Русское искусство в XVII-XVIII веках

Содержание

Слайд 2

XVIII в. был временем широкого и всестороннего расцвета русской художественной культуры

XVIII в. был временем широкого и всестороннего расцвета русской художественной культуры

.Это было обусловлено коренными социально-экономическими преобразованиями Петра I Начинают бурно развиваться светские формы, многие вида искусства, в частности живопись, архитектура, скульптура, прикладное искусство, гравюра. В Россию стал интенсивно привлекаться богатейший опыт европейских культурных традиций. Новое русское искусство скоро обрело профессиональную зрелость. Это проявилось в процессе строительства столицы России -- Петербурга и ряда других городов с их многочисленными дворцами, общественными зданиями и сооружениями.

Преобразования Петра I и их значение для развития русского искусства XVIII в

Слайд 3

В первой половине XVIII в. повышается роль человека как личности в

В первой половине XVIII в. повышается роль человека как личности в

обществе. Предпочтение отдавалось таланту человека, а не его титулу или родовитости. Новому государству требовались энергичные, предприимчивые и умелые люди. Именно в петровские времена возникла идея создания Академии художеств. Без опытных живописцев и граверов Россия обойтись уже не могла. Приглашая иностранцев, Петр заботился и о воспитании русских художников. С этой целью широко практиковалось пенсионерство -- посылка за границу для обучения совершенствования в профессии людей творческих специальностей.
Искусство все более отдаляется от церкви. Темами для сюжетов становятся портреты, батальные сцены, отношения между людьми. Получает развитие живопись, гравюра, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, ювелирное искусство. Определяющие направления: барокко, рококо, классицизм, нередко смешение стилей в пределах одного произведения (особенно в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве) -- эклектика. Появляются новые формы мебели, стеклянная и хрустальная посуда, изделия из фарфора.
В Петровскую эпоху особое значение придавалось образованию и науке. Для дворян обучение становится обязательным, В 1699 г. открывается Пушкарская школа. В 1701 г. начинается обучение в медико-хирургической и математико-навигационной школе. В 1717 г. появляются школа переводчиков, инженерная и навигационная школы. При уральских заводах открываются горнозаводские училища.
Слайд 4

Ведущая роль светского искусства. Роль искусства в пропаганде петровских реформ. Результатом

Ведущая роль светского искусства. Роль искусства в пропаганде петровских реформ.

Результатом распространения

идей Просвещения в России
стало разделение единого до этого русского искусства на светское и религиозное. Религиозная часть русской культуры уходила на ее периферию, а светская укоренялась в центре культурной и общественной жизни.
В результате реформ в России сложилось абсолютистское государство со светской культурой, открытое, активно контактирующее с другими странами, отказавшееся от политики изоляционизма. В художественной культуре новые веяния привели к формированию новых жанров искусства, освобождению его от религиозного содержания. Также нужно отметить демократизацию искусства, появление в нем авторского начала, не свойственного древнерусской культуре.
Свое наглядное воплощение государственная идея нашла в архитектуре, которая приобрела отчетливо светский характер и развивалась в русле европейского искусства Нового времени. Наиболее полно новые формы и принципы архитектуры воплотились в строительстве новой столице России – г.Санкт-Петербурге, основанном в 1703 г.
Слайд 5

Развитие русской гражданской архитектуры. Петербург - город Нового времени. Город, заложенный

Развитие русской гражданской архитектуры. Петербург - город Нового времени.

Город, заложенный в

дельте реки Невы самим императором и названный им Петербургом в честь своего небесного покровителя, святого апостола Петра, должен был воплотить мечту о новом идеальном городе. Петр замыслил его как вариант любимой им Голландии, как портовый город-крепость.
Слайд 6

В 1708 г. Петром I был издан указ о подготовке в

В 1708 г. Петром I был издан указ о подготовке в

Петербурге зданий для переезда двора и высших сановников, фактически превращавший новый город в столицу России. С этой датой совпадает и строительство в Петербурге на берегу Невы, у устья Фонтанки, Летнего дворца (1708 - 1714 гг.)
Местоположение Петропавловской крепости, Адмиралтейства и Летнего дворца определило в дальнейшем развитие тяготевших к ним построек. При Адмиралтействе строилась Морская слобода; на Петроградской стороне - слобода для военного гарнизона, для дворянства и торговцев; при возникшем позднее Литейно-пушечном дворе - Пушкарская слобода. Между Адмиралтейством и Летним дворцом, по берегу Невы, строились жилые дома приближенных Петра.
Массовое жилое строительство, связанное с быстрым притоком населения, регулировалось государством. Для застройки города по указанию Петра, "фортификационного и палатного дела мастером" Доменико Трезини были разработаны "образцовые" проекты жилых домов, которыми должны были обстраиваться прямые и правильно распланированные улицы.
Слайд 7

План Леблона и Д. Трезини К 1715-16 гг. Пётр I облюбовал

План Леблона и Д. Трезини

К 1715-16 гг. Пётр I облюбовал для

центральной части Санкт-Петербурга Васильевский остров. Этот остров располагался к морю ближе всего. Проект застройки и устройства каналов на острове составил Трезини, а затем – Леблон.

