Древнерусский театр

Содержание

Слайд 2

Русское театральное творчество зародилось в эпоху первобытнообщинного строя и в большей

Русское театральное творчество зародилось в эпоху первобытнообщинного строя и в большей

степени, чем живопись и архитектура, связано с народным творчеством. Почвой, на которой появились его первоначальные элементы, являлась производственная деятельность славян, которые в народных обрядах и праздниках превратили ее в сложную систему драматического искусства.
Слайд 3

Фольклорный театр в славянских странах существует и поныне. Свадьба, похороны, земледельческие

Фольклорный театр в славянских странах существует и поныне. Свадьба, похороны, земледельческие

праздники представляют собой сложные ритуалы, длящиеся порой несколько дней и широко использующие такие театральные элементы, как драматическое действие, пение, танец, костюм, декорации (обряжение свата, невесты, хороводы, ритуальные или развлекательные игры и т.д.). У древних славян нашел отражение и характерный для мирового язычества праздник воскрешения умершей природы.
Слайд 4

Свадебные обряды

Свадебные обряды

Слайд 5

Масленица

Масленица

Слайд 6

После принятия христианства роль народных игрищ в жизни общества значительно снизилась

После принятия христианства роль народных игрищ в жизни общества значительно снизилась

(церковь преследовала язычество). Театральное народное творчество тем не менее продолжало жить до XX века. Поначалу его носителями были скоморохи. На народных игрищах исполнялись популярные «игры ряженых», «покойничьи» представления с «ученым медведем». Народный театр дал театр Петрушки.
Слайд 7

Театр Петрушки на Руси

Театр Петрушки на Руси

Слайд 8

Любимыми на Руси были кукольные представления – вертепа, позже райка (Украина),

Любимыми на Руси были кукольные представления – вертепа, позже райка (Украина),

на юге и западе – батлейки (Беларусь). Эти представления давались с помощью деревянного ящика, разделенного на верхний и нижний ярусы. На верхнем этаже игралась серьезная часть представления на тему библейского сказания о рождении Христа и царе Ироде. На нижнем этаже показывали бытовые комические и сатирические сценки, во многом напоминавшие театр Петрушки. Постепенно серьезная часть вертепного представления сокращалась, а вторая часть разрасталась, дополняясь новыми комическими сценками, вертепный ящик из двухъярусного стал одноярусным.
Слайд 9

Вертепа

Вертепа

Слайд 10

Вертепа

Вертепа

Слайд 11

Вплоть до XVII века в России театральность являлась органичным компонентом народных

Вплоть до XVII века в России театральность являлась органичным компонентом народных

обрядов, календарных праздников, разыгрываемых хороводов. Элементы ее входили в церковную службу, и именно здесь по мере усиления светского начала в русском обществе начинает формироваться профессиональный театр.
Слайд 12

Первоначально возникли литургические действа. Это достаточно сложные театральные представления, используемые для

Первоначально возникли литургические действа. Это достаточно сложные театральные представления, используемые для

усиления воздействия церковной службы и прославления единства государственной и церковной власти. Известны «пещное действо» (инсценировка расправы царя Навуходоносора над христианами) и «хождение на осляти» (розыгрыш сюжета Библии в вербное воскресенье).
Слайд 13

Литургические действа

Литургические действа

Слайд 14

Дальнейшему развитию театрального дела в России способствовали придворный и школьный театры

Дальнейшему развитию театрального дела в России способствовали придворный и школьный театры

XVII века. Еще при царе Алексее Михайловиче придворные празднества, приемы, церемониалы стали оформляться с большой долей театральности – выразительно и пышно. Первый русский профессиональный театр комедийная храмина был придворным и входил в число регламентированных «потех» царя. Возглавил его в 1662 году магистр богословия, пастор и руководитель школы при лютеранской офицерской кирхе в Немецкой слободе Москвы И. Грегори. Само же здание было открыто в 1672 году в селе Преображенском спектаклем «Артаксерксово действо».
Слайд 15

Иоган Готфрид Грегори

Иоган Готфрид Грегори

Слайд 16

«Артаксерксово действо»

«Артаксерксово действо»

Слайд 17

Появление школьного театра на Руси связано с развитием школярского образования. В

Появление школьного театра на Руси связано с развитием школярского образования. В

западной Европе он возник в XII веке в гуманистических школах как своеобразный педагогический прием и первоначально служил только учебно-воспитательным целям. Он помогал учащимся в форме игры овладевать различными знаниями: латинским языком и библейскими сюжетами, поэтикой и ораторским искусством. В XVI веке возможности духовного воздействия школьного театра стали использоваться в религиозно-политических целях: Лютером в борьбе с католиками, иезуитами – с лютеранством и православием. В России школьный театр использовался православием в борьбе против римско-католического влияния. Его зарождению способствовал монах, воспитанник Киево-Могилянской академии, образованный человек, политический деятель, просветитель и поэт Симеон Полоцкий.
Слайд 18

Симеон Полоцкий

Симеон Полоцкий

Слайд 19

Пьесы С. Полоцкого по своему характеру предназначены для придворного театра. По

Пьесы С. Полоцкого по своему характеру предназначены для придворного театра. По

своим достоинствам они стоят выше школьных пьес того времени и предваряют развитие театра XVIII века. Таким образом, функционирование «комедийной храмины» и появление первых профессиональных драматических произведений С. Полоцкого явилось началом исторически необходимого и закономерного процесса освоения достижений мировой театральной культуры в России.