Московия XVI века глазами иностранцев

Содержание

Слайд 2

Олеарий А. Описание путешествия в Московию Мужчины у русских, большею частью,

Олеарий А. Описание путешествия в Московию

Мужчины у русских, большею частью, рослые,

толстые и крепкие люди, кожею и натуральным цветом своим сходные с другими европейцами. Они очень почитают длинные бороды и толстые животы, и те, у кого эти качества имеются, пользуются у них большим почетом. Его царское величество таких людей из числа купцов назначает обыкновенно для присутствия при публичных аудиенциях послов, полагая, что этим усилено будет торжественное величие [приема]. Усы у них свисают низко над ртом. Волосы на голове только их попы или священники носят длинные, свешивающиеся на плечи; у других они коротко острижены. Вельможи даже дают сбривать эти волосы, полагая в этом красоту. Подобное мнение не разделяется Амвросием. Он говорит: «По деревьям можно судить, в чем краса главы человеческой; возьми у дерева листву, и все дерево станет неприятным на вид».
Слайд 3

(Книга III, глава 6) О природе русских, их душевных качествах и

(Книга III, глава 6) О природе русских, их душевных качествах и нравах:
«Когда

наблюдаешь русских в отношении их душевных качеств, нравов и образа жизни, то их, без сомнения, не можешь не причислить к варварам. И так нельзя сказать о них, как в старину говорилось о греках (правда, они хвастаются приходом к ним греков и заимствованиями у этих последних, но, на самом деле, они не имеют от них ни языка, ни искусства), а именно, что они одни — люди умные и с тонким пониманием, а все остальные — негреки — варвары. Русские вовсе не любят свободных искусств и высоких наук и не имеют никакой охоты заниматься ими. А ведь, между тем, сказано: «Доброе обучение искусствам смягчает нравы и не дает одичать». Поэтому они остаются невеждами и грубыми людьми». Большинство русских дают грубые и невежественные отзывы о высоких, им неизвестных, натуральных науках и искусствах в тех случаях, когда они встречают иностранцев, имеющих подобные познания. Так, они, например, астрономию и астрологию считали за волшебную науку. Они полагают, что имеется что-то нечистое в знании и предсказании наперед солнечных и лунных затмений, равно как и действий светил. Поэтому, когда мы вернулись из Персии, и в Москве стало известно, что великий князь назначает и принимает меня в свои астрономы, то некоторые из них стали так говорить: «Вскоре вернется в Москву находившийся в составе голштинского посольства волшебник, умеющий по звездам предсказывать будущее». Вследствие этого люди уже почувствовали ко мне отвращение, и я, узнав о нем, между прочим, по этой причине и воздержался принять приглашение.
Слайд 4

Гравюра из книги Олеария. сюжет о пьянстве на Руси В своей

Гравюра из книги Олеария. сюжет о пьянстве на Руси

В своей работе

«Путешествие в Московию» Раффаэлло Барберини описал все, что видел и слышал о Российском царстве.
"...Москвитяне исповедуют религию греческую. Они весьма суеверны в живописи и изображении святых; поклоняются одному святому Николаю, почти не упоминая о других Божьих угодниках; и празднуют день этого святителя, больше чем всякого другого».
Слайд 5

"Карта Московии" Энтони Дженкинса -посетил Москву в царствование Ивана Грозного.

"Карта Московии" Энтони Дженкинса -посетил Москву в царствование Ивана Грозного.

Слайд 6

О положении иностранцев и их религиях: «Иностранцы, которые постоянно проживают в

О положении иностранцев и их религиях:
«Иностранцы, которые постоянно проживают в Москве,

- это лютеране и кальвинисты, притом последних меньше, чем первых. Кальвинисты превосходят лютеран богатством, ибо среди них большинство – купцы. Лютеране отчасти купцы, отчасти чиновники и мастера. Кальвинисты, которых здесь называют реформаторами, - это голландцы, они имеют своего резидента. Лютеране, которые предпочитают, чтобы их называли евангелистами, принадлежат разным странам: Швеции, Дании, Ливонии, Гамбургу и т.д. В первое время по прибытии они жили в пределах города, где и теперь есть улица, на которой обитают старожилы. Их считали язычниками, отсюда москвитяне и сегодня называют их улицу «Поганый пруд», или улицей язычников.
Дома у большинства деревянные, красивые, а у многих каменные, похожие на дворцы, сады прекрасно ухоженные, и многие кормятся садами. Одеваются великолепно, особенно женщины, и трапезы устраивают роскошные, в зимнее время дома, а летом в соседних рощах, которых здесь множество и куда они обычно выезжают отдыхать. Разъезжают на конях и в каретах даже простые ремесленники. Войсковые офицеры живут весьма праздно, ибо, если они не в походе, у них нет никаких дел, кроме лишь того, что они по утрам должны приветствовать князя, стоящего во главе посольского приказа, да и то не всегда.»

