Средневековая культура и искусство Индии

Содержание

Слайд 2

ОСОБЕННОСТИ ИНДУИЗМА Особенность индуизма — отсутствие разработанной догматики, а также единой

ОСОБЕННОСТИ ИНДУИЗМА

Особенность индуизма — отсутствие разработанной догматики, а также единой церковной

организации, что, с одной стороны, придавало гибкость индуизму, с другой — приводило его к религиозной терпимости, так как он спокойно смотрел на проникновение в Индию других религий, считая веру в богов личным делом каждого человека. Индуизм стал образом жизни, совокупностью жизненных принципов, норм, социальных и этических ценностей, верований и представлений, обрядов и культов, мифов и легенд.

В Индии буддизм постепенно уступает место индуизму — новой религии, ставшей результатом соперничества буддизма и брахманизма, приспособившей традиционные индийские ценности культуры к новым условиям.

Слайд 3

Важнейшими из многочисленных богов индуизма являются три высших божества — Брахма

Важнейшими из многочисленных богов индуизма являются три высших божества — Брахма (создатель мира), Вишну (его

хранитель) и Шива (разрушитель).

Культ Брахмы не получил широкого распространения в Индии, ему поклоняются едва ли в десятке храмов во всей стране.

создатель вселенной

Слайд 4

ПОДАВЛЯЮЩЕЕ ЧИСЛО ИНДУИСТОВ ЯВЛЯЮТСЯ СТОРОННИКАМИ ВИШНУИЗМА (ПОЧИТАТЕЛЯМИ ВИШНУ) ИЛИ ШИВАИЗМА (ПОКЛОНЯЮТСЯ

ПОДАВЛЯЮЩЕЕ ЧИСЛО ИНДУИСТОВ ЯВЛЯЮТСЯ СТОРОННИКАМИ ВИШНУИЗМА (ПОЧИТАТЕЛЯМИ ВИШНУ) ИЛИ ШИВАИЗМА (ПОКЛОНЯЮТСЯ ШИВЕ).

Вишну со своей супругой

Лакшми в храме Нараяна-Тирумала в Шрикакуламе (Андхра-Прадеш)

Концепция аватар  — учения о том, что бог Вишну нисходит в мир и, перевоплощаясь, является в различных образах, — определила особое место Вишну в тримурти.
Вишну воспринимается как универсальное божество, всепроникающее, приносящее процветание, покровительствующее всем существам и мирам. Он считается охранителем, богом счастья и благополучия.

Слайд 5

В РАННИХ ИНДУИСТСКИХ ТЕКСТАХ ГОВОРИТСЯ О ДЕСЯТИ АВАТАРАХ ВИШНУ: первая —

В РАННИХ ИНДУИСТСКИХ ТЕКСТАХ ГОВОРИТСЯ О ДЕСЯТИ АВАТАРАХ ВИШНУ:

первая — рассказ о

потопе, когда для спасения людей Вишну принял образ рыбы;
вторая — о перевоплощении его в черепаху, чтобы достать напиток бессмертия (амриту);
третьим воплощением Вишну стал вепрь, который победил демона и спас землю от гибели;
четвертая — в виде человека-льва, который также одолел демона;
пятая — в виде карлика-великана (символ хитрости), который обманул царя демонов и отвоевал у него землю;
шестая — в виде Парашурамы (героя — победителя кшатриев), когда Вишну одолел кшатриев, захвативших власть на земле;
седьмая — в виде Рамы, победившего демона Равану;
в восьмой аватаре Вишну предстает в облике Кришны — героя племени ядавов;
в девятом «нисхождении» — в образе Будды;
десятая — в виде Калки — всадника на белом коне, который придет на землю в конце очередного мирового цикла, разрушит все несчастья и восстановит порядок и справедливость.
Слайд 6

Бог разрушения Образ Шивы противоречив. С одной стороны, это грозный бог

Бог разрушения

Образ Шивы противоречив. С одной стороны, это грозный бог — разрушитель всего,

мешающего мировому порядку. Поэтому он изображается с тремя глазами (третий глаз на лбу обычно закрыт, так как из открытого глаза вырывается все испепеляющее пламя), вокруг тела — змеи, на шее — ожерелье из черепов. Но с другой стороны, он и покровитель учености, разгульной жизни и любовных утех. Поэтому Шива обычно изображался в состоянии эротического возбуждения.
Культ Камы — искусство любви — был возведен в Индии на высокую ступень серьезного социального значения.
Слайд 7

ИНДУИСТСКИЕ ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ И СКУЛЬПТУРЫ Образцом пещерного индуистского храма служит храмовый комплекс в Эллоре.

