Культурное наследие христианской Руси

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

После принятия христианства, Древняя Русь получила мощный толчок для развития грамотности

После принятия христианства, Древняя Русь получила мощный толчок для развития грамотности

и культуры. Всё было направлено на духовное преобразование человека, привитие христианских ценностей. За образец была взята культура Византии. Широко развивалось искусство (иконопись), зодчество, литература.

Византийские культурные традиции

Церковные книги

Строительство храмов

Иконопись

Слайд 4

Зодчество - архитектура Зодчество –искусство постройки различных зданий. После принятия христианства

Зодчество - архитектура

Зодчество –искусство постройки различных зданий.
После принятия христианства повелел князь

Владимир, как cказано в летописи, «Рубить повсюду церкви и ставить их по местам, где раньше стояли кумиры»
Слайд 5

Зодчество Деревянное зодчество было развито до принятия христианства. (избы, городские крепости, княжеские и боярские терема).

Зодчество

Деревянное зодчество было развито до принятия христианства. (избы, городские крепости, княжеские

и боярские терема).
Слайд 6

Зодчество Каменное строительство началось после принятия христианства. С Х в.первые постройки

Зодчество
Каменное строительство началось после принятия христианства.
С Х в.первые постройки выполнены византийскими

мастерами.
Первая каменная церковь – 989 г. Киев. Десятинная церковь Успения Богородицы.
Слайд 7

Зодчество - архитектура Храмовая архитектура, изначально копировавшая византийский стиль, очень быстро

Зодчество - архитектура

Храмовая архитектура, изначально копировавшая византийский стиль, очень быстро попала

под влияние исконных славянских традиций.
Хорошим примером такого влияния может стать Софийский собор в Новгороде.
Слайд 8

Софийский собор в Новгороде Великом Софийский собор в 1944г. Софийский собор (современный вид)

Софийский собор в Новгороде Великом

Софийский собор в 1944г. 

Софийский собор 
(современный вид)

Слайд 9

Церковь Покрова на Нерли 1166г. (Владимирская область) До настоящего времени сохранилось немного древних храмов.

Церковь Покрова на Нерли 1166г. (Владимирская область)

До настоящего времени сохранилось немного древних

храмов.
Слайд 10

Современный вид Таким он был в древности. Софийский собор в Киеве 1017—1037.

Современный вид

Таким он был в древности.

Софийский собор в Киеве 1017—1037.


Слайд 11

Древние храмы – выдающиеся памятники архитектуры. Снаружи храмы украшали каменной резьбой,

Древние храмы – выдающиеся памятники архитектуры.
Снаружи храмы украшали каменной резьбой,

внутри стены украшали фресками и яркой мозаикой на евангельские сюжеты.

Фрески Софии Киевской

Мозаика Софии Киевской

Слайд 12

Живопись Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков

Живопись

Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты)

Фреска

– картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке

Мозаики Софийского собора в Киеве

Слайд 13

Православный храм и его устройство

Православный храм
и его устройство

Слайд 14

Храм Божий – особое освященное здание предназначенное для совершения богослужений. Все

Храм Божий – особое освященное здание предназначенное для совершения богослужений.

Все строения

в мире возводятся для людей, и только одно строение созидается в честь и славу Бога – это храм.
Слайд 15

Слайд 16

Алтарь Средняя часть храма Притвор Притвор Средняя часть храма Алтарь

Алтарь
Средняя часть храма
Притвор

Притвор

Средняя часть храма

Алтарь

Слайд 17

Самая главная часть храма - алтарь В алтаре совершается священнослужителями Богослужение.

Самая главная часть храма - алтарь

В алтаре совершается священнослужителями Богослужение.

Слайд 18

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же

заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви – Иисуса Христа.

Храм венчается куполом

Купол

Крест

Слайд 19

Две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе.

Две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе.

Слайд 20

Три главы символизируют три Лица Святой Троицы.

Три главы символизируют три Лица Святой Троицы.

Слайд 21

Пять глав символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Пять глав символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Слайд 22

Тринадцать глав символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Тринадцать глав символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Слайд 23

25 глав Музей Кижи 33 главы

25 глав
Музей Кижи

33 главы

Слайд 24

Вопросы - Чем храм отличается от всех остальных зданий? - Какую

Вопросы

- Чем храм отличается от всех остальных зданий?
- Какую форму имеют

храмы?
- Как вы думаете, что по форме напоминает купол?
-Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?
Слайд 25

ИКОНА (образ, изображение) -изображение Иисуса Христа, Богородицы, святого, евангельского или церковно-исторического

  ИКОНА (образ, изображение) -изображение Иисуса Христа, Богородицы, святого, евангельского или

церковно-исторического события.

