Основы композиции. Статика и динамика

Содержание

Слайд 2

Композиция (от лат. compositio - составление, сочинение) – построение художественного произведения

Композиция (от лат. compositio  - составление, сочинение) – построение художественного произведения в

соответствии с замыслом художника.

Средства композиции.

Каждое из этих средств имеет самостоятельное значение; все они необходимы для передачи художественной выразительности картины

Слайд 3

Работу над композицией рисунка всегда нужно вести с учетом особенностей человеческого

Работу над композицией рисунка всегда нужно вести с учетом особенностей

человеческого восприятия. Глазу человека необходимо перемещаться по картинной плоскости. Поэтому художники создают для глаза определенный «маршрут», похожий на простые геометрические фигуры.
Слайд 4

Слайд 5

Передача ритма, движения и покоя Ритм всегда подразумевает движение. Ритм в

Передача ритма, движения и покоя Ритм всегда подразумевает движение. Ритм в жизни и

в искусстве – это не одно и то же. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, как в технике, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение. В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.
Слайд 6

Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. В живописи,

Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. В живописи, графике,

скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность

Древнегреческая живопись. Геракл и Тритон, окруженные танцующими нереидами

Слайд 7

Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета.

Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета.

Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног . В результате ритм может строиться на контрастах объемов.

А. РЫЛОВ. В голубом просторе

Слайд 8

Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные. Почему же

Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные. Почему же ритм

передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения.

а – мячик спокойно лежит на книге,
б – медленное движение мячика,
в – быстрое движение мячика,
г – мячик укатился

Слайд 9

Правило передачи движения: – если на картине используются одна или несколько

Правило передачи движения:
– если на картине используются одна или несколько диагональных линий,

то изображение будет казаться более динамичным;
– эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом;
– для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.
Слайд 10

В. СЕРОВ. Похищение Европы Н. РЕРИХ. Заморские гости

В. СЕРОВ. Похищение Европы

Н. РЕРИХ. Заморские гости

Слайд 11

кажется, что конь остановился на полном ходу. Край листа не дает

кажется, что конь остановился на полном ходу. Край листа не дает

ему возможность продолжить движение

А. БЕНУА. Иллюстрация к поэме А. Пушкина «Медный всадник». Тушь, акварель

Слайд 12

Ощущение движения можно достигнуть, если использовать размытый фон, неясные, нечеткие контуры

Ощущение движения можно достигнуть, если использовать размытый фон, неясные, нечеткие контуры

объектов на заднем плане

Е. МОИСЕЕНКО. Вестники

Слайд 13

Правило передачи покоя: – если на картине отсутствуют диагональные направления; –

Правило передачи покоя:

– если на картине отсутствуют диагональные направления;
– если перед движущимся объектом

нет свободного пространства;
– если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия;
– если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной .
Слайд 14

К. МАЛЕВИЧ. На сенокосе К. КОРОВИН. Зимой

К. МАЛЕВИЧ. На сенокосе

К. КОРОВИН. Зимой

Слайд 15

Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами.

Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами.

Например, симметрично устроены фигура человека, бабочка, снежинка и многое другое. Симметричные композиции – статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены.
Слайд 16

В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению

В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению

к центральной оси картины

В. ВАСНЕЦОВ. Богатыри

Слайд 17

СТАТИКА ДИНАМИКА

СТАТИКА

ДИНАМИКА

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Упражнения

Упражнения

Слайд 24

Динамичная композиция

Динамичная композиция

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Статика

Статика

Слайд 30

Слайд 31