Доменико Трезини

Жан-Батист Александр
Леблон

Слайд 8

Согласно проекту Трезини, остров предполагалось точно поделить на прямоугольники жилых кварталов,

Согласно проекту Трезини, остров предполагалось точно поделить на прямоугольники жилых кварталов,

разделённых каналами (планировка утверждена царём 1 января 1716 года). В этом плане – свидетельство неодолимого желания царя привести всё к единообразию.
Слайд 9

Однако, планируя кварталы Васильевского острова, Трезини, с одной стороны, исходил из

Однако, планируя кварталы Васильевского острова, Трезини, с одной стороны, исходил

из европейской традиции, т.е. когда фасады зданий выходят на улицу, а, с другой, за каждым домом он предусмотрел, как было принято на Руси, сад, огород и хозяйственные постройки. В итоге, город состоял не из отдельных домов, а из усадеб.
Стрелка Васильевского острова должна была стать центральной площадью Петербурга.

Предложение Трезини располагать дома вдоль набережной не на одной линии, а ступенчато, заслуживает особого внимания. При таком расположении зданий игра света и тени на фасадах придавала особо живописный облик городским кварталам.

Слайд 10

Проект Леблона – это сочетание города-крепости и «идеального города» Нового времени

Проект Леблона – это сочетание города-крепости и «идеального города» Нового

времени с царским дворцом в центре. Бросается в глаза, что часть городской территории и оборонительной линии вынесена на соседние острова.
Слайд 11

С начала века облик Петербурга менялся — закладывался ансамбль центральных улиц

С начала века облик Петербурга менялся — закладывался ансамбль центральных улиц

и площадей города, создавались здания, определявшие лицо города. Это в первую очередь Казанский собор, Смольный институт, ансамбль Стрелки Васильевского острова со зданием Биржи, с Ростральными колоннами, Горный институт, а также Адмиралтейство. Все эти здания стали символами новой России — морской державы с развитой промышленностью и торговлей, но в то же время и оплота христианства.
Общественные здания — основные структурные элементы композиционного решения как всего города, так и его составных частей. Композиция центральной части города, его периферийных районов, промышленных районов строится на основе главенствующей роли общественных зданий. В силу особой выразительности архитектура общественных зданий обладает определенным эмоциональным воздействием, что позволяет считать эти здания носителями образа городского пространства.

Роль общественных зданий в городском ансамбле

Слайд 12

Начало русского барокко. Д. Трезини – создатель нового архитектурного стиля. Барокко

Начало русского барокко. Д. Трезини – создатель нового архитектурного стиля.

Барокко

в России развивалось особым путем. Оно было связано с традициями русского зодчества XVII столетия и в петровское время обогатилось в результате воздействия со стороны западноевропейского строительства. Расцвет стиля падает на 40—50-е годы XVIII века, то есть на тот период, когда на Западе отмечается уже угасание поздней стадии барокко, так называемого стиля рококо, и отмечается переход к классицизму. Стиль рококо по существу в русской архитектуре не нашел применения.
Важную роль при первом этапе застройки Петербурга сыграл Трезини. Благодаря своему опыту, ясному и логичному архитектурному мышлению, почти 10 лет он был главным архитектором-распорядителем петровских построек: крепостей, церквей, дворцов, жилых домов. В большинстве случаев его проекты отличались простотой, добротностью, без особых излишеств.
Слайд 13

Петропавловская крепость В 1706 году Петр I задумал перестроить Петропавловскую крепость:

Петропавловская крепость

В 1706 году Петр I задумал перестроить Петропавловскую крепость: из

земляной ее следовало превратить в каменную. Работа была масштабная. Требовалось своевременно заготовить и доставить к крепости огромное количество материала для строительства — леса, кирпича, извести — найти достаточно рабочих.
Слайд 14

Для управления строительством Петр основал Канцелярию городовых дел. Начальником ее стал

Для управления строительством Петр основал Канцелярию городовых дел. Начальником ее стал

Ульян Сенявин, а Доменико Трезини был назначен его главным помощником.
Уже спустя 2 года закончилось строительство каменных пороховых погребов обновленной крепости и началось возведение солдатских казарм и бастионов. Ворота крепости первоначально были деревянными. Однако позже вышел особый указ царя — «по Большой Неве и большим протокам деревянного строения не строить» — и ворота заменили на каменные.
К 1716 году крепость достроили. Доменико Трезини приступил к возведению Петропавловского собора на ее территории. Самой высокой точкой архитектурного ансамбля стала Петропавловская колокольня с ее знаменитым иглоподобным шпилем.
Слайд 15

Здание 12 коллегий Типичным памятником петровской эпохи является здание Двенадцати коллегий

Здание 12 коллегий

Типичным памятником петровской эпохи является здание Двенадцати коллегий

— первое каменное правительственное сооружение в новой столице, в котором ясно выявлена свойственная архитектуре этого времени структурность.
Слайд 16

