Дело мастера боится: деревенские профессии и занятия

Содержание

Слайд 2

Презентация «Дело мастера боится: деревенские профессии и занятия" послужит хорошим материалом

Презентация  «Дело мастера боится: деревенские профессии и занятия" послужит хорошим материалом

в копилке педагога, так как позволит познакомить дошкольников с историческим прошлым поморов, расширить знания детей о народных ремеслах и промыслах родного края. Каждый отдельно взятый файл послужит темой для более углубленного изучения материала и получения максимального количества полезной информации для обогащения активного словаря дошкольника .

Цель:  воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край.

Задачи:
расширять представление детей о забытых народных ремёслах ;
развивать познавательный интерес, стимулировать в процессе познавательного общения их любознательность, стремление к самостоятельному приобретению знаний;
воспитывать у дошкольников любовь и уважение к людям труда, продуктам их деятельности.
         -

Слайд 3

Дело мастера боится: (деревенские профессии и занятия) Славиться наша северная земля

Дело мастера боится: (деревенские профессии и занятия)
Славиться наша северная земля мастерами. И

сегодня мы расскажем о поморах и о том, как они трудились на своей земле сто лет тому назад.
В наши дни в селах и деревнях живут их потомки, которые выращивают, хлеб, ухаживают за скотом, ловят рыбу, охотятся- делают все то, «что отцы и деды велели». Естественно, что жизнь за прошедшее время заметно изменилась, но осталось главное – это любовь к земле и умение хорошо трудиться.
Поморы с большим уважением относились к любому человеческому труду.
Такое отношение поддерживалось из поколения в поколение, закреплялось словом, нормами этикета, подкреплялось поступками людей. И сегодня у вас есть возможность познакомиться с мастерами и умельцами старой поморской деревни, узнать об их ремесле – словом , отправиться в увлекательное путешествие на целый век назад.

Работа да руки-
надежные в людях поруки.

Слайд 4

Кадки для соления и хранения грибов, огурцов, рыбы, клюквы, брусники выполнялись

Кадки для соления и хранения грибов, огурцов, рыбы, клюквы, брусники
выполнялись из

дуба(древесина обладала консервирующими свойствами).
Из осиновых клепок мастер делал кадки для квашения капусты( капуста целый
год оставалась хрустящей).Молоко, мед, сливочное масло хранили в липовых
кадках (продукты не горчили).Ведра выполняли из ели(легкая древесина, не
пропускает влагу). Бондари были в каждой деревне. Мастера выполняли заказы
для односельчан или отвозили свою продукцию на ярмарки.

Бондарство было известно у северян с очень древних времен и всегда считалось
уважаемым ремеслом. Бондари изготовляли из коротких дощечек-клепок разную
утварь, необходимую в хозяйстве – бадьи, кадки, маслобойки, ушаты, бочки, ведра.

Слайд 5

Каждая крестьянская семья имела своих пахарей. Землю поморы обрабатывали сохой и

Каждая крестьянская семья имела своих пахарей. Землю поморы обрабатывали сохой и

плугом. Пахали землю для того, чтобы сделать слой почвы рыхлым, способным получать влагу и питательные вещества. Эта работа была очень тяжелой.
Недаром пословицы говорят: «Пашню пашут-руками не машут», «Землю пахать – не в бабки играть».

Пахоту начинали в один день всей деревней. Мужчины из уважения к матушке земле приходили на поле в чистой одежде, сходив накануне в баню. Перед началом пахоты каждый мужчина зарывал в землю горбушку хлеба и пасхальное яйцо – дары земле в надежде на ее благосклонность к людям.

Слайд 6

Слайд 7

Очень важной работой был сев. Поморы сеяли рожь, овес, ячмень. Эти

Очень важной работой был сев. Поморы сеяли рожь, овес, ячмень. Эти

культуры были не прихотливы. Обычно засевал поле хозяин дома, помогали ему сыновья. После молитвы отец семейства, надев через плечо севалку с зерном, отправлялся на поле. Семена должны быть крупными, потому что «от плохого семени не жди доброго племени», а сеятель – умелым, ведь «как посеешь, так и пожнешь»

СЕВАЛКА

МЕРА ДЛЯ ЗЕРНА

Слайд 8

Слайд 9

Уборка урожая называлась жатвой, а женщины, которые этим занимались – жницами.

Уборка урожая называлась жатвой, а женщины, которые этим занимались – жницами.

Время уборки урожая обозначалось словом «страда».