ИНДУИСТСКИЕ ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ И СКУЛЬПТУРЫ

Образцом пещерного индуистского храма служит храмовый комплекс

в Эллоре. 
Слайд 8

Храм Кайласа — от высокого цоколя, украшенного фигурами слонов и львов

Храм Кайласа  — от высокого цоколя, украшенного фигурами слонов и львов

в натуральную величину, до пирамидальных башен — высекался из одного цельного куска камня на протяжении 150 лет, представляя собой по сути гигантскую скульптуру.
Слайд 9

Первый план храма

Первый план храма

Слайд 10

В статуях Будды представлена не только его сила, красота и здоровье,

В статуях Будды представлена не только его сила, красота и здоровье,

но и высокая одухотворенность. Такова статуя Будды из Сарнатха. Будда изображен проповедующим дхарму.
Слайд 11

Стремясь передать щедрость и изменчивость природных сил, которые олицетворялись божествами Вишну

Стремясь передать щедрость и изменчивость природных сил, которые олицетворялись божествами Вишну

и Шивой, мастера придавали им фантастический облик многоголовых и многоруких существ. Особенно популярным стало изображение многорукого Шивы — царя танцев, мощными ритмами своих движений осуществляющего круговращение Вселенной.
Слайд 12

ТРЕХЛИКИЙ ШИВА В ПЕЩЕРНОМ ХРАМЕ НА ОСТРОВЕ ЭЛЕФАНТА Величественный бюст трехликого

ТРЕХЛИКИЙ ШИВА В ПЕЩЕРНОМ ХРАМЕ НА ОСТРОВЕ ЭЛЕФАНТА

Величественный бюст трехликого божества,

одновременно воплощавшего силы разрушения, созидания и покоя, словно вырастал из каменной глыбы.
Слайд 13

Классический памятник раннего индийского Средневековья — храм Кайласанатха в Эллоре (храм

Классический памятник раннего индийского Средневековья — храм Кайласанатха в Эллоре (храм владыки горы Кайласа в

Эллоре — вершины мира, места обитания бога Шивы). .
Слайд 14

ИЗ ХРАМОВ СЕВЕРНОГО ТИПА НАИБОЛЬШЕЙ ИЗВЕСТНОСТЬЮ ПОЛЬЗУЮТСЯ ХРАМЫ КХАДЖУРАХО Среди них

ИЗ ХРАМОВ СЕВЕРНОГО ТИПА НАИБОЛЬШЕЙ ИЗВЕСТНОСТЬЮ ПОЛЬЗУЮТСЯ ХРАМЫ КХАДЖУРАХО

Среди них шиваистский

храм Кандарья- Махадева. Главным его элементом является шикхара, главная башня, возвышающаяся на высоту более 35 м над землей.
Слайд 15

СТРУКТУРА И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ХРАМА

СТРУКТУРА И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ХРАМА

Слайд 16

БОЛЬШОЙ РЕЛЬЕФ ХРАМА ДЕВИ ДЖАГАДАМБИ

БОЛЬШОЙ РЕЛЬЕФ ХРАМА ДЕВИ ДЖАГАДАМБИ

Слайд 17

ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ ОСТРОВА ЭЛЕФАНТА Главная пещера высечена в чуть выступающей из

ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ ОСТРОВА ЭЛЕФАНТА

Главная пещера высечена в чуть выступающей из основного

массива базальтовой скале.
Она состоит из центрального зала и двух примыкающих к нему с запада и востока замкнутых с трех сторон скалами двориков, из которых огромные входные проемы ведут в центральный зал, а так же в отдельные святилища, вырубленные тут же  в скалах
Слайд 18

Шива-Натрадажа Шива-Йогешвара

Шива-Натрадажа

Шива-Йогешвара

Слайд 19

«Ардханаришвара» (андрогинное божество: полу-Шива, полу-Парвати) Трехликий Шива

«Ардханаришвара» (андрогинное божество: полу-Шива, полу-Парвати)

