Среди высших богов любимейшими были Осирис и супруга его Исида. Осирис
счастливо правил страной. Он научил людей возделывать землю, сажать сады, строить города, выпекать хлеб. Бог зла Тифон убил Осириса и рассек его на части. Исида отыскала их, соединила и похоронила. Гор, мстя за отца, убил Тифона. А Осирис был воскрешен Исидой, передал богу Гору, своему сыну, царский престол и удалился в царство мертвых, став владыкой и судьей в загробном мире.
Объясняют этот миф так. Главным для земледельца был хлеб, который появлялся из зерна. Гибель и воскрешение Осириса – это не что иное, как увядание и оживление природы. Когда уровень Нила начинает понижаться, а знойные ветры и дневной жар палит землю – вот время, когда Тифон убивает Осириса. В эту пору египтяне оплакивают исчезновение плодов. Затем, когда оканчивался посев, египтяне погребали Осириса. Когда же Египет вновь оживал от наводнения Нила, когда начинали вырастать новые плоды, то рожденный Гор вырастал и побеждал Тифона. Сын Осириса, мстящий за отца, изображал собой обновленную силу солнца, возродившуюся жизнь и начало нового года.
Так же и зерно, брошенное в землю, умирает для того, чтобы, воскреснув, появиться колосом хлеба. А помогает ему в этом солнце и дождь. Таким образом, Осирис стал богом воды и растительности; Гор – животворящий луч солнечного света; Исида – связующая нить между ними – богиня плодородия.
Осириса представляли то в виде мумии, сквозь которую прорастают стебли злаков, то в виде восседающего на троне владыки загробного царства. На голове Осириса высокая корона фараона, его ноги спелёнаты, как у мумии, в скрещенных на груди руках он держит жезл и плеть – символы власти.
Как бога растительности, Осириса изображали в короне из стеблей папируса сидящим среди деревьев или оплетенным виноградной лозой. Тело и лицо его, как правило, были окрашены в зеленый цвет.
Годовой цикл в мифах Древнего Египта
Изображение Осириса