Памятник петровского барокко общей протяженностью 398, 99 м состоит из двенадцати

Памятник петровского барокко общей протяженностью 398, 99 м состоит из двенадцати

одинаковых элементов с выступающими вперед ризалитами. У каждого элемента своя крыша, создается ощущение, что каждая коллегия занимает отдельное здание. Вероятно, Трезини, живший в Копенгагене, ориентировался на здание местной Биржи, построенное по такому же принципу в 1625 году. Среди характерных для петровского барокко черт можно выделить двухцветную окраску здания, рустовку нижнего этажа, пилястры и высокие крыши.
Слайд 17

Ф.Б. Растрелли – выразитель русского варианта стиля барокко. Первой самостоятельной работой

Ф.Б. Растрелли – выразитель русского варианта стиля барокко.

Первой самостоятельной работой молодого

зодчего в Петербурге было строительство с 1721 по 1727 год дворца на Миллионной улице для молдавского господаря Антиоха Кантемира. Еще в 1729 г.
По-настоящему талант Растрелли как искусного зодчего раскрылся в царствование Анны Иоанновны.
Однако подлинный расцвет творчества Ф. Растрелли, утверждение его, как автора нового стиля, "елизаветинского" или "русского" барокко - приходится на период царствования Елизаветы
Слайд 18

Очень красивым и к тому же самым крупным дворцом Санкт-Петербурга является

Очень красивым и к тому же самым крупным дворцом Санкт-Петербурга является

Зимний дворец. Это его четвертое здание, оставившее далеко позади все предыдущие, по масштабам и роскошности отделки. Возводить, дворец, начали в 1754 году, а закончилось сооружение, через восемь лет, в 1762 году.

.

Слайд 19

По сути, Зимний дворец, является выдающимся примером позднего петербургского барокко. Планировка

По сути, Зимний дворец, является выдающимся примером позднего петербургского барокко. Планировка

Зимнего дворца, отличается тем, что в плане, это четкий, правильный четырехугольник с довольно широким внутренним двором. Видно, что архитектор хотел придать этому зданию величия и масштабности, ведь это будущий дворец самодержцев Российских, и это ему удалось.
Слайд 20

Синтез искусств в барочном ансамбле. Синтез искусств в архитектуре - взаимосвязанное,

Синтез искусств в барочном ансамбле.

Синтез искусств в архитектуре - взаимосвязанное, органическое

единство различных видов искусства (живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и др.) и архитектуры, в результате осуществления которого возникает новое эстетически-образное качество целостного художественного ансамбля.
В середине XVIII века стиль барокко в России имел ярко выраженные самобытные особенности благодаря преемственности декоративных композиционных приемов русского зодчества начала XVIII века. Нельзя не подчеркнуть специфическую национальную особенность архитектуры барокко в середине XVIII века - полихромия фасадов, стены которых окрашены в синие, красные, желтые и зеленые цвета. Дополнением к этому служат пучки колонны, пилястры, обрамленные окна.
Слайд 21

Характерной чертой архитектурных произведений является то, что группы зданий или корпусов

Характерной чертой архитектурных произведений является то, что группы зданий или корпусов

зачастую формируют замкнутый архитектурный ансамбль, раскрывающийся лишь при проникновении внутрь его. В дворцовых и церковных помещениях наряду с лепным живописным убранством стен и потолков выполнялись многоцветные узорчатые полы из разных пород дерева. Плафонная живопись создает иллюзию бесконечности поднимающегося вверх зала, что подчеркивается парящими в небе фигурами разной соразмерности, четко отделяющими и разную отдаленность их от зрителя.
Слайд 22

Культовая архитектура. Ф.Б. Растрелли - Смольный монастырь

Культовая архитектура. Ф.Б. Растрелли - Смольный монастырь

Слайд 23

Архитектурная деятельность Ф. Б. Растрелли в основном была направлена на создание

Архитектурная деятельность Ф. Б. Растрелли в основном была направлена на создание

великолепных дворцовых сооружений, но и в храмовом зодчестве он оставил чрезвычайно ценное произведение — Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Этот крупнейший ансамбль и величайший шедевр зрелого, или елизаветинского, барокко явился блестящим воплощением творческих идей мастера и одним из лучших его произведений.
Слайд 24

Д. В. Ухтомский – Колокольня Троице-Сергиевой Лавры Пятиярусная лаврская колокольня, построенная

Д. В. Ухтомский – Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

Пятиярусная лаврская колокольня, построенная в 1768

году по проекту русского архитектора Д.В. Ухтомского. Высота колокольни – 88 метров, что на 6 метров выше знаменитой колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. До революции на колокольне размещалось уникальное собрание колоколов. В 1930 году 25 из них были разбиты, в том числе и самый большой на Руси – «Царь-колокол», весом 64 тонны. Вес отлитого для лавры в 2003 году нового «Царь-колокола» составляет 72 тонны.