Деформация форм в кубизме

Слайд 2

Куби́зм (фр. Cubisme) — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего

Куби́зм (фр. Cubisme) — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего

в живописи, зародившееся в начале XX века во Франции и характеризующееся использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.
Слайд 3

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУБИЗМА Английский искусствовед Эрнст Гомбрих выводит истоки кубизма из творчества

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУБИЗМА

Английский искусствовед Эрнст Гомбрих выводит истоки кубизма из творчества французского

художника Поля Сезанна, приводя как пример его работы «Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю» и «Горы в Провансе», а также его ответ на письмо молодого Пабло Пикассо: «В одном из писем Сезанн рекомендует молодому художнику рассматривать натуру как совокупность простых форм — сфер, конусов, цилиндров. Он имел в виду, что эти базисные формы необходимо держать в сознании как организующее начало картины. Однако Пикассо и его друзья восприняли совет буквально».
Возникновение кубизма традиционно датируют 1905—1907 годами и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Ж. Брака. Термин «кубизм» появился в 1908 году, после того как Анри Матисс увидев пейзажи Дома в Эстаке, написанные Ж. Браком в 1908 воскликнул "Что за кубики" (фр. bizarreries cubiques).
Начиная с 1912 года в кубизме зарождается новое ответвление, которое искусствоведы назвали «синтетическим кубизмом». Простую формулировку основных целей и принципов кубизма дать довольно трудно; в живописи можно выделить три фазы этого направления, отражающие разные эстетические концепции, и рассмотреть каждую в отдельности: сезанновский (1907—1909), аналитический (1909—1912) и синтетический (1913—1914).
Слайд 4

ПАБЛО ПИКАССО «Многие считают, что кубизм - особый род переходного искусства,

ПАБЛО ПИКАССО

«Многие считают, что кубизм - особый род переходного искусства, эксперимент,

и результаты его ска­жутся только в дальнейшем. Думать так - значит не пони­мать кубизма. Кубизм не «зерно» и не «зародыш», а искусство, для которого прежде всего важна форма, а форма, будучи од­нажды создана, не может исчезнуть и живет самостоятельной жизнью».
Слайд 5

АВИНЬОНСКИЕ ДЕВИЦЫ Истинной возмутительницей спокойствия стала картина испан­ского художника Пабло Пикассо

АВИНЬОНСКИЕ ДЕВИЦЫ

Истинной возмутительницей спокойствия стала картина испан­ского художника Пабло Пикассо «Авиньонские

деви­цы».Именно она знаменовала начало нового направления в искус­стве кубизма.
По мнению автора, картина должна была разбу­дить уснувшую совесть современников, а потому воспринималась как страстный голос художника в защиту поруганной красоты, уни­женной и бесправной женщины.Картина выполнена в кубистической манере. Энергичный рису­нок, преобладающие наклонные ломаные линии, нервные изломы драпировок передают динамику форм, создают ощущение распада и дисгармонии. Отсутствие центра композиции открывает возмож­ность рассматривать изображение с различных точек зрения. На­тюрморт из маленькой горки фруктов у ног девушек кажется стран­ным и неуместным в общей композиции, готовым вот-вот «выско­чить» за пределы полотна. Женские тела розового цвета явно дисгармонируют с голубым фоном занавеса. По характеру живопи­си картина скорее напоминает большое декоративное панно.
Слайд 6

НАТЮРМОРТ С СОЛОМЕННЫМ СТУ­ЛОМ Однажды Пикассо взял клеенку, на которой была

НАТЮРМОРТ С СОЛОМЕННЫМ СТУ­ЛОМ

Однажды Пикассо взял клеенку, на которой была изображена сетка

плетеного стула. Вырезав кусок нужной ему формы, он при­клеил его к холсту. Так был создан «Натюрморт с соломенным сту­лом».Небольшая овальной формы картина была полна деталей, идущих вразрез с существовавшими нормами живописи. Разрознен­ные элементы, соединенные определенным образом, все же создава­ли единое целое. Пикассо преднамеренно нарушает гармоническое восприятие картины, объединяя на одном полотне предметы, реальность каждого из которых воспринимается в различной степени. Но они объединены таким образом, что создают игру противоречивых и в то же время дополняющих друг друга чувств.