Владимирская икона
Божией Матери

Святая Троица
Андрей Рублев

Слайд 26

Красный угол был в каждом русском доме. Здесь стояли иконы, или образа, как говорили на Руси.

Красный угол был в каждом русском доме. Здесь стояли иконы, или

образа, как говорили на Руси.
Слайд 27

Иконы хранили и передавали по наследству, ими благословляли мужчин, отправлявшихся на

Иконы хранили и передавали по наследству, ими благословляли мужчин, отправлявшихся

на войну; молодожёнов, вступавших в брак; будущих иноков, уходивших в монастырь, чтобы совершать там молитвенный подвиг за всех живущих на земле.
Слайд 28

Боровиковский Б.Л. Христос со сферой. Икона «Спас Вседержитель». 15 век, Новгород. икона картина

Боровиковский Б.Л. Христос со сферой.

Икона «Спас Вседержитель».
15 век, Новгород.

икона

картина

Слайд 29

Правила иконописного письма: Фигуры изображались плоскими и неподвижными; фигуры не отбрасывают

Правила иконописного письма:
Фигуры изображались плоскими и неподвижными;
фигуры не отбрасывают теней;
свечение вокруг

головы в виде круга (нимб).

Адриан святой. Фреска Софийского собора в Киеве

Иконопись

Слайд 30

Апостол Петр. Эль Греко. Икона святого апостола Петра. 12 век, Афон.

Апостол Петр.
Эль Греко.

Икона святого апостола Петра.
12 век, Афон.

икона

картина

ДОБРО

ДОБРО И
ЗЛО

ТЕНЬ

нет

есть

Слайд 31

Богоматерь с младенцем в розах. Бруни Ф.А. Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия»,

Богоматерь с младенцем в розах. Бруни Ф.А.

Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия»,

15 век.

икона

НИМБ

есть

нет

картина

Слайд 32

Апостол Павел. Эль Греко. Икона святого апостола Павла. 15 век, прп.

Апостол Павел.
Эль Греко.

Икона святого апостола Павла.
15 век, прп. Андрей Рублев.

икона

картина

СВЕТ

изнутри

извне

Слайд 33

Икона «Спас на престоле». 15 век, Новгород. ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Икона «Спас на престоле».
15 век, Новгород.

ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Слайд 34

Это картина или икона? Обоснуйте. Александр Невский

Это картина или икона? Обоснуйте.

Александр Невский

Слайд 35

Значительное место в православной культуре принадлежит духовной музыке. В храмах во

Значительное место в православной культуре принадлежит духовной музыке.
В храмах во

время службы звучит богослужебная музыка, которая пришла из Византии. Она исполняется голосами без использования музыкальных инструментов.
Священные тексты вдохновляли великих композиторов. Н.А.Римский – Корсаков, П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский создавали произведения духовной музыки.

Духовная музыка

Слайд 36

Дми́трий Степа́нович Бортня́нский 1751-1825— русский композитор, дирижёр, певец Слушание музыки Бортнянского

Дми́трий Степа́нович Бортня́нский 1751-1825— русский композитор, дирижёр, певец

Слушание музыки Бортнянского «Дева

Днесь…»
-Как вы думаете, какому празднику композитор посвятил свое произведение?
Слайд 37

Зачем нужны колокола? Когда мы говорим о церковной музыке, нельзя не

Зачем нужны колокола?

Когда мы говорим о церковной музыке, нельзя не вспомнить

о колокольном звоне. Он сопровождает богослужения, благовестит о православных праздниках.
Слайд 38

В начале возникновения христианства на Руси на молитву приглашал один колокол.

В начале возникновения христианства на Руси на молитву приглашал один колокол.

Много позже стали строить звонницы (колокольни), где подвешивались разные по размеру и звучанию колокола.

Звонница Ростовского кремля

Слайд 39

Постепенно складывалась русская школа колокольного звона с разными его рисунками –

Постепенно складывалась русская школа колокольного звона с разными его рисунками –

переливчатыми, торжественными, печальными, с разным темпом – быстрым, неторопливым.

Благовест
Перебор
Перезвон
Трезвон

Слайд 40

Богатое убранство православного храма, иконы, колокольный перезвон, песнопения эмоционально настраивают верующего

Богатое убранство православного храма, иконы, колокольный перезвон, песнопения эмоционально настраивают верующего

на общение с Богом
и помогают ему пережить глубокие чувства.