Она приходилась на конец июля - первую половину августа.
Рожь, ячмень жали серпами, а овес косили косой. Жницы работали с утра до вечера. Русская пословица говорит: «В страду одна забота – не стояла бы работа». Срезанные колосья перевязывались жгутом из стеблей, в результате чего получался сноп. Снопы складывались

в скирды и сохли. В честь собранного урожая в деревне устраивали праздник. Расставляли столы, выносились кушанья: мясо, пироги из муки нового урожая – и начиналось пиршество, в котором участвовала вся деревня.

СЕРП

Слайд 10

После того как урожай ржи, ячменя был убран с полей, наступала

После того как урожай ржи, ячменя был убран с полей, наступала

пора обмолота.В начале сушили колосья, затем начинали обмолот. Мужчины брали в руки цепы и ударяли по колосьям. После обмолота солому встряхивали, чтобы вытрясти из нее зерно, и складывали в кучи. Зерно также сгребали в кучи. Далее, с помощью большой лопаты, зерно освобождали от сорных трав.
После провеивания женщины засыпали зерно в мешки и отправляли в амбар или сразу же на мельницу.
Слайд 11

Слайд 12

СУСЕК И СОВКИ ДЛЯ МУКИ И ЗЕРНА РУЧНЫЕ ЖЕРНОВА Без мельника

СУСЕК И СОВКИ ДЛЯ МУКИ И ЗЕРНА

РУЧНЫЕ ЖЕРНОВА

Без мельника в деревне

было не обойтись. Мельник делал важное и нужное людям дело: перерабатывал зерно в муку. Эта работа шла на водяных и ветряных мельницах при помощи жерновов. Мельницы располагались обычно вдали от деревни.

МЕЛЬНИЦА ВЕТРЯНАЯ

Слайд 13

Слайд 14

ПАСТУШИЙ КНУТ БОТАЛО ПАСТУШЬИ РОЖКИ В каждом хозяйстве держали скот: коров,

ПАСТУШИЙ КНУТ

БОТАЛО

ПАСТУШЬИ РОЖКИ

В каждом хозяйстве держали скот: коров, лошадей, овец. В

холодное время животные находились в хлевах, а в теплое – на пастбищах. За коровами летом присматривали пастухи. Пастух должен был заботиться о порученном ему стаде: выбирать для пастьбы места с хорошими травами, охранять животных от волков и медведей. Он управлял ими при помощи рожка, а также длинной плети, которыми подавал животным нужные сигналы.

Пастухи работали весь летний сезон, получая за свою работу главным образом продукты. Находясь большую часть времени в лесу, они хорошо знали

голоса птиц, повадки диких и домашних животных, умели отыскать лечебные травы.

Слайд 15

Профессией, очень нужной в деревне, было коновальство, то есть лечение скота.

Профессией, очень нужной в деревне, было коновальство, то есть лечение

скота. Лошади, коровы, овцы для поморов имели жизненно важное значение. От их здоровья и благополучия зависело существование крестьян. Русская пословица говорит: «Мужик без лошади, что дом без крыши». Гибель скота была большим горем для семьи. Именно поэтому коновалы «скотские лекари». Пользовались большим авторитетом.

ИНСТРУМЕНТЫ
ДЛЯ СНЯТИЯ
ЗУБНОГО КАМНЯ

СУМКА КОНОВАЛА

Коновала сразу можно было узнать по кожаной сумке на поясе. В сумке коновал хранил различные мелкие инструменты, с помощью которых он разрезал нарывы, зашивал раны, пускал кровь, счищал зубной камень.
Для лечения он использовал различные мази, настойки из трав.

Слайд 16

ДВУРУЧНЫЙ СКРЕБОК И СТАНОК ДЛЯ ОЧИСТКИ ШКУРЫ ЗУБЧАТЫЙ МЕЗДРЯК Скорняком называли

ДВУРУЧНЫЙ СКРЕБОК
И СТАНОК ДЛЯ ОЧИСТКИ ШКУРЫ

ЗУБЧАТЫЙ МЕЗДРЯК

Скорняком называли мастера по

выделке меха и шитья из него зимней одежды. Скорняк занимался выделкой овчины из шкур русской породы овец. Из шкур шили мужские и женские шубы, полушубки, шапки. Их шили обычно мехом внутрь, а кожу, чтоб она красиво выглядела, окрашивали в черный или коричневый цвет.

Шубы и полушубки считались большой семейной ценностью.
Скорняки выделывали шкуры не только овец, но и диких животных. Особенно этот промысел был развит в лесных районах, где было много охотников.
Однако выделанные ими шкурки шли на продажу в города- обычно крестьяне не носили верхнюю одежду из меха дорогих пушных зверей, а предпочитали овчину.

