
Слайд 39

Прикладное искусство: керамика

Прикладное искусство: керамика

Слайд 40

Золотые короны

Золотые короны

Слайд 41

Культура Объединенного Силла 676-935 Официальная религия – буддизм Огромное влияние китайской культуры и науки

Культура Объединенного Силла 676-935

Официальная религия – буддизм
Огромное влияние китайской культуры

и науки
Слайд 42

Кёнджу – столица Объединенного Силла. Королевские гробницы

Кёнджу – столица Объединенного Силла. Королевские гробницы

Слайд 43

Кёнджу – столица Объединенного Силла. Макет

Кёнджу – столица Объединенного Силла. Макет

Слайд 44

Пруд Анапчи. Силла, 7 в.

Пруд Анапчи. Силла, 7 в.

Слайд 45

Буддийская храмовая архитектура в эпоху Объединенного Силла: пагоды Пагода монастыря Камынса,

Буддийская храмовая архитектура в эпоху Объединенного Силла: пагоды

Пагода монастыря Камынса, ок.

682 г.

Пагода в Тхамни, вторая половина 7 в.

Слайд 46

Буддийская храмовая архитектура в эпоху Объединенного Силла: пагоды Пагода в Тхапчонни,

Буддийская храмовая архитектура в эпоху Объединенного Силла: пагоды

Пагода в Тхапчонни, вторая

половина 8 в.

Львиная пагода монастыря Хваомса. Ок. 754 г.

Слайд 47

Буддийская храмовая архитектура в эпоху Объединенного Силла: Монастырь Пульгукса в Кёнджу, 751 г.

Буддийская храмовая архитектура в эпоху Объединенного Силла: Монастырь Пульгукса в Кёнджу,

751 г.
Слайд 48

Слайд 49

Пагоды монастыря Пульгукса: национальное достояние Пагода многочисленных драгоценностей, 10,4 м. Трехъярусная каменная пагода, 10,4 м.

Пагоды монастыря Пульгукса: национальное достояние

Пагода многочисленных драгоценностей, 10,4 м.

Трехъярусная каменная пагода,

10,4 м.
Слайд 50

Буддийская храмовая архитектура в эпоху Объединенного Силла: пещерный храм Соккурам. 8

Буддийская храмовая архитектура в эпоху Объединенного Силла: пещерный храм Соккурам. 8

в.

Вход в круглый зал храма Соккурам

Слайд 51

Статуя Будды. Гранит, 8 в.

Статуя Будды. Гранит, 8 в.

Слайд 52

Слайд 53

Пещерный храм Соккурам. 8 в. Горельефы Божество Помчхон (Брахма) Бодхисаттва Мунсу-посаль (Манджушри)

Пещерный храм Соккурам. 8 в. Горельефы

Божество Помчхон (Брахма)

Бодхисаттва Мунсу-посаль (Манджушри)

Слайд 54

Буддийская скульптура Объединенного Силла. 8 в. Буддийская триада. 8 в. Бронза

Буддийская скульптура Объединенного Силла. 8 в.

Буддийская триада. 8 в. Бронза

Слайд 55

Буддийская скульптура Объединенного Силла. 9 в. Будда Амидабха, бронза, 9 -10 вв. Бодхисаттва, 9 в.

Буддийская скульптура Объединенного Силла. 9 в.

Будда Амидабха, бронза, 9 -10 вв.

Бодхисаттва,

9 в.
Слайд 56

Прикладное искусство Объединенного Силла: бронза

Прикладное искусство Объединенного Силла: бронза

Слайд 57

Колокол духа великого короля Сондогвана, 771 г. Монастырь Пондокса. Вес –

Колокол духа великого короля Сондогвана, 771 г. Монастырь Пондокса.

Вес – 72

т
Высота – 3, 33 м
Диаметр 2,27
Слайд 58

Прикладное искусство Объединенного Силла: керамика

Прикладное искусство Объединенного Силла: керамика

Слайд 59

Прикладное искусство Объединенного Силла: керамика

Прикладное искусство Объединенного Силла: керамика

Слайд 60

Литература Объединенного Силла Чхве Чхивон (857-?) - корейский поэт, ученый. Сборники

Литература Объединенного Силла

Чхве Чхивон (857-?) - корейский поэт, ученый. Сборники стихов

и ""высокойпрозы"", в т. ч. ""Борозды кистью в саду коричневых деревьев"" (20 кн.;изданы в 1834) - высшее достижение корейской литературы на ханмуне

Монах, к чему говорить о красотах зеленых гор.
Если так они хороши, зачем ты покинул их?
Взгляни же на те следы, что прежде оставил я.
Я однажды в горы вошел. И назад не вернусь никогда.

Слайд 61

Чхве Чхивон. Дождь осенней ночью. Ветру осеннему вторя, читаю стихи нараспев.

Чхве Чхивон. Дождь осенней ночью.

Ветру осеннему вторя, читаю стихи нараспев.
Мало

в мире людей, постигших поэзии суть.
Долгую ночь напролет дождь стучит за окном.
Я перед лампой сижу, а сердце - за тысячу ли.
Перевод: Леонов М.В.