Культурно-историческое развитие России середины XIX века

Содержание

Слайд 2

1. Особенности русской национальной литературы? 2. Понятие «реализм»? 3. Понятие «критический реализм»?


1. Особенности русской национальной литературы?
2. Понятие «реализм»?
3. Понятие «критический

реализм»?
Слайд 3

РОДОНАЧАЛЬНИК РУССКОГО РЕАЛИЗМА? ПИСАТЕЛЬ, РАЗВИВАВШИЙ В СВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ «КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ»?

РОДОНАЧАЛЬНИК РУССКОГО РЕАЛИЗМА?

ПИСАТЕЛЬ, РАЗВИВАВШИЙ В СВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ «КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ»?

Слайд 4

АЛЕКСАНДР II - отмена крепостного права (1861); - проведение реформ: земской(местное

АЛЕКСАНДР II

- отмена крепостного права (1861);
- проведение реформ:
земской(местное самоуправление в

сельской местности),
судебной,
военной (Предусматривала переход от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности. .
- изменение системы образования;
- началось развитие капитализма.
Слайд 5

- живопись -архитектура -скульптура -музыка - литература

- живопись
-архитектура
-скульптура
-музыка
- литература

Слайд 6

Изобразительное искусство не могло остаться в стороне от процессов, происходивших в

Изобразительное искусство не могло остаться в стороне от процессов, происходивших в

общественном сознании. Формируется течение в живописи, в основе которого лежали идеи критического реализма.
Слайд 7

«Приезд гувернантки в купеческий дом»

«Приезд гувернантки в купеческий дом»

Слайд 8

Тематика картины соответствует критическому и высмеивающему стилю работ Василия Перова, который

Тематика картины соответствует критическому и высмеивающему стилю работ Василия Перова, который

одним из первых заострил внимание на бесправности простых людей его времени. Художник смело отражал правду в своих живописных полотнах, высмеивая подобные, безнравственные сцены, и тому подтверждение, очередная картина Приезд гувернантки в купеческий дом, написанная художником в 1866 году.
Художник часто наблюдал, когда людей покупают и продают, как товар или даже банально проигрывают в карты. На картине представлена купеческая семья, самодовольно разглядывая девушку гувернантку пришедшую на службу, соответственно не по своей воле и как бывало в совершенно чужую семью, где отсутствует благородство и понимание и какое либо приличие.
Купец, Упитанный купец, он же глава семейства одетый всего лишь в домашнем халате, широко расставив ноги, надменно оценивает скромно наклонившую голову гувернантки держащую в руках свой необходимый скарб.
За спиной хозяина дома с недоверием выглядывает строптивая упитанная жена с желанием высказать различные каверзные вопросы, с непонятным и неожиданным испугом смотрят на вновь прибывшую избалованные купеческие дочки.
Купеческий сын обхватившись руками за спиной до не приличия с ухмылкой поглядывает на девушку, ожидая суровый и приказной разговор отца, то есть главы семейства с прибывшей в их дом гувернанткой.
Дальнейшую непростую судьбу новоиспеченной гувернантки, как видно предвидят и понимают нанятые в прислугу людишки, Гувернантка, фрагмент с заискивающим интересом они выглядывают из за двери в ожидании привычных шаблонных фраз и указаний.
Картина Приезд гувернантки в купеческий дом, отражает непростые нравы и уклад жизни того времени, где присутствует невежество и не красящая людей малообразованность. Разговор семьи купца с новой гувернанткой, как мы видим по изображенным типажам героев картины, довольно таки понятен и предположительно будет короток, строг и соответственно унизителен, с обязательным исполнением всех прихотей главы семейства и его семьи. Молодая и бесправная девушка в безвыходном положении, она понимает, что здесь ей будет нелегко, и ей придется терпеть разные не справедливые выходки этих не благородных личностей.
Сюжет до безобразия тосклив и печален, но это правда того времени и похожие сцены 60 - х годов 19 века можно было видеть во многих семьях подобного типа. Картина очень близка духу известного писателя Гоголя, сюжеты которых часто описывал в своих рассказах.
Сегодня картина Приезд гувернантки в купеческий дом находится в Москве в Третьяковской галерее, ее размер 44 на 53 см, написана она на деревянной основе.
Слайд 9

«Бурлаки на Волге»

«Бурлаки на Волге»

Слайд 10

В 1868 году Илья Репин, еще будучи студентом Академии художеств, впервые

В 1868 году Илья Репин, еще будучи студентом Академии художеств, впервые

увидел на Неве бурлаков. Бурлаками называли наёмных рабочих, которые в сезоны «большой воды» тянули на себе судна против течения с помощью бечевы. Молодой художник был поражён зрелищем впряжённых в лямку людей — грязных, оборванных и резко контрастирующих с нарядной публикой.
В то время Репин, как и все академисты, писал картины в основном на библейские сюжеты. Но увиденное так впечатлило его, что он решил создать монументальное полотно о современной жизни российского народа. Так началась новая эпоха в истории российского искусства — эпоха реализма.
Слайд 11