ШАПКА

Слайд 17

Синильщик ( он же синила) занимался набойкой тканей и окрашиванием ниток.

Синильщик ( он же синила) занимался набойкой тканей и окрашиванием ниток.

У каждого мастера была своя синильня – мастерская, расположенная на берегу реки или озера. Печатали узор на ткани с помощью набойных досок. Принимаясь за набивку, мастер раскладывал белый холст на длинном столе,

брал набойную доску и окунал ее в раствор, в состав которого входят глина, клей, медный купорос и другие вещества. Доску, пропитанную раствором, синильщик прикладывал узором к ткани и начинал колотить по ней колотушкой. Это называлось «печатать» узор. Далее ткань сушили и опускали в чан с холодны раствором красителя.

Через определенное время ткань вытаскивали и прополаскивали в воде. Раствор растворялся и на синем фоне появлялся белый узор. Из этой ткани шили сарафаны, передники, штаны, скатерти.

Слайд 18

Пестуньей называли девочку, которой было поручено нянчить младших братиков и сестричек,

Пестуньей называли девочку, которой было поручено нянчить младших братиков и сестричек,

когда в семье не было бабушки, а мать занималась жатвой, сенокосом, уборкой урожая.

Девочки начинали заботиться о малышах с 7-8 лет, смотрели, чтоб малыш не выпал из люльки, кормили его кашей. На десятилетнюю пестунью мать могла положиться полностью.
Девочка умело обращалась с младенцами: пеленала, поила молоком, развлекала погремушками, радовала веселыми песенками. К своим подопечным она относилась с лаской, не сердилась на них, не ругала, старалась погладить, порадовать.
Пестунья к своим обязанностям относилась ответственно. Она не бросала малышей даже тогда, когда другие девочки, которым некого было нянчить, приглашали ее поиграть в прятки или пятнашки. Вот такие были помощники в семье.

ДЕТСКАЯ КАТАЛКА

ДЕТСКОЕ ОДЕЯЛО

Слайд 19

Смола – это густой сок хвойных деревьев, а смолокур – человек,

Смола – это густой сок хвойных деревьев, а смолокур – человек,

который ее добывает. Смола нужна была для того, чтобы защитить изделия из дерева от гниения и

сделать их водостойкими. Смолой пропитывали лодки, лыжи, сани, бочки, покрывали канаты и веревки, чтобы сделать их более прочными. Смолокурни устраивали вдали от деревни. Она представляла собой большую яму в форме воронки, под которую была врыта бочка. В яму закладывали просушенные сосновые чурки и поджигали, а сверху закладывали дерном. Дерево не горело, а обугливалось и смола вытапливалась и стекала в бочку.

Когда через несколько дней смолокуры выкапывали бочку, в ней была смольница – черная густа жидкость,

состоящая из воды, скипидара, смолы. Смолу легко было отделить, так как она оседала на дно. Смолокурение было тяжелой мужской работой: пни корчевать, колоть их, несколько дней находиться около смолокурни и смотреть, чтобы языки пламени не вырывались наружу. Поэтому, не каждый занимался этим делом.

Слайд 20

Вот и подошло наше путешествие к концу. Вы познакомились с деревенскими

Вот и подошло наше путешествие к концу. Вы познакомились с

деревенскими профессиями уважаемыми и редкими, сложными и загадочными. Одни не дошли до наших времен, другие получили новое рождение, третьи и вовсе сгинули.
Занятия поморов условно можно разделить на профессиональные и бытовые. Если кузнец, бондарь занимался своим ремеслом, помогая всей своей деревне и изготавливая товар на продажу, а синильщик или коновал и вовсе бывал один на много окрестных сел и деревень, то пестуньей становилась любая девочка с младшими братьями и сестрами, подпаском — мальчишка-подросток, а уж косить, жать, сеять, молотить, ткать , плотничать или охотиться умели в каждой семье.
И как хочется, чтоб наши дети были трудолюбивы, уважали любой труд и ценили свою историю. Известно, полюбить можно то, что знаешь. Если детям не рассказывать о том, как жили их предки в древности, трудно воспитать в них чувство любви и уважения к своему народу.

«Чем дальше в будущее входим,
тем больше прошлым дорожим…»

Слайд 21

Времена теперь другие, Как и мысли, и дела Далеко ушла Россия,

Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела
Далеко ушла Россия,


От страны, какой была!
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед,
Но преданья старины
Забывать мы не должны!