Монах-иезуит Иржи Давид направился в Московию в качестве миссионера. В 1690 году он опубликовал работу «Современное состояние Великой России, или Московии»

Слайд 7

О деньгах москвитян: «Деньги у них только чисто серебряные и делятся

О деньгах москвитян:
«Деньги у них только чисто серебряные и делятся на три класса, а именно:

копейка, деньга и полушка. Одна копейка несколько больше нашего круцифера, деньга — это полкопейки. Полушка — половина деньги, это самая маленькая монета. Три копейки называются один алтын, десять — одна гривна. Двадцать пять копеек называются полполтины. Сто — один рубль. Пять копеек стоят три наших чешских гроша, десять — шесть грошей. Двадцать пять — пол-империала, сто — трёх флоринов. Эти деньги серебряные, но, бывает, что к ним примешивают посеребренные медные — для обмана, но их из числа других выбрасывают. Несколько лет тому назад отчеканили также медные монеты и назвали их «чехи», но они не имели успеха. Империалов и золотых монет обычно не чеканят, разве только как почётные деньги, которые, например, раздаёт великий князь офицерам, после какого-нибудь похода, как это было в последние годя. Наш чеканный империал, говорят, стоит здесь пятьдесят пять или самое большое пятьдесят шесть, копеек, то есть тридцать три богемских гроша. Поэтому тот, кто свои деньги переводит в империалы в Германии и добавляет на каждый по четыре или пять грошей, терпит убытки. За золотой обычно дают сто семнадцать копеек, то есть три флорина десять грошей. Иногда дают сто двадцать, то есть три флорина двенадцать грошей, так что, выгоднее прибывать с этой монетой, чем с другой».
Слайд 8

Франк Драхма Грош Гривна Златник

Франк

Драхма

Грош

Гривна

Златник

Слайд 9

«...Русские очень красивы, как мужчины, так и женщины, но вообще это

«...Русские очень красивы, как мужчины, так и женщины, но вообще это

народ грубый...
Они величайшие пьяницы и весьма этим похваляются, презирая непьющих. У них нет никаких вин, но они употребляют напиток из меда, который они приготовляют с листьями хмеля. Этот напиток вовсе не плох, особенно если он старый. Однако их государь не допускает, чтобы каждый мог свободно его приготовлять, потому что, если бы они пользовались подобной свободой, то ежедневно были бы пьяны и убивали бы друг друга, как звери...
Их жизнь протекает следующим образом: утром они стоят на базарах (речь о купцах и торговцах) примерно до полудня, потом отправляются в таверны есть и пить; после этого времени уже невозможно привлечь их к какому-либо делу...»
Слайд 10

Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век. Картина А. Васнецова

Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век. Картина А. Васнецова

Слайд 11

Московский Кремль в конце XVII века. Картина А. Васнецова

Московский Кремль в конце XVII века. Картина А. Васнецова

Слайд 12

Путешествие по Северу России было несколько утомительно зимой. Нужно было заранее

Путешествие по Северу России было несколько утомительно зимой. Нужно было заранее

приобретать сани. Сани покрывались оленьими шкурами и, со слов К. де Бруина, лежа на такой постели, не чувствуешь ни малейшего холода. Необычна для иностранца и продолжительность зимы русской: «Обыкновенно на Байкале лед бывает с сентября, но в этом месяце он весьма редко замерзает, а в январе наибольше держится даже до последних чисел апреля». Ловля рыбы здесь также нова для иностранца: существует «особый род рыбных заводей, коими подымающуюся к камышам рыбу весною ловят… Таким образом, рыба, пришед к плетню, пробирается по нем в глубину и, дошед до сих углов, входит в отверстие, надеясь пройти насквозь, однако и назад не может, потому что проход так, как у верши, внутрь сужен и опущен».
Слайд 13

Иностранцы, посещавшие средневековую Русь, единодушно отмечали, что особенной популярностью в народе

Иностранцы, посещавшие средневековую Русь, единодушно отмечали, что особенной популярностью в народе

пользовался Николай Чудотворец. Так, австрийский посланник С.Герберштейн, приехавший в Москву в начале XVI века, сообщал о русских: "Среди святых они особенно чтят Николая <…> и ежедневно рассказывают о его многочисленных чудесах". Англичанин Д.Флетчер, побывавший в России в конце XVI века, также свидетельствовал, что русские в своих верованиях "отдают преимущество" Богоматери и святому Николаю: "Они говорят, что Бог назначил ему для служения триста главных ангелов".

«Пресвятая Богородица со святителем 
Николаем»

Слайд 14

Использованные источники https://diletant.media/articles/44990649/ https://www.liveinternet.ru/users/mif3000/post142691889 https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=448967 https://zen.yandex.ru/media/paganel/zapiski-inostrancev-o-rossii-1517-veka-kak-prichina-evropeiskoi-rusofobii-nashi-nravy-i-obychai-ih-glazami-6021257d390eb32b9b3ebdec

Использованные источники

https://diletant.media/articles/44990649/
https://www.liveinternet.ru/users/mif3000/post142691889
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=448967
https://zen.yandex.ru/media/paganel/zapiski-inostrancev-o-rossii-1517-veka-kak-prichina-evropeiskoi-rusofobii-nashi-nravy-i-obychai-ih-glazami-6021257d390eb32b9b3ebdec