«Христос в пустыне»

«Христос в пустыне»

Слайд 12

Художник рассматривает Священную историю в контексте современной ему проблематики. Евангельские темы

Художник рассматривает Священную историю в контексте современной ему проблематики. Евангельские темы

и образы служили в то время формой выражения идей добра и справедливости. Личность Христа понималась как олицетворение "идеального человека", жизненный путь прогрессивно настроенного индивида строился как отражение его земного пути. Крамской писал: " …Есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу". Актуальность картине придает сходство позы Христа на полотне Крамского с позой Ф.М.Достоевского на известном портрете В.Г.Перова. Обе картины написаны в 1872 году и экспонировались на одной передвижной выставке. Вечные, общечеловеческие проблемы – центральная тема картины
Слайд 13

«Апофеоз войны»

«Апофеоз войны»

Слайд 14

«Утро стрелецкой казни»

«Утро стрелецкой казни»

Слайд 15

«Богатыри»

«Богатыри»

Слайд 16

ОГЮСТ МОНФЕРРАН Весьма значительные изменения происходят в архитектуре. Единство стиля, соблюдавшееся

ОГЮСТ МОНФЕРРАН

Весьма значительные изменения происходят в архитектуре.
Единство стиля, соблюдавшееся до

II половины XIX в., уступило место эклектике (смешению стилей).
Слайд 17

ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ БОЛЬШОЙ КРЕМЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ

ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ

БОЛЬШОЙ КРЕМЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ

Слайд 18

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ОПЕКУШИН ПАМЯТНИК А.С.ПУШКИНУ В скульптуре середины XIX в. отсутствие

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ОПЕКУШИН

ПАМЯТНИК А.С.ПУШКИНУ

В скульптуре середины XIX в. отсутствие внешней монументальности

было оправдано тонким психологизмом и убедительностью образов.
Слайд 19

ПАМЯТНИК ИОАННУ ГРОЗНОМУ

ПАМЯТНИК ИОАННУ ГРОЗНОМУ

Слайд 20

ПАМЯТНИК ПЕТРУ ПЕРВОМУ

ПАМЯТНИК ПЕТРУ ПЕРВОМУ

Слайд 21

В середине XIX века русская литература и культура пережили период наивысших

В середине XIX века русская литература и культура пережили период наивысших

достижений.
В эти годы в России интеллектуальное творчество перестало быть уделом только аристократов.
Слайд 22

Разночинец- « в XIX веке в России : интеллигент, не принадлежащий

Разночинец-
« в XIX веке в России : интеллигент, не

принадлежащий к дворянству, выходец из других классов, сословий»

Нигилист – «свободомыслящий человек, интеллигент- разночинец, резко отрицательно относившийся к буржуазно-дворянским традициям и обычаям»

Слайд 23

Слайд 24

КРЕСТЬЯНСКОЙ ТЕМЫ ЖЕНСКОЙ ТЕМЫ

КРЕСТЬЯНСКОЙ ТЕМЫ

ЖЕНСКОЙ ТЕМЫ

Слайд 25

«КТО ВИНОВАТ?» «ЧТО ДЕЛАТЬ?»

«КТО ВИНОВАТ?»

«ЧТО ДЕЛАТЬ?»

Слайд 26

Роман- литературный жанр эпического произведения большой формы. Повествование сосредоточено на судьбах

Роман- литературный жанр эпического произведения большой формы. Повествование сосредоточено на судьбах

отдельных личностей в их отношении к окружающему миру, на развитии их характеров и самосознания.
Слайд 27

- социальный; -политический; -исторический; - семейно-бытовой; -психологический ; - философский .

- социальный;
-политический;
-исторический;
- семейно-бытовой;
-психологический ;
- философский .

Слайд 28

• интерес к современности; • детализация быта, окружения, социальной среды; •

• интерес к современности;
• детализация быта, окружения, социальной среды;
• отображение жизни

с помощью типичных характеров;
• «саморазвитие» героев;
• историзм.
Слайд 29

ЧИСТОЕ ИСКУССТВО РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ

ЧИСТОЕ ИСКУССТВО

РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ

Слайд 30

Александр Николаевич Островский - создатель первого национального русского театра. Написал пьесы,

Александр Николаевич Островский -
создатель первого национального русского театра.
Написал пьесы, которые

отражали события русской действительности того времени.
Слайд 31

«СОВРЕМЕННИК» «РУССКИЙ ВЕСТНИК»

«СОВРЕМЕННИК»

«РУССКИЙ ВЕСТНИК»

Слайд 32

В русской литературе середины XIX века продолжалось развитие критического реализма. Появились

В русской литературе середины
XIX века продолжалось развитие
критического реализма.


Появились новые
герои, темы ,направления.
Возникли новые проблемные
вопросы.
Получил распространение жанр
романа.