Трехликий Шива

Слайд 20

ИНДО-ИСЛАМСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА Господство ислама наиболее сильно отразилось на характере индийской

ИНДО-ИСЛАМСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Господство ислама наиболее сильно отразилось на характере индийской архитектуры,

так как требовало совершенно новых по своей конструкции культовых зданий. На севере Индии с XIII в. началось широкое строительство новых сооружений, характерных для стран Востока, но неведомым прежде в Индии и не связанных с ее обычаями, — мечетей и минаретов, мавзолеев и медресе. Возникли и новые города с укрепленными замками, роскошными дворцами, рядами улиц и базарами. В строительстве вместо прежней сухой кладки напуском была введена кладка на растворе, позволившая возводить широкие арки и купола, прежде никогда не применявшиеся в Индии.
Слайд 21

Начало объединению двух архитектурных направлений было положено во время строительства в

Начало объединению двух архитектурных направлений было положено во время строительства в

новой столице Индии — Дели — огромного минарета Кутб-Минар, законченного в 1230 г.
Слайд 22

В султанате Гуджарат была построена мечеть Сиди-Саид в Ахмадабаде, сооружение, отличающееся

В султанате Гуджарат была построена мечеть Сиди-Саид в Ахмадабаде, сооружение, отличающееся строгой архитектоничностью

форм, сочетающее гладкую поверхность стен фасада и изящный рисунок декора.
Слайд 23

Фатхпур-Сикри представлял собой грандиозный дворцовый и храмовый ансамбль, гармонично соединявший в

Фатхпур-Сикри представлял собой грандиозный дворцовый и храмовый ансамбль, гармонично соединявший в

себе природные и рукотворные формы. Каждое сооружение этой столицы представляло собой значительный архитектурный комплекс. Там были дворец, здание для аудиенций, тронный зал, павильоны, соборная мечеть с тремя куполами и двумя мавзолеями во дворе
Слайд 24

В дворцовых и храмовых сооружениях Индии XVII в. уже обнаруживается отход

В дворцовых и храмовых сооружениях Индии XVII в. уже обнаруживается отход

от монументального стиля предыдущего столетия. Тяга к роскоши и изяществу знаменует медленное угасание мощи государства Великих Моголов. Излюбленным материалом у зодчих того времени становится белый мрамор, из которого построен один из самых значительных архитектурных памятников XVII в. — мавзолей Тадж-Махал в Агре. Созданный строителями разных стран — Индии, Турции, Ирана, Афганистана, — он увековечил память любимой жены Шах- Джахана Мумтаз-Махал.
Слайд 25

Это огромное здание построено со множеством ниш и эркеров, создающих прохладу

Это огромное здание построено со множеством ниш и эркеров, создающих прохладу

и движение воздуха и как бы слегка гудящих от ветра. Наружные и внутренние стены здания украшены инкрустированным мрамором, резьбой по камню и фресками. Между зданиями разбит английский парк, хорошо сочетающийся с окружающим горным ландшафтом
Слайд 26

РАДЖПУТСКАЯ ШКОЛА МИНИАТЮРЫ Художники этих школ в качестве сюжетов своих миниатюр

РАДЖПУТСКАЯ ШКОЛА МИНИАТЮРЫ

Художники этих школ в качестве сюжетов своих миниатюр выбирали

легенды о Кришне, также создавались иллюстрации к временам года, настроению человека, к музыке.

Гопи умоляют Кришну вернуть им одежду. Лист из Бхагавата Пураны, 1610, Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Слайд 27

Месяц Чайт (март-апрель). Барахмаса, Бунди, ок. 1675—1700,Британский музей. Уткантхита Наика. 1775-80, Британский музей, Лондон

Месяц Чайт (март-апрель). Барахмаса, Бунди, ок. 1675—1700,Британский музей.

Уткантхита Наика. 1775-80, Британский

музей, Лондон
Слайд 28

Город Джайпур — один из лучших образцов города-ансамбля в мировом градостроительстве.

Город Джайпур — один из лучших образцов города-ансамбля в мировом градостроительстве. Регулярная планировка

города позволила привести в стройную систему различные его элементы: улицы, здания, площади и т.д. Но главным средством достижения архитектурного единства служит применение одних и тех же форм карнизов, куполов, арок. Здания в столице также выдержаны в едином характере, но по формам и композиции не повторяют друг друга.